Каталог статей

Климук Н.Н., Павлючков С.В.

Основные направления совершенствования процесса инвестирования в сельское хозяйство Республики Беларусь

Основные направления совершенствования процесса инвестирования в сельское хозяйство Республики Беларусь.

Существует прямая необходимость в сотрудничестве с иностранными инвесторами и привлечении иностранного капитала в экономику нашей страны. Иностранные инвестиции приведут к процветанию государства, в противном случае – к процветанию инвесторов и негативным последствиям в развитии собственной экономики.

Работы на государственном уровне  по привлечению в страну иностранного капитала должны включать:

- разработку концепции привлечения иностранных инвестиций, её обсуждение  утверждение Президентом;

- принятие дополнительных законов и других законодательных актов способствующих привлечению иностранных инвесторов в республику;

- создание системы государственного управления процессом привлечения иностранных инвесторов.

Общим условием стимулирования притока иностранных инвестиций является как можно более скорая стабилизация финансового положения в Республике Беларусь.

Проблема привлечения иностранных инвестиций должна быть увязана с другой, не менее важной для Беларуси, проблемой – защитой интересов отечественных производителей и ограждением их от чрезмерной конкуренции. Важную роль может сыграть организация производства продукции на базе использования  лучших зарубежных образцов с помощью импорта лицензий.

Для разработки и реализации такой политики представляется целесообразным:

- заключить с развитыми странами соглашение о сотрудничестве в области технологического обмена;

- создать при отраслевых министерствах и концернах фонды для долевого финансирования импорта технологий по основным направлениям структурной перестройки.

Одним из каналов  притока финансовых ресурсов может стать создание определённых условий для размещения в Республике Беларусь филиалов крупнейших иностранных банков и представительств международных компаний корпораций, работающих со странами СНГ, Балтии и Восточной Европы. Деятельность филиалов иностранных банков должна быть поставлена под адекватный финансовый контроль. Такой подход позволит значительно улучшить работу по привлечении финансовых ресурсов и обслуживанию инвестиционных потоков.

Наиболее приемлемой формой привлечения финансовых средств внутренних и внешних инвесторов является создание на базе сельскохозяйственных организаций с низким уровнем платежеспособности предприятий с учетом иностранного капитала. В качестве первоначальной формы образования таких предприятий целесообразна передача государственных и коллективных сельскохозяйственных организаций в аренду физическим или юридическим лицам с правом выкупа имущества по его рыночной стоимости. При этом инвесторам может быть предоставлено право отсрочки выкупа имущества - до 5 лет с момента регистрации предприятия, а передача земли в аренду целесообразна на длительный срок - до 99 лет. Однако передача имущества коллективного предприятия и земли должна осуществляться с учетом интересов всех работников, а также пенсионеров. Этому должно предшествовать распределение имущества на доли, а земли - на паи. В результате работник будет иметь право выбора - сдать свой имущественный и земельный пай в аренду, продать его, вести на своем земельном участке собственное производство или же вступить (с согласия инвестора) во вновь организуемое предприятие. При таком подходе будут защищены интересы не только инвестора и товаропроизводителя, но и государства, т.к. вместо постоянной поддержки хронически убыточных хозяйств оно получит возможность пополнять бюджет за счет налогов юридических и физических лиц. Без приватизации земли и имущества крестьянам арендуемого внешним инвестором сельскохозяйственного предприятия остается лишь одно - быть наемными работниками. Осуществление таких преобразований в сельском хозяйстве в массовом масштабе не может быть оправдано, поскольку оно противоречит выбранному пути развития - становлению социально ориентированной рыночной экономики.

