Каталог статей

Тлеубердинова А.Т.

Анализ занятости в туристской индустри Казахстана

Повышение темпов экономического роста Республики Казахстан способствовало повышению уровня жизни населения и, как следствие, повышению спроса на туристские услуги. Этому содействовали такие факторы, как рост платежеспособной категории населения; изменение структуры потребления в пользу непродовольственных товаров и услуг; переориентации граждан на активный и здоровый вид отдыха. За период 2001-2007 г.г. доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума сократилось с 46,7% до 12,7%; доля расходов на продовольственные продукты в структуре потребительских расходов населения снизилась с 54% до 42%. В то же время доля платных услуг возросла с 22 до 26%. Динамика покупательной способности населения Казахстана представлена на рис. 1.[1]

Рис. 1.  Покупательная способность доходов населения Казахстана

Количество обслуженных туристов по выездному и внутреннему видам туризма за этот период возросла с 151995 до 479813 человек. Общее число посетителей по итогам 2008 года по сравнению с 2007 годом увеличилось на 2%, в том числе объем внутреннего туризма вырос на 4,3%, выездной туризм вырос на 15,3%. Хотя мировой экономический кризис негативно отразился  на въездном туризме, объем которого снизился до 11% по сравнению с 2007 годом, в целом в туристской отрасли наблюдается повышение основных экономических показателей: объем предоставляемых туристских услуг вырос на 22,6%; увеличилось количество субъектов туристской отрасли и мест размещения на 16% (табл.1). [1]

 Таблица 1

Динамика предприятий туристской индустрии

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Количество туристских фирм

770

612

713

751

846

921

1007

Количество гостиниц

165

195

235

273

385

465

469

Количество специализированных средств размещения

*

*

*

*

119

136

640

* - данные отсутствуют.

Динамичное развитие отрасли требует соответственного кадрового обеспечения. Одной из проблем сферы туризма в Казахстане на сегодняшний день является низкий уровень качества сервиса и, как причина, слабый уровень подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

За последние годы заметно возросла численность работающих в сфере туризма. В 2007 году в туристских фирмах работало 4767. В таблице 2 приведены данные о занятости населения Республики Казахстан в гостиницах и ресторанах.

Таблица 2

Показатели занятости населения РК в сфере гостиниц и ресторанов

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Население, занятое в сфере гостиниц и ресторанов, тыс. чел.

54,4

56,5

70,2

82,0

87,2

90,7

100,0

% от общей занятости*

0,008

0,008

0,01

0,011

0,012

0,012

0,013

* - показатель рассчитан автором на основе статистических данных. [1]

Очевидно, что несмотря на рост занятости населения в сфере гостиниц и ресторанов, доля в общей занятости  остается мизерной. Для сравнения этот показатель в развитых странах составляет: в Германии – 952,2 тыс. человек (2,7% от общей занятости); в Канаде – 825,5 тыс. человек (6,2%); в Испании – 708,8 тыс. человек, в Великобритании – 616,4 тыс. человек (2,4%), во Франции – 428,7 тыс. человек (2,0%). [2]

Сфера гостиниц и ресторанов является достаточно хорошо оплачиваемой. Среднемесячная заработная плата данной отрасли на сегодняшний день по уровню уступает в республике только финансовой, горнодобывающей отраслям, транспорту и связи, строительству и деятельности экстерриториальных организаций.  

Таблица 3

Показатели динамики среднемесячной заработной платы сферы гостиниц и ресторанов

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Среднемесячная з/п гостиниц и ресторанов, тенге

21511

32743

40012

44925

47433

48744

56848

Базисные темпы роста з/п, %

100,0

152,2

186,0

208,8

220,5

226,6

264,3

Цепные темпы роста з/п, %

100,0

152,2

122,2

112,3

105,6

102,8

116,6

Развитие туристской отрасли может дать Казахстану не только высокие  доходы, приток валюты, диверсификацию экономики развитие регионов, но и будет способствовать решению проблемы занятости населения. В настоящее время туризму принадлежит первое место в мире по созданию рабочих мест. [3]

Однако, для обеспечения качества обслуживания туристов, соответствующего мировым стандартам, необходима реализация определенных мер по совершенствованию системы подготовки кадров. Отрасли требуются специалисты, обладающие навыками не только в специальной области гостеприимства, ресторанного дела, анимации, но и владеющие определенными знаниями в области менеджмента, маркетинга, предпринимательства и обязательно иностранными языками. Большое значение в подготовке специалистов для отрасли имеет Президентская программа «Болашак», дающая возможность талантливой молодежи обучаться за рубежом. Но прибытие ежегодно 30 специалистов с уровнем знаний, соответствующих мировым стандартам, для отрасли недостаточно. Необходимо повысить уровень подготовки кадров в самой республике. В настоящее время внесены изменения в Классификаторы видов экономической деятельности и Классификаторы направлений подготовки специалистов по отраслям министерством туризма и спорта совместно с министерствами труда и социальной защиты населения, образования и науки и Агентством по статистике. С участием бизнес-сообществ ведется работа по разработке профессиональных стандартов и образовательных программ в рамках проекта Европейского фонда образования (ЕФО) «Национальны квалификационные рамки в странах Центральной Азии» и впервые реализуется пилотный проект по внедрению гибкой квалификационной структуры в сфере туризма. Это второй этап проекта ЕФО, в котором участвует Казахстан с 2005 г. Ставится задача развития людских ресурсов, основанном на знаниях и компетенции.

Государственная программа развития туризма в Республике Казахстана 2007-2011 годы  определяет следующие направления совершенствования системы повышения квалификации работников туризма:

- внедрение в высших учебных заведениях, готовящих кадры для туристской отрасли, сертификацию качества туристского образования «»;

- организацию проведения в республике научно-практических конференций и участие Казахстана в Международных туристских мероприятиях по подготовке кадров и ключевым проблемам развития туристской индустрии;

- проведение на постоянной основе обучающие семинары и курсы повышения квалификации  специалистов туристской индустрии, включая гидов, экскурсоводов, инструкторов туризма, в том числе особо охраняемых территорий и государственных национальных парков.

Использованная литература:

1. Казахстан за годы независимости 1991-2007. Статистический сборник. Астана, 2008.

2. М.А. Жукова. Индустрия туризма: менеджмент организации. – М.: Финансы и статистика, 2002, с. 21.

3. Л.В. Баумгартен. Стратегический менеджмент в туризме. –М.: Изд. Центр «Академия», 2007.