Каталог статей |
Агапова О.В. Приватизационный процесс в УкраинеАктуальность данной работы заключается в том, что в условиях перехода к рыночным отношениям в экономике Украины большое значение играет реформирование отношений собственности, что способствует развитию рыночных отношений, новых видов хозяйствования и преодолению экономического кризиса, в котором находится Украина. Поэтому проблема собственности является наиболее актуальной проблемой современной Украины.Целью работы является рассмотрение этапов становления приватизации в Украине, целей, принципов, проблем и результатов ее осуществления. Приватизация — процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, землю, природные ресурсы. Целями приватизации являются: 1) привлечение средств на структурную перестройку экономики; 2) повышение социально-экономической эффективности производства; 3) формирование рыночных отношений; 4) содействие предпринимательской деятельности; 5) стимулирование эффективности использования земель. В основе приватизации лежат следующие принципы: · приоритетного предоставления гражданам Украины прав на приобретение государственного имущества; · предоставления льгот на приобретение государственного имущества членами трудовых коллективов приватизируемых предприятий; · законности; · обеспечения социальной защищенности и равенства прав граждан Украины в процессе приватизации; · полного, своевременного и достоверного информирования граждан обо всех действиях по приватизации. Задачей, которая ставилась перед процессом приватизации в Украине, была передача государственной собственности частным владельцам, которые в свою очередь должны были значительно поднять эффективность ее использования как минимум на ступень выше. Переход экономики Украины с одной системы экономических координат к абсолютно противоположной не мог быть выполнен быстро, что обозначилось на темпах экономических преобразований и их качестве. Приватизация государственной собственности в Украине уже имеет несколько этапов и длится почти 20 лет. Первый этап охватывал 1991 - 1992 гг. В этот период был создан Фонд государственного имущества Украины, нарабатывалась законодательно-нормативная база, реализовались первые приватизационные проекты. На втором этапе - 1992-1994 гг. приватизационные ценные бумаги – имущественные сертификаты – существовали в виде депозитных счетов, а также ведущее место занимала аренда государственных предприятий с последующим выкупом. Третий этап приватизации проходил с 1995 по 1998 год. Он обозначился проведением массовой приватизации, преимущественно за приватизационные бумаги ("ваучеры" и "сертификаты") с привлечением широких кругов населения. На этом этапе был заложен фундамент для проведения индивидуальных процедур приватизации крупных предприятий. С 2000 г. начался четвертый этап приватизации - преимущественно индивидуальной денежной. Он потребовал существенного совершенствования и расширения законодательной базы. На современном этапе приватизация характеризуется следующими особенностями: · массовый характер продажи остающихся еще в государственной собственности активов, авральный способ их приватизации; · адресность планируемых продаж высоколиквидных предприятий; · цены, по которым Фонд государственного имущества выставляет объекты на продажу, не соответствуют их реальной стоимости. В процессах приватизации основную роль играет Фонд государственного имущества Украины и его региональные отделения. Указанный Фонд разрабатывает программу приватизации на текущий год и прогноз на перспективу, осуществляет организацию и контроль приватизации. Основными законодательными актами, которые регулируют процессы приватизации в Украине, являются Законы Украины "О приватизации имущества государственных предприятий" (от 15 июня 1993 г.), "О приватизации небольших государственных предприятий", "О приватизации государственного жилого фонда", "Об особенностях приватизации имущества в агропромышленном комплексе" и "О приватизационных бумагах". В этих законах определены основные принципы, средства, субъекты и объекты процесса приватизации [1]. С начала процесса приватизации, по состоянию на 01.01.12, реформировано 127260 объектов, из которых более чем три четверти (98481 объект) принадлежали коммунальной форме собственности, другие (28779 объектов) –государственной [2, с.6]. Фонд госимущества разработал программу приватизации на 2012-2014 гг., которая предполагает завершение реформирования отношений собственности к 2014 году. Принятая программа направлена на обеспечение высоких темпов приватизации государственных объектов, по которым не установлен запрет и ограничения на приватизацию и которые являются избыточными для выполнения государством своих функций, не пользуются спросом у покупателей, являются убыточными и малорентабельными. Проблемы приватизации в Украине: · использование государственной собственности в интересах отдельных лиц или групп; · отсутствие полноценного фондового рынка; · потеря управления экономикой в отдельных отраслях и предприятиями со стороны государства; · отсутствие оперативных изменений законодательства в связи с накопленным практическим опытом приватизации; · потеря хозяйственно-экономических связей предприятий. Результатами реформирования отношений собственности и приватизации в Украине являются: не выполнение приватизацией социальных и экономических задач; формальный характер акционерной собственности; потеря значительной части бывшего государственного имущества; стремительный рост имущественного расслоения населения. Подводя итоги можно сказать, что приватизация в Украине прошла долгий период становления и столкнулась с рядом проблем как на законодательном уровне, так и в процессе исполнения принятых законов. В условиях экономического и политического развития страны, приватизация оказалась недейственным инструментом преодоления экономического кризиса страны.
Литература:
1. Приватизация [Электронный ресурс]: Информационный центр Украина.ru. – Режим доступа: [сылка более недоступна} 2. Інформація щодо реформування відносин власності в Україні за 2011 рік // Державний інформаційний бюлетень про приватизацію. – Київ: Фонд державного майна України, 2012. – №3. – С. 6-8.
|