Каталог статей |
Ургушева С.С. Пути решения проблем накопительной пенсионной системы КазахстанаСовременная практика государственного регулирования социально-экономического развития страны обусловливает необходимость перехода к формированию долгосрочных целевых ориентиров развития пенсионной системы. Пенсионное обеспечение в Республике Казахстан занимает ведущее место в системе социальной защиты населения, и затрагивает интересы более 1,6 миллионов пенсионеров и около восьми миллионов участников накопительной пенсионной системы страны. Его качественные и количественные характеристики свидетельствуют об уровне социального, экономического, правового и культурного развития общества.Пенсионное обеспечение Казахстана в настоящее время представляет собой систему из трех уровней (пилларов), сочетающих одновременно механизмы солидарной и накопительной систем. Первый уровень - это солидарная пенсионная система, унаследованная Казахстаном от СССР после его распада и основанная на «солидарности поколений», в которой источником пенсионных выплат становится государственный бюджет за счет налоговых отчислений работающей части населения и других поступлений. В настоящее время в рамках этого уровня формируются пенсионные выплаты для тех, чей трудовой стаж на момент выхода на пенсию по состоянию на 1 января 1998 года составляет не менее шести месяцев. Отчисление обязательных пенсионных взносов в период трудовой деятельности отвечает условиям второго уровня пенсионной системы и уже обязывает молодое поколение нести самостоятельную ответственность за уровень своего дохода после выхода на пенсию, так как источником пенсионных выплат станут сформированные ими на индивидуальных пенсионных счетах накопления. Третий уровень - накопительная система, основанная на добровольных и добровольных профессиональных пенсионных взносах. Каждому гражданину предлагается возможность за счет добровольных пенсионных взносов увеличить свои накопления и тем самым обеспечить себе более высокий доход после завершения трудовой деятельности. Казахстанская модель пенсионной системы основополагается на следующих принципах: - предоставление вкладчикам и получателям права выбора накопительного пенсионного фонда; - обязательное участие в системе всего работающего населения; - разграничение пенсий и других форм социального обеспечения; - персонифицированный учет пенсионных накоплений вкладчиков; - начисление пенсионных взносов и хранение формируемых накоплений на индивидуальных пенсионных счетах; - гарантии государством сохранности пенсионных накоплений в размере фактически внесенных обязательных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции на момент выхода вкладчика на пенсию; - обязательного предоставления накопительным пенсионным фондом своему вкладчику либо получателю информации о состоянии его пенсионных накоплений; - государственного регулирования деятельности участников накопительной пенсионной системы; - хранение денег и ценных бумаг в банке-кастодиане, который не может быть аффилированным с НПФ либо ООУИПА; - контролирование банком-кастодианом целевого размещения пенсионных активов; - дифференцированный учет собственных и пенсионных активов в накопительном пенсионом фонде; - невозможность обращения взысканий на пенсионные активы по долгам вкладчика, НПФ, банка-кастодиана и ООУИПА, включая случаи ликвидации или банкротства. Недостатки, которые в настоящее время свойственны казахстанской пенсионной системе: - низкий уровень финансовой грамотности и инвестиционной культуры населения; - недостаточный охват населения услугами накопительных пенсионных фондов, прежде всего речь идет о сельском и самозанятом населении; - недостаточность пенсионных накоплений для достойного уровня пенсионных выплат при наступлении старости; - недостаточная степень развития системы добровольных пенсионных накоплений; вопросы эффективного инвестирования пенсионных накоплений, в условиях дефицита привлекательных, и в то же время надежных и ликвидных ценных бумаг. Одним из методов решения ряда обозначенных выше проблем может стать введение в практику так называемых «мультипортфелей», которые дадут возможность каждому вкладчику принимать инвестиционные решения в вопросах управления и приумножения своих пенсионных накоплений, основываясь на собственных предпочтениях в соотношении риска и доходности. Для начала предполагается введение лишь трех портфелей, основанных на консервативной, умеренной и агрессивной инвестиционных стратегиях. Таким образом, возникает перспектива, в которой вкладчики будут наделены не только правами, но и ответственностью за управление своими пенсионными активами. Аналитики рассчитывают на то, что подобная мера будет эффективной как минимум по трем проблемным позициям: в преодолении низкого уровня финансовой и инвестиционной грамотности населения; в вовлечении в пенсионную систему тех, кто все еще предпочитает оставаться вне ее; и в развитии добровольного пенсионного обеспечения. Кстати, введение множественности инвестиционных портфелей наряду с обеспечением твердых гарантий сохранности пенсионных накоплений являются приоритетными задачами, поставленными главой государства в рамках дальнейшего развития накопительной пенсионной системы страны. Разнонаправленные тенденции по доходности на рынке инвестирования пенсионных активов свидетельствуют о том, что Пенсионные Фонды Казахстана находятся в поиске наилучших способов сохранения и приумножения денег вкладчиков. С 1 января 2012 планируется перевод людей пенсионного возраста на консервативный портфель, где деньги будут вложены в без рисковые ценные бумаги, преимущественно государственные. Вкладчики, не достигшие пенсионного возраста, будут объектом умеренного портфеля. На агрессивный портфель планируется переходить с 2015 года. Кроме того, предлагается расширить внутренний рынок инвестиций и спектр финансовых инструментов, активно использовать на рынке практику аннуитетного страхования, а также рассмотреть возможности привлечения пенсионных активов к реализации прорывных проектов путем выпуска облигаций. Таким образом, на основе изучения данной проблемы пенсионной системы можно сделать следующие выводы: - внедрение мультипортфелей в конечном итоге должно повысить доходность пенсионных накоплений; - обеспечить надежность всей пенсионной системы; - предоставить больше свободы и пенсионным фондам, и их вкладчикам.
Литература: 1.Закон РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» 2. Послание Президента Республики Казахстан – «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» от 27 января 2012 года 3. Мельников В.Д. Основы финансов: Учебник- Алматы: 4. Анализ развития накопительных пенсионных фондов в РК// Вестник ЕНУ им. Л.Н. Гумилева.- Астана ,2010 -№1 |