Каталог статей | |||||||||||||||||||||||
Каращук А.В., Шалаева Н.И. Организационно-экономический механизм развития общественного самоуправления в жилищной сфере г. ВладивостокаАктивизация общественного самоуправления в жилищной сфере г. Владивостока в первую очередь связана с деятельностью органов местной власти по стимулированию организации товариществ собственников жилья и состоит в содействии собственникам помещений в вопросах организации и проведения общих собраний по выбору способа управления с образованием ТСЖ; выполнении работ по межеванию и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков под многоквартирными домами ТСЖ; координации деятельности с органами исполнительной власти субъекта Федерации по регулированию вопросов передачи земельных участков, занимаемых многоквартирными домами, в собственность домовладельцев; пропаганда в средствах массовой информации города ТСЖ, как наиболее прогрессивного способа управления; защита ТСЖ от незаконных действий монополистов–поставщиков коммунальных услуг; оказании финансовой помощи ТСЖ при капитальном ремонте МКД, находившихся длительное время в управлении муниципальных служб.Значительные резервы повышения финансовой состоятельности ТСЖ находятся в их объединении. В этой связи предлагается укрупнение ТСЖ в пределах городских кварталов, путем их присоединения к существующим ТСЖ до размеров, позволяющих более эффективно осуществлять финансово-хозяйственную деятельность (25-50 тыс.кв.м). Алгоритм укрупнения ТСЖ представлен на рисунке 1. Все этапы работ должны сопровождаться мероприятиями по разъяснению собственникам помещений преимуществ ТСЖ перед другими способами управления многоквартирными домами. Создавать укрупненное ТСЖ необходимо на базе нескольких многоквартирных домов, объединенных общим или несколькими граничащими земельными участками, сетями инженерно-технического обеспечения и другими элементами инфраструктуры. В Уставе также следует отразить, что укрупненное ТСЖ ведет раздельный учет поступлений и затрат по отдельному дому (необходимо открыть субсчет) и по объединенному ТСЖ в целом. Годовой план финансовой деятельности укрупненного ТСЖ формируется по каждому многоквартирному дому в зависимости от доходов, поступающих на субсчет этого дома. Часть средств направляются на содержание Правления, служб ТСЖ и создание специальных фондов, которые устанавливаются Конференцией собственников помещений.
↓
↓
↓
↓
↓
↓
↓
↓
↓
↓
Рисунок 1 - Алгоритм создания укрупненного ТСЖ в пределах городского квартала[1]
Следующим направлением развития взаимодействия органов местного самоуправления с ТСЖ является организационно-финансовая поддержка при создании Городских ассоциаций ТСЖ (ГА ТСЖ), которые будут выполнять по заказам товариществ работы и услуги по ведению бухгалтерского учёта и отчётности; по финансовому планированию; по обслуживанию и ремонту инженерного оборудования и строительных конструкций многоквартирных домов и т.д. Эти услуги могут осуществляться как по принципу абонементного обслуживания, организованного на платной основе, в форме консультирования работников ТСЖ; разработки и внедрения проектов по тематике; выполнения функций и работ ТСЖ. Примерный план развертывания ГА ТСЖ должен включать следующие мероприятия: подготовку письма в Городскую Думу об оказании финансовой поддержки ГА ТСЖ; подготовку предложений по включению в местный бюджет средств на развитие общественного самоуправления в жилищной сфере; подготовку письма на имя Главы администрации г. Владивостока о включении в бюджет города на будущий год средств на развитие общественного самоуправления; организацию проведения встречи с Главой города Владивостока по вопросу развития общественного самоуправления в жилищной сфере муниципального образования; разработку учредительных документов – Устава ГА ТСЖ; проведение переговоров с потенциальными инвесторами и т.д. Рекомендуется создание Центра поддержки ТСЖ на базе Городской ассоциации ТСЖ, функционирование которого снимет кадровую и информационную проблему у товариществ собственников жилья и жилищных кооперативов, а также вытеснит с рынка информационно-консультационных услуг организации, деятельность которых носит сомнительный характер. Кроме этого, представляется целесообразным создание малого предприятия, деятельность которого будет направлена на обслуживание ТСЖ на приемлемых для них финансовых условиях, включая проведение аварийных, ремонтно-строительных работ, подготовку системы отопления к эксплуатации в осенне-зимний период. Наиболее простой формой общественного объединения товариществ собственников жилья может быть Совет председателей ТСЖ. Для его организации можно создать юридическое лицо и пройти государственную регистрацию, либо утвердить Положение о Совете председателей, которое разработано в рамках диссертационного исследования. Развитие общественного самоуправления в жилищной сфере г. Владивостока необходимо осуществлять при взаимодействии с органами МСУ, основная поддержка которых состоит в создании благоприятных условий для этого развития (рисунок 2)[2].
