Каталог статей

Гамидуллаев Р.Б.

Эволюция становления и развития поддержки малого предпринимательства в России

В современной России на протяжении последних лет становление малого предпринимательства проходит на фоне серьезных социально-политических преобразований, внося существенный вклад в экономическую жизнь общества. Все эти годы малый бизнес, преодолевая различные барьеры и препятствия, развивался скорее вопреки проводимой экономической политике, чем благодаря ей [2, с. 76].

Сегодня каждый гражданин России в той или иной степени столкнулся с феноменом малого предпринимательства. Этому экономическому явлению даются различные, порой полярные оценки. Однако отрицать реальную многогранную значимость малого предпринимательства для решения социально-экономических проблем никто не станет. Вместе с тем, пройдя определенный путь развития, малое предпринимательство в России не стало еще конкурентоспособным сектором экономики. Эта проблема остается насущной на обозримое будущее и все усилия, направленные на поддержание малого предпринимательства, должны исходить из этой прерогативы.

Необходимо особо подчеркнуть региональную направленность малого и среднего бизнеса. МСП является подлинной базой рыночной экономики в регионе. Малый и средний бизнес приносит значительные доходы в местный бюджет. В свою очередь, малые и средние и предприятия весьма заинтересованы в тесном и эффективном сотрудничестве с органами власти на местах, т.к. большинство проблем развития малых и средних предприятий связано именно с решением вопросов регионального и местного значения [1].

Общеизвестно, что основными достоинствами МСП являются:

· функционирование на локальном рынке;

· быстрое реагирование на изменение рыночной конъюнктуры;

· непосредственная взаимосвязь с потребителем;

· узкая специализация на определенном рынке товаров и услуг;

· возможность начать бизнес с малым стартовым капиталом;

· высокая восприимчивость к инновациям;

· вовлечение широких масс населения в активную предпринимательскую деятельность, приобщение их к высоким нормам качества труда и к требованиям цивилизованных рыночных отношений.

Но наряду с достоинствами МСП имеет и некоторые недостатки. Небольшой объем операций лимитирует возможности малого предприятия расширять свою деятельность, а также вести большие научные разработки. МСП отличаются повышенной впечатлительностью к колебаниям рыночной конъюнктуры, которая приводит к частым разорениям и банкротствам. Исходя из этого, работники малых компаний являются менее социально защищенными, чем на больших предприятиях. Малый и средний бизнес также выступает фактором реформирования и демократизации в переходной экономике. Он играет ведущую роль в построении рыночного хозяйства и повышении уровня жизни населения. МСП обеспечивает структурную перестройку монополизированной экономики, развитие обслуживающих отраслей, пополняет рынок труда рабочими местами и т.п. Утверждение и развитие частной собственности, свободы предпринимательской деятельности невозможны без малого и среднего бизнеса. Поэтому становление МСП является одним из чрезвычайно важных и приоритетных направлений процесса реформирования любой развивающейся страны.

Рассмотрев основные этапы развития поддержки малого предпринимательства в России, представим их в следующей таблице (табл. 1).

Таблица 1

Основные этапы становления и развития поддержки малого предпринимательства в России

Этапы

Характеристика

1992г. –1994г.

Вызревают контуры концепции поддержки малого предпринимательства, определяются приоритеты в его развитии:

- издается ряд документов, признающих поддержку малого предпринимательства одним из важнейших направлений экономической реформы, которые  в реальности остаются лишь декларацией;

- утверждается Комитет по развитию кредитных союзов;

- период чековой приватизации (1992 —1994 гг.) привел к созданию «командного номенклатурного капитализма»;

- рождение массы различных структурных подразделений: фондов, ассоциаций и пр.;

- создается Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;

- свою программу поддержки частного предпринимательства предлагает Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР);

- наблюдается нарастание криминально-уголовного характера многих процессов в малом бизнесе, что связывается с отсутствием устойчивых, сложившихся норм и правил предпринимательской этики, наличием «государственного рэкета» и уголовного рэкета.

