Каталог статей

Бычинский Ю.В.

Оценка качества стратегических планов на предприятиях Республики Беларусь

Даже при оценочном сравнении белорусского бизнеса с бизнесом в соседних европейских государствах видно, что на белорусских предприятиях серьезно хромают аспекты стратегического управления. Более 70% предприятий в Российской Федерации, которые успешно ведут свою деятельность и являются высокоприбыльными и растущими, четко формулируют и последовательно реализуют стратегические планы, т.е. стратегию развития. На белорусских предприятиях этот аспект несколько недооценен. Основными проблемами при стратегическом планировании на белорусских промышленных предприятий являются отсутствие четкого формулирования стратегии; в случае, когда она формулируется - ее слабая проработка; отсутствие существенных шагов по реализации разработанной стратегии.

На многих зарубежных предприятиях накоплен опыт использования таких инструментов для стратегического планирования, как Система сбалансированных показателей (Balansed ScoreCard, BSC), и более простая методика Критических факторов успеха (КФУ).

Однако применение этих методик, дающих достаточно хорошие результаты, несколько затруднительно в наших условиях. Дело в том, что разработка стратегии – это задача высшего руководства предприятия, и другие лица в данном процессе могут участвовать лишь в роли сторонних консультантов, потому что никакой консультант не в состоянии за короткий период настолько хорошо разобраться в деятельности конкретного предприятия настолько, насколько в этом разбирается высшее руководство. С другой стороны, только у высшего руководства предприятия есть достаточно полномочий для реализации стратегии. Если уровень доверия между экспертом и руководством предприятия невысок – разработанная стратегия останется на бумаге и никогда не будет реализовываться.

Поэтому ситуация следующая – у руководства недостаточно опыта и знаний для самостоятельного использования методологии разработки стратегии, а у других лиц – недостаточно полномочий для ее разработки и реализации. В этой ситуации выходом является следующий компромисс: руководство предприятия устанавливает важнейшие цели предприятия (миссию) и предлагает варианты стратегии, затем производится декомпозиция миссии по важнейшим аспектам деятельности (товар, кадры, производство, финансы и т.д.), а затем эксперт с использованием специализированного математического аппарата производит оценку соответствия вариантов стратегии поставленным целям. В этой ситуации эксперт, не вмешиваясь в сам процесс стратегического планирования, помогает обосновать те или иные параметры стратегии устойчивого развития предприятия на основании объективных математических методов, и в некоторой степени показывает руководству предприятия направления улучшения стратегии.

Поскольку основными понятиями BSC являются: перспектива, связь КФУ, цели, показатели, критерии, мероприятия; то требуется при описании соответствия вариантов стратегии в данных понятиях использовать математический аппарат, который бы соответствовал задаче. На взгляд автора, подходящим в данном случае является аппарат нечетко-интервальной математики. Упрощенного говоря, он позволяет перевести на язык математики такие понятия, как «мало», «много», «хорошо», «не совсем», при этом практически не теряя информативности.

Существует также необходимость каким-то образом стандартизировать разрабатываемые оценки. В данном случае представляется наиболее приемлемым использование методики ЮНИДО для оценки различных вариантов стратегий. Таким образом, в результате проведения оценки пакета стратегий на выходе получаем степень соответствия вариантов целям хозяйствующего субъекта и наиболее вероятные показатели экономической эффективности вариантов стратегии. На основе полученных оценок делается выбор в пользу той или иной стратегии, которую в дальнейшем можно усовершенствовать путем детализации управляемых параметров и повторной оценки вариантов.

Необходимо отметить, что самостоятельное использование таких инструментов как система сбалансированных показателей, КФУ, или методика ЮНИДО, хотя и оправдана, но они характеризуют стратегию с различных сторон. Поэтому их совместное использование оправдано, т.к. это позволяет упростить выбор между вариантами стратегии, и следовательно, повысить эффективность всей процедуры выбора и обоснования стратегии устойчивого развития.

Литература

1. Глушаков В.Е., Глушакова Т.И. Современные технологии менеджмента, маркетинга и практической психологии. Мн.: Технопринт, 2000 г.

2. Томпсон А., Стрикленд А. Стратегический менеджмент. Мн.: «ЮНИТИ», 1998 г.

3. Ильенкова С.Д., Кузнецов В.И. Менеджмент. / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2003 г.