Каталог статей |
Берулава О.С., Проблемы агропромыленного комплекса Ставропольского края и пути их решенияХарактерные для последнего времени тенденции развития сельскохозяйственных предприятий Ставропольского края позволяют сделать вывод о том, что стройной концепции развития предприятий в условиях кризиса так и не было предложено. Аграрные формирования пытались адаптировать свои производственные системы к изменяющимся условиям хозяйствования, исключая из хозяйственного оборота удаленные земли, размещая энергоемкие культуры в максимальной близости от пунктов сдачи, переработки или потребления продукции, резко сокращая поголовье скота и т.д. но, зачастую, эти меры предпринимаемые хозяйствами и сопровождающиеся нарушениями организационно-экономических, агротехнических и зооветеринарных требований, приводили еще к более существенному дисбалансу их ресурсного потенциала.Комплексная оценка достигнутых в 2007 году сельским хозяйством края производственных и финансовых показателей, а также изменившиеся в худшую сторону условия функционирования агропромышленного комплекса в 2008 года, позволяют утверждать о невозможности осуществления в аграрном комплексе расширенного воспроизводства, являющегося гарантом социальной стабильности на селе. Анализ экономической ситуации показывает, что сельское хозяйство сегодня находится в совсем иных макроэкономических условиях по сравнению с прошлым годом. Существенно выросли цены на основные ресурсы. Так, в январе-сентябре 2008 года цены на минеральные удобрения повысились по сравнению с декабрем 2007 года на 70%, дизельное топливо – на 30 %. Резко снизились цены на зерно и затруднилась его реализация. Мировой финансовый кризис вызвал дефицит кредитных ресурсов и существенное их удорожание. Организации АПК края ощущают трудности с получением краткосрочных и долгосрочных кредитов. Утрата почвенного плодородия частично привела к деградации почв. Практически прекращена мелиорация земель, сократилось внесение органических и минеральных удобрений, ухудшилась гидрологическая основа производства. Неурегулированность земельных отношений ослабила инвестиционную и инновационную компоненту аграрной политики, что вызвало свертывание необходимых для сельского хозяйства разработок фундаментального и прикладного характера. Снижение государственной поддержки сельского хозяйства в сравнении с дореформенной, привело к низкой конкурентоспособности. Структурная деформация АПК, нарушение межотраслевых связей и пропорций, опережающий рост цен на промышленную продукцию (прежде всего на энергоресурсы) по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию, привели к сокращению потоков продукции производственно-технического назначения в сельское хозяйство. Это в конечном итоге вызвало технологическую деградацию и обострение финансового неблагополучия в отрасли, проявляющегося в том, что часть сельскохозяйственных организаций находится в состоянии близком к банкротству. И это, несмотря на то, что, согласно данным Министерства сельского хозяйства, в 2008 году агропромышленному комплексу Ставропольского края оказана государственная поддержка на сумму 2,4 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета в сумме 1,3 млрд. рублей (в 1,9 раза больше уровня 2006 года), из краевого бюджета более 1,1 млрд. рублей (или на 20% больше уровня 2006 года). Однако это недостаточный объем средств для развития аграрного сектора и необходима более активная его поддержка, как на государственном, так и краевом уровнях. Сложившаяся ситуация в АПК Ставропольского края требует проведения комплекса мероприятий по обеспечению его развития. Основными из них являются: - сохранение и повышение плодородия почв; - провести комплекс мероприятий по восстановлению мелиоративных систем края для стабильного производства кормов; - достижение уровня производства основных видов высококачественных продуктов питания, достаточного для полного самообеспечения населения края; - стимулировать поддержку развития сети заготовительных, снабженческо-сбытовых, перерабатывающих и кредитных сельскохозяйственных потребительских кооперативов; - сформировать систему стимулирования перехода на принципы ресурсосбережения, оказывать государственную поддержку в приобретении техники, необходимой для энергосберегающего производства; - содействовать организации регионального оптово-продовольственного рынка, формированию региональной системы объектов складского хозяйства; - способствовать заключению долговременных договоров с органами социальной сферы и бюджетными организациями на поставку им продуктов питания; - изменить нормативно-правовое регулирование в области изъятия арендованных земельных участков у арендатора или собственника за их неэффективное или нецелевое использование. Но первоочередной задачей по выводу аграрного сектора из кризиса является восстановление паритета цен посредством гарантированных цен на основные виды сельскохозяйственной продукции на уровне, обеспечивающем сельским товаропроизводителям расширенное воспроизводство, за счет сдерживания роста цен на энергоносители и промышленную продукцию. |