Каталог статей |
Бородин В.В. , Васильева О.И. Факторы, определяющие развитие туризма сегодняНа сегодняшний день туризм является показателем развития национальных экономик многих стран, методом познания окружающей действительности, способом повышения культурного уровня и восстановления здоровья людей.Туристский бизнес непосредственно участвует в создании национального дохода практически любого государства. Совокупный вклад туризма в национальную экономику стран осуществляется как прямым, так и косвенным методами. Прямое влияние туристского бизнеса на валовой внутренний (региональный) продукт государства заключается в определении стоимости расходов туристов как результата покупки услуг и товаров туристского назначения. Косвенное влияние туризма можно представить в виде следующего уравнения: Расходы – Доходы – Расходы’ – Доходы’. Данное уравнение представляет собой эффект повторяемости затрат туристов на покупку услуг и товаров в определенное время и в определенном месте. Деньги, потраченные туристами в месте пребывания (туристской дестинации), создают новый доход, который приводит к описанной цепной реакции. На наш взгляд, в настоящее время на развитие туризма оказывают влияние следующие факторы. Во-первых, современное состояние и тенденции развития международных отношений. Данный фактор является одним из первостепенных в определении роли влияния всей совокупности факторов и образованных на их основе групп факторов. Подтверждением данному выводу могут служить политические конфликты, возникающие время от времени в наиболее доступных широкому кругу покупателей туристских услуг точках планеты. Например, события в Юго-Восточной Азии, в Турции и Египте. Вторым фактором, определяющим современное состояние туристской сферы, являются законодательные инициативы, образующие в своей совокупности систему законодательного регулирования туристской деятельности, как на международном, так и национальном уровнях. В настоящее время Правительством РФ ведется обсуждение ряда законопроектов и законотворческих инициатив, направленных на увеличение размера гарантий туристских организаций, работающих в сфере выездного туризма. По мнению ряда издательств [2-4], данные законы, в случае их принятия, способны практически уничтожить туристский рынок, особенно вследствие наступившего финансового кризиса. Сейчас все еще идут споры о размере финансовых гарантий. Если они будут увеличены в среднем до 100 млн. руб. для организации, то данная мера, возможно, приведет не к укреплению рынка, а к его монополизации. Данный вывод обусловлен тем, что мелкие и средние туристские организации, для которых предлагаемое финансовое обеспечение экономически невозможно осуществить, покинут рынок. Монополизация туристского рынка, в свою очередь, приведет к увеличению цен на туристские услуги. В-третьих, наблюдающийся мировой финансовый кризис, который отразился практически на всех сферах экономической жизни общества. Не стала исключением и туристская отрасль. Путешествия – далеко не первая необходимость и потребность человека, значит, и отказаться от них не так уж сложно. В первую очередь кризис отразился на благосостоянии так называемого среднего класса, составляющего основную прослойку активно путешествующих людей. Также пострадает и массовый туризм. Из-за увеличения цен на авиационное топливо стоимость туристских путевок в 2008 г. по сравнению с 2007 г. в среднем увеличилась на 20-30 %. Например, туристские компании Архангельска указывают на то, что рост стоимости туристских путевок зависит еще и от инфляции: стоимость путевок увеличилась в зависимости от направления. Например, выезд в Турцию и Египет в 2008 г. стал дороже на 20-30 %, выезд в страны ближнего зарубежья подорожал на 10 % [5-6]. Для снижения негативного влияния выявленных факторов, нами предлагается комплекс мероприятий и рекомендаций, направленных на оптимизацию развития туристского бизнеса в период финансового кризиса. 1. Использование механизма ценового регулирования туристского рынка. Планы относительно увеличения цены должны быть тщательно проанализированы. При этом необходимо избегать демпинговых форм установления цен, способных «обвалить» туристский рынок. 2. Использование маркетинговых мер и различных форм сотрудничества. Основной целью должна стать минимизация последствий неизбежно резкого падения уровня продаж путем использования специальных маркетинговых стимулов. Однако в действующей экономической практике маркетинговые меры кажутся более приемлемыми и важными в периоды экономического подъема. Таким образом, мы не рекомендуем снижать стоимость маркетингового бюджета отдельной компании. Также против поспешной диверсификации маркетингового портфеля, так как выбор новой успешной маркетинговой стратегии занимает слишком много времени для того, чтобы быть эффективным во время кризиса. Кроме того, уже существующая лояльность со стороны определенного сегмента потребителей и партнеров является довольно существенным фактором ведения бизнеса, а совместные усилия по преодолению кризиса становятся наиболее важными для компаний, когда они переживают сложные времена. В таком случае, ориентация на сотрудничество и инновации становятся важным инструментом совместного преодоления международного финансового кризиса. 3. Соблюдение принципа реалистичности. Не вызывает сомнений, что индустрия отдыха и развлечений сможет выжить даже во время глобального кризиса. Каждая новая кризисная ситуация в экономике создает возможности для появления инновационных идей, новых товаров и услуг, развития новых направлений бизнеса и новых форм сотрудничества. 4. Ориентация на позитив. Текущий финансовый кризис – это не первое и не последнее изменение, происходящее в сфере путешествий и индустрии развлечений, а отношение руководства предприятия к этому факту во многом влияет на работу персонала компании. Лидер, демонстрирующий позитивное и бодрое настроение, а также проявляющий креативные способности и творческий подход, способствует проявлению его во всем бизнесе компании. Сложные экономические времена требуют от руководства веры в себя и в свой продукт. 5. Определение слабых и сильных сторон развития компании с существующей ситуации. Необходимо предположить в случае ухудшения экономической ситуации, какие группы туристов компания сможет потерять, и существуют ли еще сегменты рынка, не охваченные компанией. Также необходимо определить текущие долговые обязательства компании: является ли данный период лучшим с точки зрения увеличения расходов, поиском кредитных ресурсов или строительством новых объектов. Руководству предприятия целесообразно обозначить цели, задачи и проблемы развития бизнеса с учетом местных условий экономического развития и реального потребительского сегмента. 6. Необходимо помнить, что путешествия и туристский рынок – взаимодополняющие категории. Это означает, что бизнес будет зависеть от развития большого круга смежных отраслей и производств. Например, если в регионе, в котором представлена компания, ресторанный бизнес несет убытки, значит, сократится количество людей, остающихся в городе, и, следовательно, сократятся налоговые поступления в местный бюджет, что влияет на развитие региона в целом. 7. Необходимо думать о будущем развитии бизнеса. Текущий экономический спад может быть одним из изменений в истории развития туризма. Для руководителя предприятия необходимо быть уверенным, что бизнес обеспечивается конкурентной стратегией развития компании и качественно ориентированной системой взаимоотношений с клиентами.
Список использованных источников:
1. Федеральный Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. (с изм. и доп. от 5 февраля 2007 г.) 3. «Российская Бизнес-газета» № 671 от 16 сентября 2008 г. 4. «Российская газета» – Федеральный выпуск № 4805 от 4 декабря 2008 г. 5. «БухСМИ» [сылка более недоступна} 6. «Юридическая Россия» [сылка более недоступна} |