Каталог статей |
Веденеев Владимир Вячеславович Административный регламент МВД РФПриказом Министерства внутренних дел Российской Федерации № 185 от 2 марта 2009 года утвержден «Административный регламент МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» [1]. Это второй по счету важный документ в области административно-правового регулирования общественных отношений, в том числе применения административного принуждения, после Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений, действующего с 1 июля 2002 года [2]. Его содержание синтезирует основные положения различных процедур, применяемых для обеспечения безопасности дорожного движения [3] и превенции административных проступков, которые ранее закреплялись в самостоятельных невзаимосвязанных источниках [4]. Предназначение регламента заключается в четком и подробном описании в рамках одного доступного для всех источника и, в первую очередь, для лиц, не обладающими специальными познаниями в области юриспруденции, основных действий инспекторов дорожно-патрульной службы МВД РФ, которые они вправе совершать при реализации служебных полномочий, а так же порядка обжалования таких действий и решений.В отличие от Административного регламента, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях описывает только порядок проведение административного досмотра транспортного средства «то есть обследование транспортного средства любого вида без нарушения его конструктивной целостности в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения… в присутствии двух понятых… в исключительных случаях осуществляется в отсутствии лица, во владении которого находится транспортное средство… с составлением протокола досмотра» [5]. В связи с этим, довольно часто сотрудники дорожно-патрульной службы вследствие различных причин, в том числе, некомпетентности, пытались провести досмотр транспортного средства в «упрощенной» и не предусмотренной законодателем форме, самостоятельно называя его «осмотром». Они фактически досматривали транспортное средство без участия понятых, без составления протокола и не только в целях обнаружения орудий или предметов административного правонарушения, превышая свои служебные полномочия и вызывая закономерное недовольство лиц, чьи транспортные средства были «осмотрены». По заявлениям владельцев транспортных средств органы прокуратуры проводили, сотрудники Контрольно-профилактических отделов государственной инспекции безопасности дорожного движения и начальники органов внутренних дел проводили проверки, по результату которых виновные подвергались дисциплинарной ответственности. До принятия Административного регламента «законный осмотр» транспортных средств мог проводится только при постановке и снятии с учета легковых, грузовых автомобилей, автобусов, прицепов и мотоциклов, прохождении ими технического осмотра в регистрационных подразделениях государственной инспекции безопасности дорожного движения и при определении стоимости транспортного средства в экспертных учреждениях и у оценщиков. В последних двух случаях осмотр транспортного средства проводится по требованию или с согласия собственника транспортного средства, поэтому ни коим образом не нарушает прав заинтересованных лиц. В первых двух случаях осмотр проводится в общеобязательном порядке в соблюдением требований соответствующего законодательства [6]. Он предполагает сверку маркировочных обозначений транспортного средства (VIN, номер кузова, кабины, шасси, двигателя и пр.) с записями идентификационных признаков в регистрационных документах на транспортное средство, носит локальный характер. В отличие от «технического» осмотра «административный» осмотр ориентирован на обследование всего транспортного средства, отличается от досмотра транспортного средства в силу выполняемых задач и процедурных моментов, требует подробной правовой регламентации. На первый взгляд Административный регламент наконец-то смог урегулировать отдельные пробелы, содержащиеся в Административном кодексе, в том числе, закрепил процедуру проведения осмотра транспортного средства, то есть позволил разрешить одну из острых проблем во взаимоотношениях инспекторов дорожно-патрульной службы и владельцев транспортных средств. Более подробное ознакомление с текстом регламента позволяет отметить наличие отдельных пробелов, которые требуют скорейшего исправления. В первую очередь следует назвать отсутствие выполняемых осмотром задач. К сожалению, приходится догадываться самостоятельно в каких случаях инспектора дорожно-патрульной службы будут проводить осмотр, в каких случаях – досмотр, который также урегулирован регламентом [7] и Административным кодексом. Согласно пункта 150 регламента «осмотр – визуальное обследование транспортного средства и перевозимого груза», так сказать «смотри – не хочу». Однако данное мероприятие корреспондирует с правом частной собственности, неприкосновенности частной собственности (речь идет о транспортных средствах), следовательно, должно давать лицу, чьи интересы нарушаются какое-либо документальное подтверждение обоснованности данной меры административного принуждения, право его обжалования. Из содержания регламента не ясно, что будет делать инспектор дорожно-патрульной службы в случае обнаружения при осмотре каких-либо запрещенных гражданским оборотом предметов, документов или вещей, либо орудий или предметов административного правонарушения. Этот вопрос возникает сам собой, ибо как говорит регламент «Процессуальные документы о проведении осмотра транспортного средства и груза не составляются», а инспектор должен обосновать особенности их обнаружения, а владелец транспортного средства – получить процессуальный документ, который он вправе обжаловать [8]. Исследование содержания пунктов 149-154 Административного регламента позволяет отметить, что с 1 сентября 2009 года административному