Каталог статей

Никишина И.В.

Формирование экономико-информационного механизма управления региональной молодежной политики

В социально – экономическом развитии современного общества особую роль играет молодежь, имеющая особые социальные функции и определяющая тенденции дальнейшего преобразования  системы социальных отношений. В связи с этим, в настоящее время уделяется особое внимание со стороны государства к формированию и реализации молодежной политики, которая не может эффективно функционировать без тщательной теоретической проработки вопросов управления, правового и финансового информационного обеспечения ее деятельности. Она  должна быть тесно увязана с социально-экономическим развитием региона. При этом одним из наиболее важных вопросов становится формирование эффективных механизмов функционирования данной сферы, в том числе экономических и информационных.

Одними из самых важных механизмов регионального управления молодежной политики являются экономические методы, которые призваны учесть многообразие интересов и мотивов деятельности различных субъектов региональной молодежной политики; создать условия, способствующие выбору ими экономического поведения, позволяющего взаимоувязывать общественные и частные интересы. Эти методы многочисленны и разнообразны, они могут быть формализованными и не формализованными, прямыми и косвенными. Они влияют не только на выбор субъектами управления вариантов действий, но и на процессы формирования ими целей деятельности.

При формировании экономической составляющей механизма регионального управления молодежной политики (далее – ЭС), интерес опыт в данной сфере государств Западной Европы. Например, в Германии и Франции используется принцип субсидиарности, когда основная ответственность, в т.ч. финансовая, возлагается на низовой уровень (коммунальный; в российских условиях – муниципальный). В Германии до 60% расходов на реализацию молодежных программ приходится на коммунальный уровень (около 10% коммунального бюджета), а 35% - на земельный. Это позволяет оказывать помощь молодым людям более адресно, с учетом локальных и региональных социально-экономических реалий и потребностей. Во Франции на местном уровне осуществляется экспертиза и финансирование молодежных инициатив – программа «Проект М» (от 15 до 20 тыс. проектов в год с участием свыше 100 тыс. молодых людей).

В Великобритании и Швеции основными экономическими методами управления молодежной политики в этих странах является поддержка молодых людей посредством предоставление кредитов, льгот, грантов и т.п. Нужно отметить, что если в Великобритании молодежная политика зависит от состояния политико-экономической конъюнктуры в целом, то в Швеции она стабильна. В Великобритании центральное правительство определяет общую сумму затрат и ее распределение между местными органами власти, которые принимают решение о приоритетных расходах с учетом локальных особенностей (в Швеции также - распределение грантов для местных НПО). НПО имеют существенное значение, в Швеции они охватывают около 3/4 молодежи. В Великобритании предпринимаются меры, призванные усилить мотивацию к получению и повышению образования – система кредитов для получения профессиональной подготовки, финансовая поддержка молодежи 16-19 лет, которая учится на дневных отделениях и живет с родителями. В целом система финансовых мер по вовлечению молодежи в образовательный процесс пока недостаточно совершенна. В Швеции обучение как в средней, так и в высшей школе бесплатное, но стипендия для оплаты проживания и учебных пособий предоставляется в виде подлежащего возврату кредита (4% отчисления от заработка после завершения учебы и устройства на работу).

Учитывая, что в системе социального управления, к которой относится молодежная политика, информация является одним из важнейших оснований для принятия управленческих решений, нормальное функционирование механизма управления региональной молодежной политикой (далее – РМП) сегодня невозможно представить без адекватной системы информационного обеспечения всех её субъектов, а также во всех областях их деятельности. В связи с этим необходимо уделить особое внимание информационной составляющей механизма РМП, которая представляет собой совокупность логических приемов и технических средств преобразования исходных данных в систему информации, обеспечивающей коммуникацию участников локальных процессов, принятие решений и регулирование в сфере молодежной политики. В рамках формирования информационной составляющей государственного механизма управления РМП (далее – ИС) необходимо:

обеспечить процесс планирования, корректировки и реализации молодежной политики объективной информацией о молодежном социуме;

повысить доступность удовлетворения информационных потребностей юридических и физических лиц по вопросам, затрагивающим сферу интересов молодежи;

расширить информационное пространство по молодежной проблематике;

повысить эффективность функционирования учреждений молодежной политики на базе информационно-коммуникационных технологий;

обеспечить наиболее рациональное использование ресурсов благодаря совмещению общих целевых установок с конкретными условиями и потребностями молодежной политики;

проводить единую техническую политику при решении задач в области развития и использования информационно-коммуникационных технологий в целях совершенствования деятельности органов управления сферы молодежной политики и подведомственных им учреждений.

ИС государственного механизма управления РМП, в конечном итоге, должна обеспечить интеллектуальную поддержку принятия решений и быть связанной единой информационной технологией с другими системами информатизации всех уровней.

Влияние ИС на ЭС в целом следует рассматривать, используя графоаналитическую модель типа «ресурсы - результаты». Подобная модель позволяет описать систему в целом с учетом всего многообразия элементов и связей между ними и позволяет повысить качество управления РМП и в целом и результативность реализации данной политики, начиная с адресной работы с молодежью. При появлении новых экономических методов происходит совершенствование информационных и формирование новых подсистем в общей информационной системе управления (например, подсистема среднесрочного планирования). Так, при внедрении бюджетирования, ориентированное на результат, возникает необходимость совершенствование и разработка новых информационных систем по автоматизации информационных потоков экономической информации. То есть составляющие механизма управления РМП оказываются тесно переплетенными как между собой, так и с другими его элементами.

Чтобы обеспечить совместимость всех органов управления, все данные, обращающиеся в коммуникационной сети системы управления РМП, должны быть организованы единообразно, независимо от своего происхождения или функционального назначения. В связи с этим представляется необходимым интегрирование информационной и экономической составляющих  государственного механизма управления РМП в единый экономико-информационный механизм управления РМП (далее – ЭИМ). Его можно определить как совокупность экономических и информационных ресурсов, методов, средств, инструментов и рычагов воздействия на процессы, происходящие в молодежном социуме региона, применяемые органами государственной власти регионального уровня для достижения целей социально-экономического развития региона.

На региональном уровне наиболее четко проявляется ЭИМ управления РМП в следующих аспектах:

прогнозирования развития молодежной политики на основе выявленных потребностей молодежи региона, анализа ситуации в молодежном социуме и характера проблем, типичных для конкретной территории;

стратегического планирования реализации РМП на территории региона с учетом «вертикального» и «горизонтального» взаимодействие между субъектами молодежной политики и приоритета эффективной реализации консолидированных услуг для молодых граждан и организаций, как услуг, оказываемых совместно для достижения социально значимого результата органами исполнительной власти региона, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления и подведомственными им организациями;

проектирования, которое выступает как один из инструментов реализации молодежной политики, составляя ее технологический уровень, более четко формулирует среднесрочные цели развития молодежной политики, всесторонне учитываются местные ресурсы и т.д. Это делает РМП более целенаправленной и реалистичной за счет учета всех многообразных факторов, используемых в процессе проектирования;

непосредственной реализации РМП с соблюдением принципа консолидации административных, организационных, кадровых, информационных и финансовых ресурсов за счет координации текущей деятельности на всех уровнях управления молодежной политикой, многоканального финансирования с использованием программно-целевых технологий, продвижения корпоративных (партнерских) решений проблем молодежного социума;

мониторинга и контроля за реализацией РМП с целью повышения эффективности её управления, повышения качества и оперативности предоставления услуг.

