Каталог статей

Мусаева А.К.

Формирование эффективного и прозрачного рынка земельных ресурсов

Формирование эффективного и прозрачного рынка земельных ресурсов является одной из главнейших задач земельной реформы. Введение земли в экономический оборот будет оказывать содействие становлению новых форм хозяйствования на селе, возрастанию объемов сельскохозяйственного производства, поступлению инвестиций в аграрный сектор экономики.

В последние годы исследования относительно формирования отечественного рынка земель ведутся довольно активно. Обоснованием понятия "рынок земли" занимаются Ю.Д. Билык [1], А.С. Даниленко [1], Д.С. Добряк [2]; вопросы экономического оборота земли исследуют П.И. Гайдуцкий [3], Д.С. Добряк [2], П.Т. Саблук [4], Н.Н. Ревенко [5], А.М. Третяк [6], В.М. Трегобчук [7]; вопросами регулирования земельних отношений занимаются И.М. Михасюк [8], Б. Косович [8], В.В. Юрчишин [9]; денежную оценку земель разрабатывали и исследовали Ю.Н. Новиков [10], И.В. Кобута [11], В.Я. Месель-Веселяк [12], М.М. Федоров [12]. Но, не смотря на серьезный вклад в теорию рынка земли, не все вопросы этой проблемы полностью раскрыты. Остается дискуссионным как понятие рынка земли, так и путей его формирования.

С 1996 года из Государственного бюджета Украины в Автономную республику Крым (далее АР Крым) было выделено 16 322,8 тыс. грн. Начиная с 2000 года, финансирование мероприятий по земельной реформе и охране земель, из Государственного бюджета Украины несколько улучшилось и достигло наибольших показателей в 2006 и 2008 годах 3240,0 и 3174, 0 тыс. грн. соответственно (рис.1).

Рис.1. Финансирование работ по земельной реформе

в 2000-2008 гг. (тыс. грн.)

Земельный фонд автономии по состоянию на 01.01.2008 составляет 2608,1 тыс. га, из них 1798,9 тыс. га (68,97 %) составляют сельскохозяйственные угодья (табл. 1).

Таблица 1.

Структура сельскохозяйственных угодий АР Крым

Сельско-хозяйственные угодья

Площадь сельскохозяйственных угодий, тыс. га

Соотношение вида земельных угодий к общей площади сельскохозяйственных угодий АРК, %

Пашня

1264,9

70,3

Залежи

11,7

0,7

Многолетние насаждения

80,9

4,5

Сенокосы

2,2

0,1

Пастбища

438,9

24,4

Структура земельного фонда АР Крым приведена на рисунке 2, структура сельскохозяйственных угодий – рисунке 3.

Рис. 2. Структура земельного фонда АР Крым на 01.01.2008 г. (тыс. га)

Рис. 3. Структура сельскохозяйственных угодий АР Крым на 01.01.2008 г. (тыс. га)

Общее количество землепользователей и собственников земли (юридических и физических лиц) в республике составляет 826,244 тыс.

В пользовании и собственности юридических и физических лиц находится 1908,8 тыс. га земель (73,2 % от общей площади республики), в том числе 1474,2 тыс. га - сельскохозяйственных угодий (82 % от общей площади сельхозугодий в автономии).

Основными землепользователями являются 869 сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности, в пользовании которых находится 781,9 тыс. га земель (или 41% от общей площади земель, находящихся в собственности и пользовании граждан и юридических лиц, или 66 % от площади земель всех юридических лиц), в том числе 747,4 тыс. га сельхозугодий.

Структура использования земель сельскохозяйственного назначения в Автономной Республике Крым приведена в рисунке 4.

В пользовании и собственности 815,6 тыс. граждан - физических лиц находится 724,2 тыс. га земель (или 38 % от общей площади земель, находящихся в собственности и пользовании граждан и юридических лиц), в том числе 706,8 тыс. га сельхозугодий.

В землях запаса и землях, не предоставленных в собственность и пользование в границах населенных пунктов, находится 699,3 тыс. га земель (или 27 % от общей площади земель автономии), в том числе 324,7 тыс. га сельхозугодий (18 % от площади сельхозугодий автономии).