Целесообразно также "задействовать" землю, которая в условиях рыночных отношений при комплексной земельной реформе может стать важнейшим инвестиционным ресурсом. Реформа предполагает не только деление земли на паи, но и ее стоимостную оценку, расширение границ частной собственности, постепенное введение рынка земли. Тем самым наше сельское хозяйство станет более привлекательным для инвесторов, включая зарубежных. Ипотечный кредит на основе залога земли широко применяется во всем мире, так как она - высоколиквидный фактор производства. Однако в наших условиях такой формы кредитования пока нет из-за отсутствия правовой базы. А ведь ипотека могла бы стать важным источником инвестирования сельского хозяйства. Было бы целесообразно высокорентабельным (не менее 25%) сельскохозяйственным организациям дать право закладывать землю зарубежным кредиторам. Ускоренное техническое перевооружение таких предприятий способствовало бы росту качества и конкурентоспособности продукции, повышению производительности труда. С другой стороны, произошла бы замена бывших в употреблении, но еще не полностью изношенных технических средств. Тем самым было бы положено начало широкому развитию рынка подержанной техники, в которой остро нуждаются предприятия с низким уровнем экономического развития, а также крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подворья сельчан, которые зачастую не в силах приобретать новую дорогостоящую технику. Следует отметить, что нельзя рассчитывать только на внешних инвесторов. Инвестировать производство должны и сами сельхозпроизводители. А для этого необходимо повысить роль собственных источников сельскохозяйственных организаций (прибыли и амортизационных отчислений) в восстановлении основных средств и их наращивании, что возможно при устранении диспаритета цен на продукцию сельского хозяйства и потребляемые им материально-технические ресурсы, уменьшении налогового давления, реструктуризации долгов, включая их списание и пролонгацию. Требуется разрешить свободное ценообразование на сельскохозяйственную продукцию. Только тогда появится объективная оценка эффективных сфер приложения капитала, начнется более активное его привлечение в аграрную отрасль, что скажется на оживлении производства в целом. В результате выиграют не только товаропроизводители, но и государство. Что касается гарантированных цен на продукцию госзаказа, то они не должны быть ниже рыночных. В этом случае госзаказ на сельскохозяйственную продукцию станет играть роль экономического рычага, стимулирующего развитие производства. Внутренними инвесторами в аграрное производство должны быть, прежде всего, финансово благополучные сельскохозяйственные предприятия. Повысить инвестиционную активность способны крупные животноводческие комплексы и птицефабрики, а также перерабатывающие и торговые организации. Инвестировать сельскохозяйственное производство могут поставщики ресурсов для АПК (топлива, удобрений, техники). Вкладывать капитал в сельское хозяйство должны областные и районные администрации, заинтересованные в сохранении занятости и доходов сельского населения, а также в надежном обеспечении региона продуктами питания. Активизации инвестиционной деятельности должно способствовать развитие рынка ценных бумаг как средства мобилизации и перераспределения финансовых ресурсов, осуществления крупных проектов. С целью привлечения иностранных инвесторов в перерабатывающую промышленность целесообразна продажа им акций, в первую очередь государственного пакета. Предприниматели смогут более рационально распорядиться собственностью предприятия, направляя капитал в обновление производственно-технического потенциала отрасли. Одним из важнейших путей привлечения инвестиций является создание различных интеграционных структур, в т.ч. аграрных финансово-промышленных групп. В этой связи государство должно стимулировать развитие кооперативно-интеграционных процессов в аграрном секторе. В последнее время работа в данном направлении активизировалась, что связано с принятием Программы совершенствования агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2011--2015гг., одобренной Указом Президента, в которой развитие кооперации и интеграции рассматривается в качестве важнейшего направления аграрной политики. Предприятия перерабатывающей промышленности, а также крупные предприятия промышленного животноводства (свинокомплексы, птицефабрики) стремятся обеспечить себя гарантированными поставками сырья, что вынуждает их организовывать различные интеграционные объединения с производителями сельскохозяйственной продукции. Для стимулирования создания на базе крупных перерабатывающих предприятий холдингов целесообразно уменьшать для них налогооблагаемую прибыль на суммы, которые предприятия расходуют на расширение и технологическую модернизацию своих сырьевых зон. Эти средства, размеры которых должны быть законодательно определены, должны использоваться строго на покупку акций (паев) сельскохозяйственных организаций, аренду земли и технологическую модернизацию сельскохозяйственных предприятий зоны.

Важнейшим направлением государственной экономической политики нашей страны является создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций. Беларусь предлагает потенциальным инвесторам такие основные преимущества, как выгодное географическое расположение в центре Европы, благоприятные природно-климатические условия, политическую и социальную стабильность, макроэкономическую стабилизацию, квалифицированные и относительно дешевые трудовые ресурсы, высокий научно-технический и промышленный потенциал, емкий внутренний рынок, законодательное и организационное обеспечение инвестиционного процесса.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Агропромышленный комплекс РБ. [Электронный ресурс]. – 2008

2. Гусаков В.Г. Основные концептуальные подходы перспективной организации сельского хозяйства // Вести НАН Беларуси. Серия аграрных наук. – 2008. - №4. – С.12-19.

3. Жудро М. Инвестиционный потенциал АПК и перспективы его развития // Аграрная экономика. -2009. - № 3. – С. 18-21.

4.Инвестиционный кодекс Республики Беларусь 2001г.

5. Кошолкина Л. Инвестиционная политика в агропромышленном комплексе // Экономист . –  2006. №12.-С. 23-26.

6. Мелкумов Я.С. «Организация и финансирование инвестиций»: Учебное пособие — М.: ИНФРА-М, 2004г.

7.Мурукаева Н.П. Особенности государственного регулирования экономики АПК на региональном уровне: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук: 08.00.05 / С.-Петерб. гос. аграр. ун-т. – СПб. - Пушкин, 1999. , с. 16

8. Тобольч З. Заемные средства как источник инвестиций сельскохозяйственных предприятий // Аграрная экономика. – 2009. -№ 6.-С.41-44.

9. Тобольч З. Зарубежный опыт кредитования сельского хозяйства // Аграрная экономика. – 2010. -№ 3.-С.61-65.

10. Шапиро С.Б. Актуальные проблемы агропромышленного комплекса Беларуси // Вести НАН Беларуси. Серия аграрных наук. – 2008. - №4. – С.20-  26.