Каталог статей |
Филаткина В.И. Необходимость стратегического управления на предприятиях УкраиныОпыт перехода к рыночной экономике показал необходимость стратегического управления на предприятиях Украины. Действия организаций и их руководителей не могут сводиться к простому реагированию на происходящие перемены. Современным инструментом управления развития организации в условиях нарастающих изменений во внешней среде, является методология стратегического управления и выбора рыночной стратегии.Анализ внешней среды служит инструментом, при помощи которого разработчики стратегии контролируют внешние по отношению к организации факторы с целью предвидеть потенциальные угрозы и открывающиеся новые возможности. Анализ внешней среды позволяет организации своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей, разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, разработать стратегию, которая позволит организации достигнуть поставленных целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности. Проанализировав внешние опасности и новые возможности, приведя в соответствие с ними внутреннюю структуру, руководство организации может приступить к выбору стратегии. Выбор стратегии — центральный момент стратегического планирования. Часто организация выбирает стратегию из нескольких возможных вариантов. Так, если организация хочет увеличить свою долю на рынке, она может достичь цели несколькими путями: понизить цены на продукцию, продавать товар через большее число магазинов, представить на рынок новую модель, через рекламу создать более привлекательный образ товара и т.п. Каждый путь открывает разные возможности. Например, ценовая политика легко осуществима и гибка, но и без труда копируется конкурентами, а стратегия, основанная на новой технологии, трудно копируется, но требует больших затрат и менее гибка и т.д. Таким образом, организация может столкнуться с большим числом возможных альтернативных стратегий. Все вышесказанное имеет прямое отношение к предприятиям санаторно-курортной сферы Крыма. Высокая конкуренция, рост спроса на качественные основные и дополнительные услуги предприятий крымского туристического бизнеса обязывает руководство предприятий обращаться к современным методам управления, среди которых не последнее место занимает стратегическое управление. В целом, состояние санаторно-курортной отрасли Крыма и Феодосии, в частности, еще не достигло показательных результатов. Такие характеристики касаются не только условий проживания, инфраструктуры отдыха и развлечений, уровня сервисного обслуживания в отдельных пансионатах и санаториях, но и рентабельности работы субъектов санаторно-курортного комплекса в целом. По официальным данным в 2008 году многие из санаториев оказались убыточными, несмотря на то, что свободных мест в них практически не было в курортный сезон. Подобный факт объясняется несколькими объективными причинами: - отсутствие инфраструктуры отдыха и развлечений; - сезонный характер работы; - высокая себестоимость оказываемых услуг. Например, стратегия пансионата «Бригантина», расположенного в пос.Береговое, неподалеку от г. Феодосия, входящий в область так называемой Большой Феодосии предусматривает ориентацию на рекреантов из Украины - до 50%, стран СНГ и России - 40%, стран дальнего зарубежья -10%. Это тесно связано с материальной обеспеченностью прибывающих на отдых рекреантов с доходами класса «средний», ориентированных на качественный отдых достаточно высоких стандартов. Именно этот контингент отдыхающих на сегодняшний день организовывает свой отдых на курортах Крыма и Феодосии. Пансионату «Бригантина», как и многим подобным предприятиям необходимо, проанализировав внешнюю среду, применять ряд мер из арсенала стратегического управления. Такими мерами могут быть: Во-первых, проведение активной широкомасштабной рекламной кампании и заключение контрактов с турагентствами российских и украинских городов, что позволит увеличить уже существующий сложившийся поток рекреантов из этих городов. Во-вторых, современный туристический рынок сформировал соответствующую инфраструктуру, основанную на разделении видов выполняемых функций, поэтому в настоящее время нельзя говорить о современном и динамичном развитии без налаженных контактов с остальными участниками туристического рынка. В результате проведенного анализа руководству пансионата были предложены две основные перспективные стратегии развития предприятия. А, именно: — стратегия расширения реализации услуг, включая выход на внешний рынок; — стратегия инноваций, т.е. модернизации существующих услуг, разработки и внедрения новых услуг. Основное направление развития – это модернизация номерного фонда пансионата , т.к. спрос на услуги размещения на Юго-Востоке Крыма особенно высок. В дальнейшем планируется развивать инфраструктуру предприятия. Для создания устойчивой клиентской базы пансионата недостаточно только лишь мероприятий рекламного характера, необходима широкомасштабная (как минимум в рамках СНГ) кампания по представлению, рекламированию и информированию о предоставляемых возможностях отдыха среди потенциальных посетителей крымского туристического региона, такая компания вполне возможна в сотрудничестве с аналогичными Феодосийскими предприятиями при поддержке городских властей и Министерства курортов и туризма АРК. По нашему мнению стратегии расширения рынка и внедрения инноваций перенесут максимальный и быстрый результат путем модернизации номерного фонда и применения целого комплекса маркетинговых мероприятий по продвижению услуг санатория, причем эти стратегии могут рассматриваться многими Крымскими предприятими сферы гостеприимства как основные.
|