На сегодняшний момент, при необходимости формирования бюджета молодежной политики, ориентированного на результат, применение ЭИМ управления РМП становится всё более актуальным. Данный механизм позволяет сформировать точную, достоверную, полную и оперативную информацию, необходимую для принятий решений. Предлагается несколько направлений  использования ЭИМ управления РМП:

определение стандартов общественной эффективности молодежной политики, инфраструктурных стандартов РМП и стандартов качества услуг, предоставляемых населению в сфере молодежной политики;

оценка выполнения государственных заданий по предоставлению государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам в сфере молодежной политики;

оценка деятельности руководителей учреждений, подведомственных органу управления РМП;

оценки деятельности государственных гражданских служащих органа управления РМП;

формирование региональных целевых программ сферы молодежной политики.

При определении качества предоставляемых услуг в сфере молодежной политики необходимо учитывать соответствие их качества стандартам нормативов стандартов общественной эффективности молодежной политики, инфраструктурных стандартов РМП и требованиям качества услуг, предоставляемых населению в сфере молодежной политики. Это позволит сформировать информационную базу для принятия решений о направлении и способах оптимизации бюджетных расходов, внедрить механизм учета эффективности оказания бюджетных услуг, создать рынок бюджетных услуг в сфере молодежной политики.

По мере необходимости с использование информационных технологий можно проводить оценку соответствия качества фактически предоставляемых бюджетных услуг требованиям качества, в рамках которой формируется база данных с начальными, нормативными и фактическими значениями показателей на текущий период.

В качестве инструмента управления по результатам предлагается использовать ЭИМ управления РМП в рамках контроля за использованием финансовых средств, выделенных на выполнение государственных (муниципальных) заданий, а также контроль за оказанием государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам в рамках этих заданий. Применяемая в Самарской области с 2007 года система контроля за исполнением государственных заданий в сфере молодежной политики позволила повысить ответственность руководителей государственных учреждений за предоставление качественных услуг и эффективное использование бюджетных средств. Данная система контроля напрямую связана с оценкой деятельности руководителей, подведомственных органу управления РМП учреждений, по итогам которой определяются величины стимулирующих выплат им, например: ежемесячной премии по итогам работы за квартал и персональной надбавки к должностному окладу. Оценка осуществляется по бальной системе посредством присвоения определенного количества баллов каждому установленному показателю. Например, таких как:

оценка исполнения государственного задания,

степень освоение бюджетных средств,

количество жителей, вовлеченных в социокультурную деятельность,

соблюдение действующего законодательства при реализации полномочий,

заинтересованность и инициативность во внедрении новых видов услуг, технологий, проектов.

В 2008 году стимулирующие выплаты руководителям государственных учреждений молодежной политики Самарской области рассчитывались на основе методики оценки их деятельности, утвержденной распоряжением министра культуры и молодежной политики Самарской области от 07.04.2009 № 74-р.

Повышение эффективности деятельности, качества реализации государственных функций и внедрение новых методов управления  - основа всех крупных реформ государственной службы, осуществлявшихся за последние 30 лет в различных странах. Как показывает практика, в значительной степени успех проведения реформ зависит от создания оптимальной системы показателей результативности деятельности госслужащих, от их заинтересованности в достижении общественно значимых целей.

Также одним из важных аспектов является разделение результатов деятельности гражданских служащих на непосредственные и конечные. Непосредственные результаты деятельности государственных служащих выражаются, как правило, в количественных характеристиках объема проделанной работы, а конечные – в достижении социально значимых целей и задач органов власти. При этом достижение конечных результатов показывает результативность деятельности государственного служащего с точки зрения общества, а достижение непосредственных результатов характеризует насколько эффективно и рационально государственный служащий осуществлял свою деятельность с точки зрения органа власти.

В связи с этим, возникает ещё одно направления использования ЭИМ управления РМП - формирование схем оплаты служебной деятельности в зависимости от показателей эффективности и результативности. Величину стимулирующих выплат государственным гражданским служащим органа регионального управления молодежной политики можно рассчитать по бальной системе посредством присвоения определенного количества баллов каждому установленному показателю. Например, для определения величины ежемесячного денежного поощрения устанавливаются по определенной методике баллы  следующим показателям:

достижение показателей результативности деятельности служащего, закрепленных в должностных регламентах;

выполнение поручений (заданий) в установленные сроки;

соответствие подготовленных документов предъявляемым требованиям;

соблюдение трудовой дисциплины;

а также надбавочный коэффициент, устанавливаемый руководителем органа управления молодежной политики.