1995г. –1998 г.

Малые предприятия уже прошли определенный путь развития и переболели «детскими болезнями роста».

- Образовывается Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства;

- вводится в практику хозяйственной деятельности новый Гражданский кодекс;

- принят Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» №88-ФЗ, который законодательно определил статус малого предприятия;

- утверждена Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1996—1997 гг.;

- разрабатывается более 40 законодательных и нормативных актов, затрагивающих деятельность малых предприятий;

- предпринимаются попытки по поддержке малого предпринимательства в производственной сфере и, прежде всего, в инновационной области;

- определенные усилия предпринимаются по формированию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

- выходит Программа «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в РФ» и Указ Президента РФ «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в РФ»;

- издан Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29.12.1995 года № 222-Ф3, принятого в развитии Федерального закона от 14.06.1995 года № 88-Ф3 «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»;

- продолжает активную деятельность Европейский банк реконструкции и развития;

- результативно осуществляет свою деятельность Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;

- существенным фактором, мешающим цивилизованному развитию отечественного малого предпринимательства, остается криминальность и криминализация самого малого бизнеса;

- нехватка финансов для начинающего предпринимателя вынуждает их самостоятельно приспосабливаться к особенностям рынка.

1999г. – 2001г.

Становится характерным обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне:

- разработана Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 2000 — 2001 гг.;

- события августа 1998 года стали этапной вехой для развития отечественного малого бизнеса: малые и средние предприятия  можно считать главными пострадавшими от августовского кризиса;

- закладывается комплекс мероприятий, нацеленный на разработку концепции формирования правового поля государственной поддержки малого предпринимательства;

- выходит Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. № 1460 «О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности», в котором ставится задача по содействию инновационной деятельности;

- постепенно начинают формироваться механизмы и стимулы, способствующие более активному освоению и использованию информационных процессов;

- инновационная деятельность предпринимателя оставляет желать много лучшего, так как этот вид деятельности продолжает недостаточно финансироваться;

- активное внедрение в практику хозяйствования венчурного капитала — эффективной действенной формы инвестирования инноваций;

- остается актуальным международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства.

2002г.– 2007г.

Государство серьезно задумалось о поддержке малого инновационного предпринимательства как важнейшего фактора повышения конкурентоспособности российской экономики.

- Принят документ «Об основах политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу»;

- появилась Концепции развития венчурной индустрии в России;

- объем рынка кредитования малого бизнеса в России вырос более чем на 90%;

- вышло Постановление Правительства № 249 «Об условиях и порядке предоставления в 2005 году средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства»;

- распоряжением Правительства РФ №328-р была утверждена Федеральная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий»;

- приняты поправки в Налоговый кодекс РФ, направленные на создание благоприятных условий налогообложения организаций, работающих в области информационно-коммуникационных технологий;

- происходит активное строительство инновационной инфраструктуры для имущественной поддержки малого предпринимательства;

- совершенствуется нормативно-правовая база создания и функционирования особых экономических объектов инновационной инфраструктуры (бизнес-инкубаторов, технопарков, ОЭЗ и т.д.)

2008г. – по настоящее время

Развитие малого и среднего бизнеса, в особенности инновационного, становится одним из приоритетных направлений в экономической политике современного государства

- Мировой финансовый кризис существенно ухудшил показатели финансово-хозяйственной деятельности МСП;

- имеется ряд административных и психологических проблем в развитии малого и среднего бизнеса;

- рынок кредитования МСП находится еще в недостаточно развитом состоянии;

- реализуется ряд программ для поддержки начинающего малого предпринимательства;

- предпринимаются попытки институционализации субъектов инновационной деятельности;

-  вступил в силу новый Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», что способствует снижению административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности;

- совершенствуется нормативно-правовая база осуществления инновационной деятельности в России;

- начинает реализовываться ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» до 2013 года, направленная на привлечение молодых специалистов в сферу инноваций, а также ряд других федеральных программ;

- с новой силой происходит создание инновационной инфраструктуры, появляются примеры успешной работы данных структур в различных регионах РФ, подтверждающие их эффективность.

