Каталог статей

Золоева Т.А.

Современные рынки потребительских услуг

Современные рынки потребительских услуг характеризуются возрастанием конкуренции, что обуславливает необходимость их регулирования. Традиционно выделяют четыре возможные конкурентные структуры или типов рынков, в зависимости от которых меняется и набор регулирующих механизмов.

Таблица 1

Характеристики различных типов рынка

Параметры

Совершенная конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Монополия

Количество фирм

Много независимых фирм

Много фирм, производящих сходные услуги

Несколько фирм

Одна услуга и одна фирма

Контроль над ценами

Нет. Цены определяются рынком

Влияние ограничено возможностью замены

Существует влияние ценового лидера

Практически полный контроль

Дифференциация услуг

Нет. Услуги не различимы по свойству и качеству

Услуги дифференцированы по сегментам рынка

Существенны для отдельных продуктов, мала для стандартных

Нет

Лёгкость входа

Относительный лёгкий вход и выход

Относительный лёгкий вход и выход

Трудный. Часто требует больших инвестиций

Очень трудный

Источник: по материалам [4]

На рынках услуг конкуренция приобретает более сложные формы, чем на товарных рынках, поскольку предложить полностью стандартизированные наборы услуг разные производители практически не могут.

В различных государствах сложился собственный уникальный опыт регулирования сферы потребительских услуг. Анализ данного опыта позволяет выявить новые подходы к регулированию в целях совершенствования данной системы в российских условиях.

Так в Италии участие государства в регулировании потребительского рынка осуществляется путем закрепления основных принципов и норм, обеспечивающих равные права и условия всех участников, действующих в этой деликатной сфере общественной жизни. В структуру нормативной правовой базы, определяющей права и обязанности участников потребительского рынка в Италии, входят следующие национальные и международные правовые акты: Конституция Итальянской республики, Договор о создании Европейского Союза, законодательная база ЕС, Гражданский Кодекс Италии, решения итальянских Органов-гарантов, законодательные декреты правительства и циркуляры министерств и ведомств Италии [2].

Вопросам регулирования потребительского рынка также уделяется заметное внимание в социально-экономической политике Великобритании. Правовые нормы, направленные на защиту законных прав и интересов потребителей, находят отражение в подавляющем большинстве законодательных актов. Органом государственной власти, уполномоченным реализовывать государственную политику в сфере потребительского рынка, является Агентство справедливой торговли. Основными нормативными правовыми актами в области защиты прав потребителя и безопасности товаров являются: Закон 1982 года о поставках товаров и услуг (The Supply of Goods and Services Act 1982); Закон 1987 года о защите потребителя (The Consumer Protection Act 1987); Положения 2000 года о защите потребителя – продажа на расстоянии (The Consumer Protection Distance Selling Regulations 2000) и ряд подзаконных актов, изданных в их развитие [2].

Также необходимо отметить опыт регулирования рынков услуг, согласно законодательству ЕС. В статье 2 Договора о создании ЕС оговорены совместные действия стран-участниц в проведении скоординированной политики по усилению защиты прав потребителя и осуществления в этих целях соответствующих национальных мероприятий [1].

В России механизм регулирования сферы потребительского рынка постоянно совершенствуется, в силу чего изменяются функции органов исполнительной власти, осуществляющих контроль в данной сфере. Основным и постоянным фактором в этой сфере выступает организующая и контролирующая роль государства, устанавливающего определенный режим для реализации товаров, оказания услуг (выполнения работ), призванный обеспечивать возможность контроля с целью обеспечения защиты прав потребителя, установления и поддержания определенного порядка в обществе, а также осуществления собственных экономических и финансовых интересов [3]. В то же время многие реформы приобретают перманентный характер, когда к постоянно вносящимся изменениям предпринимательские структуры просто не успевают адаптироваться. Следовательно, в целях формирования устойчивой системы регулирования необходимо внедрять более глубокую исследовательскую практику, предшествующую самим изменениям.

Литература:

1. Государственное регулирование потребительского рынка в Великобритании [Электронный ресурс]: Официальный сайт Торгового представительства Российской Федерации в Великобритании. – [2009]. – Режим доступа: www.rustradeuk.org

2. Государственное участие в регулировании потребительского рынка Италии [Электронный ресурс]: Официальный сайт Торгового представительства Российской Федерации в Итальянской республике. – [2009]. – Режим доступа: [сылка более недоступна}

3. Ким, Е.В. Административно-правовое регулирование отношений в сфере потребительского рынка: Автореферат дисс… канд.юрид.наук. - Хабаровск, 2005. - 23 с.

4. Чубаков Г. Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия - М.: ИНФРА-М, 1996.