осмотру будет подлежать не только транспортное средство, но и перевозимый груз. Так как грузы могут перевозится не только на грузовом транспорте, но и на легковом транспорте и автобусах получается, что следуя букве закона, инспектора дорожно-патрульной службы совмещают в одно процессуальное действие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении разделенные Административным кодексом (досмотр транспортного средства, досмотр вещей, находящихся в транспортном средстве). На наш взгляд это нарушает права владельцев транспортных средств и лиц, перевозящих на них грузы, тем более, что действующий Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, чья юридическая сила выше, требует раздельного осуществления указанных действий. В отличие от досмотра транспортного средства, который может производиться в отсутствии владельца транспортного средства в случаях прямо определенных регламентом и Административным кодексом, осмотр транспортного средства и груза проводится в соответствие с пунктом 149 регламента «с участием водителя или граждан, сопровождающих груз». Регламент устанавливает исчерпывающий перечень оснований для проведения осмотра транспортных средств и перевозимого груза. Среди них «ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий» (не вызывает вопросов законности и обоснованности), необходимость проведения сверки маркировочных обозначений транспортного средства с записями в регистрационных документах (проводится при снятии-постановке транспортных средств на регистрационный учет, при прохождении государственного технического осмотра), наличие признаков несоответствия перевозимого груза данным, указанным в документах на перевозимый груз (не вызывает вопросов законности и обоснованности), наличие оснований полагать, что транспортное средство эксплуатируется при наличии неисправностей или условий, при которых его эксплуатация запрещена (проводится в местах проведения государственного технического осмотра)». Правовой анализ указанных оснований для проведения осмотра позволяет предположить, что вскоре в России вновь могут начаться «проверки» на дорогах под эгидой административного осмотра транспортных средств, а именно, проверка СО в отработавших газах, работоспособности стояночного (ручного) тормоза, люфта рулевого управления и пр., которые проводить можно только на специальном оборудовании в пунктах проведения государственного технического осмотра или на Станциях технического обслуживания автотранспорта. Указанное может способствовать неправомерным остановкам транспортных средств инспекторами дорожно-патрульной службы, росту волны откупа от необоснованных притязаний водителей. Значительный интерес для толкования представляет пункт 151 Административного регламента, гласящий, что «в случаях отказа водителя или граждан, сопровождающих грузы, от проведения осмотра, в том числе опломбированного груза (за исключением таможенного и специального), а также при выявлении соответствующих оснований производится досмотр транспортного средства». Цитируемая формулировка МВД РФ позволяет определить осмотр как первую, предварительную или подготовительную стадию досмотра транспортного средства, проводящегося без делопроизводства и понятых, либо понимать данное процессуальное действие, как расширение полномочий уполномоченных должностных лиц милиции при обеспечении безопасности дорожного движения. В любом случае, не надо забывать, что в соответствие с разделом V регламента любое заинтересованное лицо в праве обжаловать любое действие и решение лиц, осуществляющих функцию по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения. Завершая исследование выбранной проблемы, следует отметить, что принятие и дальнейшее применение Административного регламента является очередным шагом в улучшении качества действующего законодательства, обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Источник четко «прописывает» деятельность, в том числе должностных лиц дорожно-патрульной службы МВД РФ, делает ее открытой и понятной для всех водителей транспортных средств и четко определенной для всех инспекторов. Некоторые меры административного принуждения, закрепленные в регламенте, давно требовали юридического оформления, тот же осмотр транспортных средств, однако их содержание требует уточнения. ________________________ Приложение:
1. Российская газета. 2009. 7 июля. С. 13-16. 2. См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1. Ст. 1. 3. См.: ФЗ РФ от 10.12.1995 в ред. 30.12.208 года № 196 «О безопасности дорожного движения» // Справочно-поисковая система «Консультант +». Версия «Проф». 4. Так, например, Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 года № 475 «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством» (Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 27. Ст. 3280), утвержден порядок направления водителя транспортного средства на медицинское освидетельствование на состояние опьянения и прописана процедура медицинского освидетельствования; Приказ МВД РФ «О полномочиях должностных лиц МВД России и ФМС России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию» от 2.06.2005 16.06.2008г. (Справочно-поисковая система «Консультант +». Версия «Проф») определяет как должностные лица названных учреждений должны осуществлять административное задержание и пр. 5. См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1. Ст. 1. 6. См.: Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938 в ред. 12.04.2004 года «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации (Справочно-поисковая система «Консультант +». Версия «Проф».); Приказ МВД РФ от 15 марта 1999 г. N 190 «Об организации и проведении государственного технического осмотра транспортных средств» (Справочно-поисковая система «Консультант +». Версия «Проф».) 7. См.: пункты 155-164 регламента. 8. Там же. Пункт 153 регламента. |