Каталог статей

Мершиева Г.А.

Особенности маркетингового управления на рынке химикатов в российских условиях

На протяжении нескольких последних лет производство химикатов сталкивается с проблемой роста затратности производственных процессов. Кроме того, негативные последствия кризиса, связанные с нестабильностью цен на нефть на основных товарных биржах, добавляют неопределенности перспективам развития данного отраслевого сегмента мировой экономики. На российском внутреннем рынке динамика цен на продукты нефтепереработки также остается недостаточно стабильной. Все это накладывает определенные особенности на специфику маркетингового управления продвижением химической продукции, на процессы управления ее жизненным циклом.

Кроме того, проблемой маркетингового управления для компаний, функционирующих на рынке химикатов, становится постепенная трансформация химической продукции из специализированной, узко ориентированной в массовую, практически равносильную потребительским товарам. Такой процесс в значительной степени обусловлен усилением конкуренции на рассматриваемом рынке, которая также схожа с усилением конкуренции на рынке потребительских товаров – ее основной причиной становится приход все новых азиатских игроков, предлагающих более дешевые химикаты, на мировой рынок химической продукции [1].

Основными сегментами рынка химикатов в настоящее время можно назвать: активные фармацевтические компоненты; пестициды; химикаты для электроники; современные керамические материалы; специальные полимеры.

Кроме того, активными темпами идет развитие таких сегментов химической промышленности, как: производство нанохимикатов и ферментов; производство красителей и пигментов для красок и чернил; производство высокоэффективных термопластов; производство поликарбонатов и конструкционных пластмасс; производство светоотверждаемых покрытий.

При этом следует отметить, что развитие конкуренции в выделенных сектора рынка химикатов происходит, как под воздействием внутреннего рынка, так и под влиянием усиления позиций зарубежных производителей, таких как компании стран азиатского региона.

 Для повышения эффективности функционирования российских производителей химикатов, улучшения их конкурентных позиций, им следует разрабатывать стратегические планы развития, партнерства с иностранными производителями и поставщиками. Это может позволить им договориться с поставщиками сырья о меньшем увеличении цен на определенные материалы, убедить их задержать повышение цен на месяц или два или получить какие-нибудь другие льготы.

Сильно отражается на производстве химикатов рост стоимости энергии. Большинство компаний этой отрасли закладывают в основу стоимости своих продуктов фиксированную цену природного газа. Однако в настоящее время мировые финансовые и экономические трудности приводят к тому, что прогнозирование и фиксация цен на энергоносители становятся довольно сложным занятием. В связи с этим, подорожание энергоносителей многие химические производители перекладывают часть возросших расходов на своих клиентов. Поскольку колебания цен на энергоносители стали неотъемлемой чертой современной экономики, большинство химических фирм научились предусматривать их в своем планировании. В частности, отдельные компании используют программы хеджирования природного газа, считая эти меры успешными. Кроме того, рост стоимости топлива, используемого для транспортировки специальных химикатов, также серьезно сказывается на прибылях и вынуждает компании вводить транспортные надбавки для компенсации этих затрат.

Еще одной особенностью рынка химикатов, воздействующей на процессы маркетингового управления жизненным циклом продукции, является роль инноваций в процессе повышения конкурентоспособности химической продукции. Независимо от своего назначения, специальные химикаты имеют тенденцию рано или поздно превращаться в потребительский товар, особенно по окончании срока действия патента на них. Химические компании четко осознают этот факт и предпринимают различные превентивные меры. К таким мерам можно отнести постоянное обновление ассортимента своей продукции, ориентированного на нужды клиентов. Таким образом, можно констатировать, что одной из стратегий управления жизненным циклом химической продукции является выведение объемов продаж на пиковые значения в первые годы, после ее непосредственного появления (период действия патента), с последующим резким сокращением интенсивности маркетинговых мер по поддержанию продаж по окончании срока действия патентных обязательств. 

Другой инновацией, воздействующей на процесс управления жизненным циклом химической продукции, является отделение направлений производства в самостоятельные бизнесы. Это в отдельных случаях позволяет расширить систему электронного бизнеса, объединив в ней поставщиков и клиентов.

Кроме того, многие компании активно работают над повышением эффективности производственного процесса и одновременно предлагают дополнительный пакет услуг.

Таким образом, можно заметить, что в российских условиях существует ряд особенностей, связанных с воздействием на внутренний рынок иностранных конкурентов, а также с рядом специфических черт процесса производства химикатов в России.

Список использованной литературы.

1. Конъюнктура рынка специальных химикатов [Электронный ресурс]. – [2009]. – Режим доступа: [сылка более недоступна}