В пользовании и собственности 9,7 тыс. юридических лиц (без учета сельскохозяйственных предприятий) находится 402,7 тыс. га земель (или 21,1% от общей площади земель, находящихся в собственности и пользовании граждан и юридических лиц), в том числе 20 тыс. га сельхозугодий.

Общая площадь орошаемых земель составляет 397,3 тыс. га (15 % от общей площади земель республики), площадь орошаемых сельхозугодий -396,3 тыс. га (22 % от общей площади сельхозугодий в республике). Из этих земель 260,0 тыс. га находятся в пользовании сельскохозяйственных предприятий, из них 259,3 тыс. га сельхозугодий.

Рис. 4. Структура использования земель сельскохозяйственного назначения в АР Крым на 01.01.2008 г. (тыс. га)

В собственности и пользовании граждан находятся 132,7 тыс. га орошаемых сельхозугодий. В землях запаса и землях, не предоставленных в собственность и пользование, находится 4,5 тыс. га орошаемых сельхозугодий.

В государственной собственности числится 1384,2 тыс. га (или 53,1 % от общей площади республики), в том числе 588,2 тыс. га сельскохозяйственных угодий (32,7 % от общей площади сельхозугодий республики).

В собственности физических и юридических лиц находится 1220,4 тыс. га земель (или 46,8 % от общей площади республики), в том числе 1210,4 тыс. га сельскохозяйственных угодий (67,3 % от общей площади сельхозугодий республики).

В коллективной собственности продолжает числиться в 12 негосударственных сельхозпредприятиях 3,5 тыс. га земель несельскохозяйственного назначения (0,13 % от общей площади республики).

По состоянию на 01.01.2009 в республике насчитывается 589,8 тыс. га сельскохозяйственных угодий государственной собственности, из них: 159,2 тыс. га находится в постоянном пользовании, 94,2 тыс. га передано в аренду и 336,4 тыс. га осталось не распределенными.

Согласно предоставленным данным местными органами земельных ресурсов по состоянию на 25.12.2008, в целом по республике не обрабатывается 11,6 тыс. га земель (пашня, многолетние насаждения), находящихся в пользовании юридических и физических лиц, из них, 5,5 тыс. га арендуемых у собственников земельных участков, долей (паев). Наибольшее количество земель, которые находятся в пользовании, не обрабатываются в Бахчисарайском районе - 2,3 тыс. га. Это земельные участки (паи), взятые в аренду на территории Куйбышевского, Голубинского, Красномакского, Песчановского сельских советов. В Белогорском районе не обрабатывается 3,1 тыс. га на территории Зеленогорского, Зуйского и Крымрозовского сельских советов. В Сакском районе не обрабатывается 2,9 тыс. га на территории Вересаевского сельсовета совхозом-заводом «Евпаторийский». В Симферопольском районе 0,6 тыс. га не обрабатывается на территории Мирновского сельсовета предприятием МПЦ мясного производства. На территории Суворовского сельского совета города Армянска не обрабатываются земли владельцев земельных долей (паев) на площади 2,6 тыс. га.

Кроме того, имеется 16,5 тыс. га необрабатываемых земель владельцев земельных долей (паев), которые не предоставлены в аренду из-за отсутствия арендаторов.

По состоянию на 25.12.2008 гражданами не осваивается 13,4 тыс. земельных участков на площади 12,6 тыс. га, предоставленных им для ведения личного крестьянского хозяйства в границах и за границами населенных пунктов. Наибольшее количество участков не осваивается в Джанкойском, Кировском, Раздольненском и Сакском районах. Кроме того, по принятым органами исполнительной власти и местного самоуправления решениям о разрешении разработки проектов отвода земельных участков гражданам для ведения личного крестьянского хозяйства, не оформляются проекты отвода более одного года по 20,7 тыс. участкам на общей площади 16,7 тыс. га.

Не осваивается гражданами и 1,6 тыс. га земель, предоставленных для ведения фермерского хозяйства. Больше всего земель не осваивается фермерами Сакского района (770 га) и города Армянска (256 га).

