Каталог статей |
Шанкибаев Б.Н. Новый подход к решению задач транспортного типаВ данной работе продолжается изложение метода «сокращения невязок», [1-3], и дается его реализация для двух видов задач транспортного типа: транспортной задачи с ограниченными пропускными способностями коммуникаций; обобщенной транспортной (распределительной) задачи.Метод сокращения невязок для решения транспортной задачи с ограниченными пропускными способностями коммуникаций Рассмотрим задачу, заданную следующей моделью: найти минимальное значение линейной функции при ограничениях: (2) (4) Наличие верхнего
ограничения Модель (1)-(4),
когда некоторые из Опишем алгоритм решения задачи (1)-(4), разработанный автором и изложенный, в частности, в работах [1] - [3]. Этот алгоритм является обобщением алгоритма решения общей транспортной задачи, [1]. Предварительный этап. Шаг 1. Все элементы каждого столбца нумеруются в порядке
возрастания значений Шаг 2. Заполняется
матрица . (5) Если . (6) Здесь Если , то столбец заполнен и все остальные элементы этого столбца
равны нулю; в противном случае, рассматривается клетка с номером Шаг 3.
Для всех клеток устанавливаются
прямые компоненты (7) Здесь Шаг 4. В
клетках с номером Шаг 5. Вычисляются значения Если все , то задача решена; иначе, выполняется основной этап. Основной этап. Шаг 1. Пусть Шаг 2. Пусть на шаг 2 вышли по компоненте
Если выполняется одно из двух условий: а)
строка совпадает со строкой (10) то
компонента то
выполняется шаг 3 по строке (12) то выполняется шаг 2 по компоненте Шаг 3. Описывается по строке . В строке Шаг 4. Описывается по строке . Компонента (13) Выполняется шаг 3 по строке Шаг 5. Величина уменьшается, а
величина (14) здесь строка Шаг 6. В клетке устанавливается
компонента (15)
Все компоненты становятся неотмеченными. Выполняется шаг 5 предварительного этапа.
Метод сокращения невязок для решения распределительной задачи Рассматриваем задачу вида: найти минимальное значение линейной функции при ограничениях: (17) (19) Приведём алгоритм, разработанный автором данной статьи и предложенный, для целочисленного варианта, в работе [3]. Предварительный этап. Шаг 1. Для каждого
столбца Шаг 2. Заполняется
матрица (20) Шаг 3. Для
всех клеток Здесь клетки столбца Шаг 4. В клетках с
номером Шаг 5. Вычисляются значения Если все , задача решена. В противном случае выполняется основной этап алгоритма. Основной этап. Шаг 1. Пусть Шаг 2. Принимается за Шаг 3. Если строка Если В обеих случаях при Если (23) для всех допустимых компонент
строки Если отмеченная, условно
отмеченная или особая, выполняется шаг 4. Если она неотмеченная, строке . Компонента Шаг 4. Если , то компонента Если , то компонента . (24) Если При наибольшая пометка
строки Шаг 5. Если (25)
а величина определяется из уравнения
Шаг 6. Для
клетки вычисляется заново
компонента , (28) где Все компоненты становятся неотмеченными и выполняется шаг 5 предварительного этапа. Алгоритм окончен.
Литература
1. Сатыбалдиев О.С., Шанкибаев Б.Н. Метод сокращения невязок для решения транспортной задачи //Materialy IV Mezinarodni vedecko – prakticka conference «Veda a technologie: Krok do budoucnosti – 2008»//, 1-15 brezen (марта) 2008 roku (Материалы Международной научной конференции «Наука и технологии: шаг в будущее»), Praha, Publishing House «Education and Science» s.r.o, 2008, с. 25-28. 2. Шанкибаев Б.Н. Новый подход к решению задач целочисленного программирования //Materialy IV Miedzynarodowej naukowi – praktycznej konferencji «Strategiczne pytania swiatowej nauki»// (Материалы Международной научно-практической конференции «Стратегические вопросы мировой науки»), 15-28 lutego (февраль) 2008 roku, Przemysl, Nauka i studia, с. 22-27. 3. Шанкибаев Б.Н. Условия оптимальности и алгоритмы решения целочисленных распределительных задач // Диссертация на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук. Москва, ЦЭМИ АН СССР, 1972.
|