Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тлеубердинова А.Т. Анализ занятости в туристской индустри КазахстанаПовышение темпов экономического роста Республики Казахстан способствовало повышению уровня жизни населения и, как следствие, повышению спроса на туристские услуги. Этому содействовали такие факторы, как рост платежеспособной категории населения; изменение структуры потребления в пользу непродовольственных товаров и услуг; переориентации граждан на активный и здоровый вид отдыха. За период 2001-2007 г.г. доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума сократилось с 46,7% до 12,7%; доля расходов на продовольственные продукты в структуре потребительских расходов населения снизилась с 54% до 42%. В то же время доля платных услуг возросла с 22 до 26%. Динамика покупательной способности населения Казахстана представлена на рис. 1.[1]
Рис. 1. Покупательная способность доходов населения Казахстана
Количество обслуженных туристов по выездному и внутреннему видам туризма за этот период возросла с 151995 до 479813 человек. Общее число посетителей по итогам 2008 года по сравнению с 2007 годом увеличилось на 2%, в том числе объем внутреннего туризма вырос на 4,3%, выездной туризм вырос на 15,3%. Хотя мировой экономический кризис негативно отразился на въездном туризме, объем которого снизился до 11% по сравнению с 2007 годом, в целом в туристской отрасли наблюдается повышение основных экономических показателей: объем предоставляемых туристских услуг вырос на 22,6%; увеличилось количество субъектов туристской отрасли и мест размещения на 16% (табл.1). [1] Таблица 1 Динамика предприятий туристской индустрии
* - данные отсутствуют.
Динамичное развитие отрасли требует соответственного кадрового обеспечения. Одной из проблем сферы туризма в Казахстане на сегодняшний день является низкий уровень качества сервиса и, как причина, слабый уровень подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. За последние годы заметно возросла численность работающих в сфере туризма. В 2007 году в туристских фирмах работало 4767. В таблице 2 приведены данные о занятости населения Республики Казахстан в гостиницах и ресторанах. Таблица 2 Показатели занятости населения РК в сфере гостиниц и ресторанов
* - показатель рассчитан автором на основе статистических данных. [1]
Очевидно, что несмотря на рост занятости населения в сфере гостиниц и ресторанов, доля в общей занятости остается мизерной. Для сравнения этот показатель в развитых странах составляет: в Германии – 952,2 тыс. человек (2,7% от общей занятости); в Канаде – 825,5 тыс. человек (6,2%); в Испании – 708,8 тыс. человек, в Великобритании – 616,4 тыс. человек (2,4%), во Франции – 428,7 тыс. человек (2,0%). [2] Сфера гостиниц и ресторанов является достаточно хорошо оплачиваемой. Среднемесячная заработная плата данной отрасли на сегодняшний день по уровню уступает в республике только финансовой, горнодобывающей отраслям, транспорту и связи, строительству и деятельности экстерриториальных организаций. Таблица 3 Показатели динамики среднемесячной заработной платы сферы гостиниц и ресторанов
Развитие туристской отрасли может дать Казахстану не только высокие доходы, приток валюты, диверсификацию экономики развитие регионов, но и будет способствовать решению проблемы занятости населения. В настоящее время туризму принадлежит первое место в мире по созданию рабочих мест. [3] Однако, для обеспечения качества обслуживания туристов, соответствующего мировым стандартам, необходима реализация определенных мер по совершенствованию системы подготовки кадров. Отрасли требуются специалисты, обладающие навыками не только в специальной области гостеприимства, ресторанного дела, анимации, но и владеющие определенными знаниями в области менеджмента, маркетинга, предпринимательства и обязательно иностранными языками. Большое значение в подготовке специалистов для отрасли имеет Президентская программа «Болашак», дающая возможность талантливой молодежи обучаться за рубежом. Но прибытие ежегодно 30 специалистов с уровнем знаний, соответствующих мировым стандартам, для отрасли недостаточно. Необходимо повысить уровень подготовки кадров в самой республике. В настоящее время внесены изменения в Классификаторы видов экономической деятельности и Классификаторы направлений подготовки специалистов по отраслям министерством туризма и спорта совместно с министерствами труда и социальной защиты населения, образования и науки и Агентством по статистике. С участием бизнес-сообществ ведется работа по разработке профессиональных стандартов и образовательных программ в рамках проекта Европейского фонда образования (ЕФО) «Национальны квалификационные рамки в странах Центральной Азии» и впервые реализуется пилотный проект по внедрению гибкой квалификационной структуры в сфере туризма. Это второй этап проекта ЕФО, в котором участвует Казахстан с 2005 г. Ставится задача развития людских ресурсов, основанном на знаниях и компетенции. Государственная программа развития туризма в Республике Казахстана 2007-2011 годы определяет следующие направления совершенствования системы повышения квалификации работников туризма: - внедрение в высших учебных заведениях, готовящих кадры для туристской отрасли, сертификацию качества туристского образования «»; - организацию проведения в республике научно-практических конференций и участие Казахстана в Международных туристских мероприятиях по подготовке кадров и ключевым проблемам развития туристской индустрии; - проведение на постоянной основе обучающие семинары и курсы повышения квалификации специалистов туристской индустрии, включая гидов, экскурсоводов, инструкторов туризма, в том числе особо охраняемых территорий и государственных национальных парков. Использованная литература: 1. Казахстан за годы независимости 1991-2007. Статистический сборник. Астана, 2008. 2. М.А. Жукова. Индустрия туризма: менеджмент организации. – М.: Финансы и статистика, 2002, с. 21. 3. Л.В. Баумгартен. Стратегический менеджмент в туризме. –М.: Изд. Центр «Академия», 2007. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||