Каталог статей

Ауезканов А.Б.

Международные кредитные организации – источник поддержки малого предпринимательства в Казахстане

В отличие от развитых стран мира, где основная финансовая поддержка малого предпринимательства (МП) осуществляется по линии государства, в Казахстане возможности государственного бюджета в начале и в конце 90-х годов были ограниченными. В этих условиях акцент был сделан на коммерческие механизмы привлечения финансово - кредитных средств для малого бизнеса. В целях широкого привлечения потенциальных инвесторов, финансово - кредитные ресурсы, которых, несомненно,  играют немаловажную роль в развитии малого предпринимательства, была продолжена работа над созданием благоприятного климата для прямых инвестиций в Казахстан, часть которых предусматривалось направить на финансирование приоритетных направлений предпринимательской деятельности. Результатом такой государственной политики является сотрудничество Казахстана с наиболее развитыми зарубежными финансовыми институтами.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) с 1998 года совместно с Фондом развития малого предпринимательства реализует программу реализации малого бизнеса в Казахстане. В рамках указной программы ЕБРР сотрудничает с ведущими банками Казахстана по кредитованию малого бизнеса в Республике. Кредиты по данной программе выдаются в сумме до 250,0 тыс. долл. США на пополнение оборотного капитала и на инвестиции малого предпринимательства  и выдаются сроком до 4-х лет, ставка кредитования 20-25% годовых в тенге и 16-20 % годовых в валюте. Погашение в основном, ежемесячное равными долями. Недостатки программы - высокие ставки кредитования, высокие требования к залоговому обеспечению.

Кредитная линия Международного Банка Реконструкции и Развития (МБРР).

Кредитная линия Международного Банка Реконструкции и Развития направлена на постприватизационную поддержку сельскохозяйственных предприятий МП. В этой связи предпочтения отдаются проектам по приобретению оборудований по производству и переработке сельхозпродукции. Сумма кредита - от 100,0 до 500,0 тыс. долл. США, срок кредитования - до 12 лет, вид деятельности - сельское хозяйство. Кредиты выдаются на пополнение оборотного капитала (20%), приобретение основных средств - (80%). Порядок погашения - равными долями 2 раза в год, льготный период до 3-х лет. Ставка кредитования - 12-16% в валюте. Требования к заемщикам, вклад в проект собственных средств: не менее 10% в случае восстановления или модернизации действующего производства; не менее 25% в случае развития деятельности в новом направлении. Недостатки кредитной линии - высокая ставка кредитования, высокие требования к залогу. Кредиты выдаются только предприятиям сферы сельского хозяйства. Не кредитуются затраты, связанные с покупкой или арендой земли. Требования в участии проекта (10%, 25%).

Кредитная линия Азиатского Банка Развития (АБР) действует с 1994 года. Выдача кредитов по программе осуществляется через банки второго уровня. Программа кредитует малое предпринимательство в сфере сельского хозяйства. Сумма кредита - 100,0 тыс. долл. США, срок пользования - 5 лет, ставка кредитования - 11% годовых, порядок погашения равными долями 2 раза в год. Особые условия: финансируемые товары должны быть произведены в одной из стран участниц АБР. Недостатки: наличие особого условия, высокие требования к залогам, действие программы только для МП в сельском хозяйстве.

Кредитная линия Центральноазиатского американского Фонда поддержки предпринимательства. Ранее осуществлял прямое финансирование действующих производственных предприятий. Затем начали работать через банки второго уровня. Сумма кредита от 25,0 тыс. долл. США до 1,0 млн. долл. США, срок кредитования от 1 года до 3-х лет. Кредиты выдаются юридическим лицам на производство продукции и услуг, на пополнение оборотных средств, основные средства. Порядок погашения 2 раза в год, льготный период не более 6 месяцев. Процентная ставка кредитования 12-18% годовых в валюте и 18% в тенге. Предпочтение при выборе инвестиционного проекта отдаются предприятиям пищевой промышленности, производства, текстиля, транспорта и т.д. Недостатки программы: высокие ставки кредитования, высокие требования к залоговому обеспечению, небольшие сроки кредитования.

Кредитная линия KFW. Кредитная линия была открыта в 2001 году в рамках Межправительственного финансового сотрудничества ФРГ с Республикой Казахстан и направлена на поддержку малого и среднего бизнеса. Сумма кредита от 10,0 тыс, до 1,0 млн. марок. Срок пользования - от 2 до 4 лет. Погашение - 2 раза в год, равными долями, льготный период до 1 года. Особые условия - участие заемщика в реализации проекта собственными средствами в объеме 20% от суммы кредита. Ставка кредитования - 12% годовых в валюте. Вид деятельности: перерабатывающая отрасль, сектор бытового обслуживания и торговли. Недостатки программы: высокие ставки кредитования, высокие требования к залоговому обеспечению, небольшие сроки кредитования.

В Казахстане также действуют кредитные линии по экспортно-импортной линии Банка Кореи, Исламского Банка развития и т.д.

