Каталог статей

Кужаева Л. М.

Оценка эффективности государственных органов

Общая социальная эффективность государственных органов достигается усилиями двух компонентов системы последнего: государства, его органов и служащих, и общества, его управляемых объектов и самоуправленческих структур. Эта эффективность но­сит совокупный характер и не дает четкого представления о вкладе в нее каждого из названных компонентов.

Эффективность – сложный феномен, многоплановое явление. Ее сущность, содержание и технология определения во многом зависят от того, с какой науки и с какой конкретной научно-практической целью она рассматривается. Так, в политике «эффективность» рассматривается как нечто положительное и желательное, получая тем самым смысл ценностной характеристики деятельности. В отношении к деятельности органов власти это термин стал действенным политическим символом, способным организовать общественное мнение в поддержку определенных предложений. В самом общем виде «эффективность» понимается как: возможность достижения результата; значимость получения результата для тех, кому он предназначен; отношение значимости этого результата к количеству усилий, потраченных на его достижение.

 Эффективность государственных органов можно оценить путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление.  Но такая элементарная оценка не всегда оказывается корректной, поскольку результат управления:

· не всегда выражается прибылью;

· приводит к непосредственному и опосредованному результатам; непосредственный результат скрывает роль управления в его достижении, прибыль часто выступает как опосредованный результат;

· может быть не только экономическим, но и социальным, социально-экономическим, политическим, социально-психологическим и т.п.

На сегодняшний день

Оценка эффективности деятельности госорганов осуществляется по следующим направлениям их деятельности: достижение стратегических целей и задач в курируемых отрасли, сфере, регионе; исполнение актов и поручений президента РК, администрации президента РК, правительства РК, премьер-министра РК, его заместителей, руководителя канцелярии премьер-министра РК. Кроме того, при оценке эффективности учитываются реализация бюджетных программ при исполнении бюджета; оказание государственных услуг; управление персоналом; применение информационных технологий.

Для Казахстана повышение эффективности государственных органов и улучшение качества государственных услуг, предоставляемых обществу, является залогом стабильного социально-экономического развития и конкурентоспособности государства. Начиная с 2010 внедрена Система оценки под руководством Администрации Президента. В 2011успешно завершена пилотная оценка 40 государственных органов (24 центральных и 16 местных исполнительных органов), выявлены слабые стороны их деятельности и даны соответствующие поручения. В сою очередь пилотные проекты обеспечивают комплексную модернизацию государственной службы. В настоящее время госорганами начаты мероприятия по повышению показателей эффективности. Кроме того, с учетом пилотной оценки Администрацией Президента совместно с госорганами осуществляется работа по доработке методологий.

Органы государственной власти акцентируют внимание на повышении качества своей деятельности, улучшении процедур работы. Граждане часто говорят о том, что оказываемые бюджетными учреждениями услуги не отвечают ожиданиям, не удовлетворяют потребности.

Очень важный вопрос, которому в бюджетном секторе уделяется недостаточно внимания, – мотивация специалистов к качественному труду, творчеству, достижению оптимальных результатов. Необходима именно позитивная, а не негативная мотивация. Практически полностью отсутствует комплексная система мониторинга качества государственных услуг, достижения результатов, соблюдения технологий и степени удовлетворенности потребителей. Одна из важнейших составляющих такой оценки – выявление мнения потребителей. Однако социологические опросы сегодня используются крайне редко: они дороги, трудозатратны и сложны в плане интерпретации полученных отрицательных результатов. А ведь в условиях реформы важно искать слабые места, выявлять причины недовольства потребителей и определять пути устранения недостатков: менять технологии оказания услуг, модернизировать оборудование, работать с персоналом.

Таким образом, на наш взгляд  для повышения эффективности работы государственных необходимо:

· разработка стандартов направленных на  устойчивое улучшение качества государственных услуг

· определение конкретного перечня предоставляемых государственных услуг, с ранжированием его на услуги, которые должно предоставить государство и те услуги, которые можно перевести из бюджетного сектора в сферы соответствующих частных организаций или автономных учреждений

· создание для государственных служащих стимулирующие условия для качественного выполнения своих профессиональных обязанностей

· не пренебрегать мнением населения - одним из самых эффективных механизмов оценки, так как оно является конечным потребителем, и если оценка одного человека может быть субъективной, то отобранные и сведенные данные - это объективный источник информации

Использование выше перечисленных предложений, дает возможность для реализации различных программ,  с помощью которых можно добиться значительного повышения эффективности и действенности административного управления, о чем свидетельствует опыт зарубежных стран.

Литература:

1. Н.А. Назарбаев Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана: Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана - январь 2012 г.

2. Указ президента Республики Казахстан «О Системе ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы» от 19 марта 2010 г.

3. Добреньков В.И, Кравченко А.И.  Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 4: Общество: статика и динамика. - М.: ИНФРА-М, 2004. – с 860:

4. Сеилханов Е.Т. Политическая система РК: опыт развития и перспективы. Монография. Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2009г.

5. Eisenstadt S.N. Modernization: Protest and Change. N.Y., 1966. P. I.

6. Levy M., Ir. Modernization and the Structure of Societies: A Setting for International Affairs. Princeton,1966. Vol. 1-2. P. 735.