Рисунок 2 - Концептуальная модель организационно-экономического взаимодействия органов МСУ с объединениями собственников помещений в г. Владивостоке Кроме того, взаимодействие в формате «ТСЖ – соинвестор – муниципалитет» потребует принятия соответствующих нормативно-правовых актов и заключения инвестиционного контракта, определяющего взаимоотношения города, инвестора (собственники непосредственно, либо в лице надлежащего представителя – ТСЖ) и привлеченного им соинвестора. Развитие общественного самоуправления в жилищной сфере является необходимым условием успешного завершения реформы ЖКХ. С этих методологических позиций наиболее эффективным средством взаимодействия органов местного самоуправления г. Владивостока с жилищными объединениями граждан представляется инструментарий программного подхода. В разработанном проекте Концепции нашли отражение основные принципы, цели и задачи развития общественного самоуправления в жилищной сфере, определены формы и методы поддержки, а также источники финансирования. Обосновано, что основной формой поддержки развития общественного самоуправления в жилищной сфере г. Владивостока должна стать Муниципальная целевая программа «Создание условий для развития общественного самоуправления в жилищной сфере г. Владивостока на 2011-2012 годы», разработанная в соответствии с предлагаемой Концепцией и содержащая комплекс мер по 4 направлениям (таблица 1)[3]. Источниками ее финансирования являются средства местного бюджета, однако на развитие общественного самоуправления в жилищной сфере необходимо привлечение средств из федерального, областного бюджетов, а также средств международных и частных инвесторов. Ожидаемыми конечными результатами принятия Программы являются – увеличение числа ТСЖ в г. Владивостоке в общем количестве многоквартирных домов не менее 20 %; увеличение числа домов, управляемых ТСЖ; развитие Владивостокской городской ассоциации ТСЖ и увеличение ее членов; ежегодное увеличение объемов проведенного капитального ремонта многоквартирных домов; обучение не менее 200 человек основам управления многоквартирными домами.
Таблица 1 - Направления реализации Муниципальной целевой программы по развитию общественного самоуправления в жилищной сфере
Принятие данной Программы можно считать своевременным и необходимым для реализации положений Жилищного кодекса и развития общественного самоуправления в г. Владивостоке. Разработанная методика Концепции и Муниципальной целевой программы позволяет сформировать организационно-экономический механизм развития общественного самоуправления в жилищной сфере г. Владивостока (рисунок 3)[4].
Рисунок 3 – Организационно-экономический механизм развития общественного самоуправления в жилищной сфере г. Владивостока[5]
Внедрение данного механизма даст возможность включить собственников помещений и их объединения в систему взаимодействия и партнерства с органами местного самоуправления путем запуска в коммерческий оборот земельных участков и нежилых помещений в многоквартирных домах, что позволит повысить качество обслуживания и содержания жилищного фонда, приведет к снижению расходов городского бюджета на капитальные ремонты и благоустройство придомовой территории. В итоге предлагаемые мероприятия будут способствовать обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан на территории муниципального образования.
[1] Критина Е.Д. Организационно-экономический механизм развития общественного самоуправления в жилищной сфере муниципального образования. - Автореф. дисс. … к.э.н. - Ростов-на-Дону – 2009. С. 21.
[2] Критина Е.Д. Организационно-экономический механизм развития общественного самоуправления в жилищной сфере муниципального образования. - Автореф. дисс. … к.э.н. - Ростов-на-Дону – 2009. С. 23.
[3] Критина Е.Д. Организационно-экономический механизм развития общественного самоуправления в жилищной сфере муниципального образования. - Автореф. дисс. … к.э.н. - Ростов-на-Дону – 2009. С. 25.
[4] Критина Е.Д. Организационно-экономический механизм развития общественного самоуправления в жилищной сфере муниципального образования. - Автореф. дисс. … к.э.н. - Ростов-на-Дону – 2009. С. 27.
[5] Разработан автором по результатам исследования | |||||||||||||||||||||||