Каталог статей

Абдикаримова Карлыгаш, Хуаныш Лена

Пути развития государственного регулирования рыночной экономики Республики Казахстан

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально - экономической системы к изменяющимся условиям. Объективная возможность государственного регулирования появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики.

В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью воспроизводства. Оно решает различные задачи: это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период. Генеральной целью государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация к его изменяющимся условиям.

Рыночный механизм – довольно сложное образование. Существует несколько критериев разграничения его структурных элементов. Главным признаком рыночного механизма Республики Казахстан является принцип свободы хозяйственной деятельности. Таким образом, в рыночной экономике нашей Республики действует следующий исходный принцип: "Каждый субъект вправе избирать для себя произвольную форму экономической, хозяйственной деятельности, кроме запрещенных законом, ввиду их общественной опасности". Следует отметить, что в рынке Республики Казахстан реализуется и принцип всеобщности. Он обусловливает комплексность рыночного хозяйства, где не должно быть структур, не пользующихся товарно-денежными отношениями, которые являются наиболее важными атрибутами рынка в экономике.

Регулирование экономики можно рассматривать как одну из форм  деятельности  государства.  В  настоящее  время  значение  этой  функции буржуазного государства значительно повышается. Государство проводит свою регулирующую деятельность используя государственный и государственно-частный секторы экономики. Государству, особенно в ряде европейских стран, принадлежит в настоящее время значительная часть национального богатства.

В современных условиях государство уделяет большое внимание созданию оптимальных отраслевых пропорций. В этих целях государство создает благоприятные условия для развития тех отраслей, которые имеют решающее значение для экономики страны, а также поддерживает некоторые старые отрасли, которые попали в трудное положение в условиях бурного развития научно-технического прогресса. Учитывая масштабы деятельности государств в развитых странах в этой области, рассматривать отраслевое    регулирование    как    самостоятельный    вид    деятельности государства по формированию народнохозяйственных пропорций.

Наряду с конъюктурным и отраслевым регулированием государство осуществляет и региональное  регулирование.  Целью регионального является создание оптимальных пропорций между районами страны, которые развиваются неравномерно. Региональное регулирование широко применяется в Англии, Италии, Голландии. Скандинавских странах.  Следующим важным методом государственного вмешательства в экономику страны в развитых странах является денежно-кредитная политика, т.е. меры по регулированию кредита и денежного обращения.  Косвенным путем государство оказывает свое влияние на экономику путем изменения норм амортизации. В основу новой стратегии государственного регулирования рыночной экономики Республики Казахстан положены приоритет национальной и экономической безопасности, ставка на внутренние источники роста и государственное стимулирование развития промышленности, преодоление разрыва между финансовым и реальным секторами экономики и социальная направленность стратегии государственного управления экономических преобразований в стране.

Основные направления новой стратегии государственного управления экономикой Республики Казахстан включают:

- усиление государственного сектора экономики;

- государственное стимулирование роста промышленности по приоритетным направлениям;

- поддержку инновационного процесса;

- государственное регулирование товарных, финансовых и информационных рынков, внешнеэкономических процессов;

- государственное управление на региональном уровне.

На современном этапе предлагается сделать основную ставку на усиление государственного влияния в экономике путем эффективного использования государственной собственности, которая в годы реформ подверглась продаже. Государственное регулирование рынков Республики Казахстан составляет наиболее развитую часть государственного управления  экономикой. Проведение новой политики государственного управления экономикой предполагает совершенствование формальных и неформальных институтов. Необходим комплекс законов и нормативных актов, регламентирующих деятельность государства на информационном рынке, его права по лицензированию участников рынка, сертифицированию рыночной информации и т. д.

Одновременно предстоит разработать законодательную базу, надежную систему стимулов и гарантий для решения первоочередных задач развития информационных технологий, глобальных компьютерных систем и эффективных коммуникаций, обеспечивающих прорыв в области организации управления на всех уровнях экономики.  Механизм развития рыночной экономики Казахстана воплощает намеченные государством финансовые мероприятия в конкретные, адресные, реальные результаты - расширенное воспроизводство  экономических ресурсов, входящих в состав стоимости всех             многочисленных элементов общественного продукта, нематериальных благ, услуг и ценностей на всех уровнях и в сферах общественно-              экономической жизни. Многообразие результатов воспроизводства вызывает соответствующее многообразие форм и методов экономического (хозяйственного) механизма, составной и неотъемлемой частью которого является механизм развития рыночной экономики.

Поэтому от государственного регулирования рыночной экономики и механизма развития рыночной экономики, как составных частей экономической политики и механизма, зависит нормальное течение            процесса расширенного воспроизводства. Правильно сформулированное государственное регулирование рыночной экономики, четко налаженный, синхронно работающий механизм развития рыночной экономики  способствуют социально-экономическому развитию общества. Существует и обратная тенденция: если государственное регулирование рыночной  экономики не в полной мере учитывает действие экономических законов             или находится с ними в противоречии, то соответствующий механизм           развития рыночной экономики не в полной мере или не в состоянии использовать производственные возможности национального хозяйства, отрасли, региона и т.д.; в этом случае экономическое развитие общества тормозится, накапливаются негативные явления, появляются антиобщественные процессы. Такая ситуация складывается при               применении административно-волевых, чрезмерно централизованных методов управления, которые игнорируют требования объективных экономических законов.

Задачи совершенствования механизма развития рыночной               экономики на современном этапе развития экономики связаны с широкой демократизацией производства, внедрением коммерческих начал,               рыночного регулирования, усиления экономической заинтересованности в                  результатах хозяйствования.

Литература:

1. Ескараев, О.К. Государственное регулирование рынка в Республике Казахстан Алматы 2010г.

2. Мырзалиев, Б.С. Государственное регулирование экономики. Алматы. 2010г.