Проанализировав эволюцию становления и развития поддержки малого предпринимательства в России, представим некоторые выводы в виде таблицы 2, в которой условно оценим уровень поддержки (отсутствует, слабая, средняя или сильная), оказываемой малому бизнесу, на различных этапах его развития.

Таблица 2

Уровни развития основных видов поддержки малого предпринимательства на различных этапах его эволюции

            Этап

Вид

поддержки

1991 г.– 1994г.

1995 г.– 1998г.

1999г. – 2001г.

2002г. – 2007г.

2008г. – по настоящее время

Финансовая

поддержка

Слабая

Слабая

Слабая

Средняя

Средняя

Имущественная

поддержка

Отсутствует

Слабая

Слабая

Средняя

Средняя

Нормативно-правовая поддержка

Слабая

Слабая

Слабая

Средняя

Средняя

Снижение налогового бремени

Слабая

Слабая

Слабая

Средняя

Средняя

Снижение административных барьеров

Слабая

Слабая

Слабая

Слабая

Средняя

Информационная

поддержка

Отсутствует

Отсутствует

Отсутствует

Слабая

Средняя

Что же касается малого инновационного бизнеса, то можно сказать, что на первом этапе своего развития он обеспечил себе прочное место в НИОКР, причем это практически сразу сопровождалось получением конкурентоспособной продукции и выводом ее сначала на внутренний, а затем и на внешний рынок. Однако дальнейшая эволюция российских малых предприятий, формирование которых началось на первых этапах реформ, пошла таким образом, что большинство из них включились в торговую и посредническую деятельность, и только небольшая часть осталась в сфере науки и инноваций. Если в 1995 году было зарегистрировано почти 50 тыс. МИП, то к 2000 г. их количество едва превышало 30 тыс., а к 2002 г. составило около 23 тыс.

Национальный институт системных проблем предпринимательства (НИСИПП) выявил статистические параметры инновационной активности малого бизнеса в сфере промышленности. По подсчётам НИСИПП, в 2009 году инновационный сектор малого и среднего предпринимательства в промышленности насчитывал 1,9 тыс. предприятий. В 2009 году, по данным Росстата, в России было 5,6 млн. предприятий, которые можно отнести к субъектам малого предпринимательства. 70% из них – индивидуальные предприниматели. В масштабе общего количества малых и микропредприятий (1,6 млн. единиц) процент инновационных предприятий в промышленности составляет 0,12%.

Общие данные по доле инновационных предприятий в секторе малого бизнеса приводит «ОПОРА России». Согласно исследованиям организации, малый бизнес России можно считать инновационным не более чем на 2% [3].

С 2009 году начала реализовываться ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» до 2013 года, направленная на привлечение молодых специалистов в сферу инноваций. Кроме того, для повышения эффективности оценки применяемых мер господдержки Роснауки предложено создать единый реестр талантливой молодежи РФ. Все эти меры, на наш взгляд, оказывают слабое влияние на сложившуюся негативную ситуацию вследствие отсутствия системного подхода и конкретных механизмов их реализации.

Для создания комплексной системы поддержки инновационного предпринимательства потребуется продолжительное время, причем необходимы не только воля властей и наличие финансовых ресурсов, но и определенная степень зрелости предпринимательского сообщества и общества в целом. Степень зрелости характеризуется весом малого предпринимательства в экономике конкретной территории, механизма выработки решений по регулированию вопросов, связанных с условиями развития бизнеса, уровня осознания предпринимателями своей роли и места в экономическом развитии, готовностью властей к диалогу с бизнесом, отношением общественного мнения к предпринимательству вообще, к малому бизнесу, в частности.

Использованная литература:

1. Горбань О.П. Роль малого бизнеса в рыночной экономике. МГТУ. – М., 2000.

2. Интернет-ресурс: [сылка более недоступна}

3. Малый бизнес – малые инновации – [сылка более недоступна} news/5550.php