Рис. 5. Продажа земель несельскохозяйственного назначения в 2008 году в разрезе городов и районов

В результате работы Комитета по организации продажи земель местными советами поступления от продажи земель несельскохозяйственного назначения в Автономной Республике Крым составили в 2008 году 53 млн. грн. (при плановом задании 42 млн. грн.), за отчетный период продано 42,97 га земель несельскохозяйственного назначения.

Продажа земель несельскохозяйственного назначения под объектами недвижимости в республике неуклонно растет. Наиболее активно проходит продажа земель в г. Ялта (19,7 млн. грн.), г. Симферополь (14,4 млн. грн.), г. Алушта (7,41 млн. грн), г. Евпатория (3,6 млн. грн.). Не осуществлялась продажа земель в текущем году в Белогорском, Джанкойском, Кировском, Ленинском, Нижнегорском, Первомайском, Симферопольском, Советском р-нах, г. Армянске, г. Красноперекопске (рис. 5).

Однако организацию предоставления земельных участков в Автономной Республике Крым на конкурентных основах возможно обеспечить в полной мере только при условии принятия Закона Украины "О рынке земель", устанавливающего общие принципы предоставления земельных участков на конкурентной основе, в том числе путем продажи права аренды.

IV Выводы.

1. Как видим из вышеприведенных данных первичный рынок земли в Украине существует, а отсутствие необходимых законодательных актов и инфраструктуры только тормозят его развитие.

2. Изучив мнения ученных, проанализировав первичный рынок земли, мы пришли к выводу, что мораторий на относительно заключения сделок купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения должен быть отменен. Но для этого необходимо принять ряд важных законов «О рынке земли в Украине», «О государственном земельном банке», «О функционировании земельных бирж и аукционов», «О земельном суде» и т.д.

3. Существует объективная необходимость  создания государственного земельного банка, который должен обслуживать новые земельные  отношения, способствовать  восстановлению сельского хозяйства на  основе кредитов под залог земельной собственности. С момента  вступления в силу закона «О купле-продаже земли» банк берет на себя все  функции активного участника рынка земли.

Литература

1. Формування ринку землі в Україні // За ред. А.С. Даниленка, Ю.Д. Білика. – К.: Урожай. – 2002. – с 280.

2. Добряк Д. Земельна реформа і формування ринку землі в Україні. – Доступний з: http: // www.soskin.info /ea.php?pokazold

3. Гайдуцький П.І. Аграрний ринок: уроки і завдання // Економіка АПК. – 2002. − № 5.

4. Саблук П.Т. Особливості аграрної політики України в пореформений період. // Вісник академії економічних наук України. – 2002. − № 1. – С.14.

5. Ревенко М.М. Роль держави в регулюванні власності на землю // Економіка АПК. – 2002. − № 5.

6.  Третяк А.М. Інвестиційна привабливість земельних ресурсів України. IV симпозіум. «Австрія-Україна. Сільське господарство: наука та практика», Австрія. – 2002.

7.  Трегобчук В.М. Економічні проблеми Відтворювання і модернізації ресурсного потенціалу АПК // Соціально-економічна стація та шляхи подолання кризового стану в агропромисловому комплексі України. – К.: УАЕ. – 1999.

8.  Михасюк І.Р., Косович Б. Регулювання земельних відносин: Монографія. – Львів, Львівський національній університет ім. Івана Франка. − 2002. – 264 с.

9.  Юрчишин В.В. Соціально-економічні проблеми села // Соціально-економічна модель постреформового розвитку агропромислового виробництва в Україні. – К.: ІАЕ УААН. – 2000. – С.54-59.

10.  Новиков Ю.Н. Денежная оценка земли. – Симферополь: Таврия. – 2002.

11.  Кобута І.В. Оцінка землі при обстеженні витрат доходів фермерських господарств США. // Економіка АПК. – 1998. − № 2.

12.  Месель-Веселяк В.Я., Федоров М.М. Удосконалення грошової оцінки земель сільськогосподарського призначення. // Економіка АПК. – 2002. − № 8. – С.12.