Исследования условий выше указанных кредитных линий позволили вывести общие критерии отбора проектов для финансирования: проект должен быть обеспечен ликвидным залогом в размере 120 -150% от суммы запрашиваемого кредита; проект должен быть обеспечен участием собственных средств малого предприятия в размере 10-25% от стоимости проекта; проект должен предусматривать создание нового или расширения уже существующего бизнеса; проект должен быть подкреплен хорошо проработанным бизнес-планом (определены возможности выхода продукции на рынок, стратегия выхода на рынок, проект должен быть конкурентоспособным); проект должен быть прибыльным. Минимальная ставка рентабельности должна превышать ставку кредитования. Таким образом, исследования условий кредитных линий, предложенных зарубежными банками, позволили определить не только их полезность для развития малого предпринимательства Казахстана, но и их недостатки.

Рынок кредитных ресурсов Казахстана для малого предпринимательства, в общем, характеризуется высокими ставками, жесткими требованиями к залоговому обеспечению, недоступностью финансовых и кредитных ресурсов по приемлемым условиям для предприятий.

Начало перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007 -2024 годы требует внедрения в жизнь новых систем управления и обеспечения финансово - кредитными ресурсами малого производственно - инновационного предпринимательства (МПИП), которые решали бы проблемы инновационной активности МП Казахстана, внедрения устойчивых прогрессивных технологий и т.д. При этом эти системы обеспечения финансовыми и кредитными ресурсами МП должны быть построены с участием не только государства, но и других рыночных структур.

Рисковый характер новых технологий, инноваций в деятельности МПИП препятствуют широкому вовлечению коммерческих банков в процесс кредитования инновационных проектов. Это связано не только с долгосрочностью запрашиваемых ссуд, но и зачастую отсутствием гарантий кредитору в возврате ссуд, в получении вознаграждений, а также механизмов вовлечения     коммерческих     банков     в     кредитование     (финансирование) инвестиционных проектов МП. Данное обстоятельство практически выводит коммерческие банки из числа кредиторов по средне - и долгосрочным проектам малого производственно - инновационного предпринимательства.

Для решения проблем доступности кредитов МПИП в отечественной экономической литературе встречаются предложения ввести для коммерческих банков налоговые льготы. В частности, для банков предлагается режим налогообложения, предусматривающий отнесение на вычеты из совокупного годового дохода банков всей суммы провизии, сформированных для покрытия убытков по сомнительным (с повышенным риском) и безнадежным кредитам, представленным субъектам МП сферы производства. Также предлагаются в качестве дополнительной меры льготного налогообложения ввести для банков, осуществляющих средне - и долгосрочное кредитование субъектов малого бизнеса, пониженные ставки подоходного налога, при условии снижения банками процентных ставок за предоставляемые кредиты.

Наиболее приемлемым направлением активизации кредитования МПИП, является создание финансовых структур, выступающих в роли «гасителей» рисков для коммерческих банков. Эти структуры будут находиться между МП производственного сектора (рынком) и коммерческими банками в роли «распределителей» рисков. Такой механизм успешно практикуется во всех развитых странах мира.

Целесообразно совершенствовать систему предоставления налоговых льгот не в «сторону» распространения рисков кредитования МПИП на коммерческие банки (через систему налоговых льгот для банков), а в направлении создания структуры, где будут сосредоточены и минимизированы риски кредитования МП.

Анализ зарубежного опыта поддержки малого предпринимательства (США, Европейские, Азиатские страны) показывает, что  страны с присущей им предприимчивостью нашли пути повышения эффективности работы МП. Они пошли на определенный риск, в результате чего родились и прижились на практике, совершенно новые способы финансирования (кредитования) стартующих и быстроразвивающихся предприятий МП. Например, выдача гарантий и кредитов, через различные специализированные фонды, созданы новые формы партнерства: франчайзинг, интрапренерство и т.д. В Казахстане эти формы, к сожалению, не нашли должного развития из-за отсутствия соответствующих правовых условий.

Рынок финансово - кредитных услуг для МП в Республике Казахстан находится на стадии своего дальнейшего развития. Его отличительной особенностью являются: неразвитость институциональных структур, ограниченное количество финансово - кредитных институтов, инструментов, ограниченность пакета финансово - кредитных услуг, высокая стоимость коммерческих кредитов, неудобные графики погашения задолженности по кредиту, высокие требования к залоговому обеспечению и.т.д. Проблемы финансово - кредитного обеспечения МП усугубляются медленными темпами институциональных реформ, отсутствием на рынке новых финансово сильных и разнообразных институтов, исключительно специализирующихся на поддержке МП.

На фоне такой ситуации и в начале нового индустриально-инновационного курса развития экономики Казахстана необходимо принять конкретные меры, направленные на формирование финансовых институтов, определяющих дальнейшее развитие (и отвечающие программным задачам развития экономики РК и МП) механизмов финансово - кредитной поддержки МП.

Литература:

1. Постановление Правительства РК от 12 февраля 1998 года №103 «О реализации Программы кредитования малого предпринимательства в рамках кредитования ЕБРР». Опубликовано 19.09.97.

2. Указ Президента РК от 30.03.2006 года № 80 «О дальнейших мерах
по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года».

3. Умбетов А. Кредитование малого бизнеса и банки //АльПари. - №2. -1999.