Показатель «достижение показателей результативности деятельности служащего, закрепленных в должностных регламентах» является показателем конечного эффекта. Оценка достижения показателей результативности деятельности служащего устанавливается на текущий год на основе информации о достижения в предшествующем году показателей результативности органа управления молодежной политики. Такими показателями могут являться показатели результативности, закрепленных в докладе и основных направлениях деятельности государственного органа управления.

Показатели же «выполнение поручений (заданий) в установленные сроки», «соответствие подготовленных документов предъявляемым требованиям», «соблюдение трудовой дисциплины» являются показателями процесса.

Так как один из основных аспектов управления РМП – распределение имеющихся ресурсов, а определение первоочередности решения проблем есть задача рационального распределения ресурсов, то формировать ЭИМ управления РМП по данному направлению целесообразно исходя из сравнительной социально – экономической эффективности предложений и проблем, соответственно выполняемых или решаемых органами власти. Это реализуется в полной мере при формировании целевых программ (далее - ЦП), состоящей из нескольких этапов, каждый из которых имеет свою логику, задачи, содержание.

ЭИМ позволяет создать программное изделие, в качестве которого может выступить компьютерная программа, обеспечивающая формирование, реализацию и контроль за исполнением целевых программ, планов мероприятий в сфере молодежной политики, задачами которого являются:

обеспечение принципа интегральности – однократный ввод информации в систему и ее многократное и многоцелевое использование;

построение единого информационного поля, на основе введенной информации;

оперативное предоставление информации по заданным критериям;

снижения процента повторяющейся информации;

обеспечение оперативной постановки задач исполнителям;

обеспечение оперативного контроля за выполнением поставленных задач;

формирование системы контроля экономических показателей и эффективности деятельности органа управления молодежной политики.

Данную систему можно сделать веб-приложением и интегрировать в Интернет- ресурс органа управления РМП. Подсистема должна содержать в себе несколько модулей:

базу данных о проводимых органом управления РМП мероприятиях;

перечень программ (планов) в виде таблицы с указанием срока реализации и объемов финансирования;

перечень мероприятий в виде таблицы с указанием наименования мероприятия, принадлежности к программе, срока реализации, объемов финансирования, описания мероприятия, комментарий к мероприятию, оценки мероприятия, главный комментарий (резолюция).

На сайте (портале) должно быть представлено в различных разрезах текущее состояние базы данных формируемой ЦП. Поэтому неполнота информации и даже её возможная противоречивость вполне естественна. Они будут устраняться в процессе работы над ЦП с участием всех заинтересованных лиц.

Размещение данной программы на Интернет- ресурсе органа управления РМП обеспечивает:

вовлечение всех заинтересованных организаций и лиц в разработку исходных предложений для включения в ЦП и их корректировки,

оперативный анализ степени полноты поступивших предложений и организационную деятельность по пополнению их состава по всем охватываемым ЦП направлениям,

доработку поступивших предложений, при необходимости с привлечением их авторов, до уровня, допускающего их включение, в случае целесообразности, в состав ЦП,

формирование альтернативных  вариантов ЦП под различный объем выделяемых ресурсов и для различных целевых предпочтений с тем, чтобы предоставить директивным органам возможность принятия наиболее обоснованного решения.

В Самарской области данная технология была применена в 2007-2008 годах при формировании ведомственной целевой программы «Электронные ресурсы сферы культуры и молодежной политики Самарской области на 2008 – 2010 годы».

В заключении необходимо отметить, что внедрение ЭИМ управления РМП посредством предложенных методов позволит повысить эффективность управленческой деятельности органов управления, степень адаптации субъектов РМП к постоянно изменяющимся условиям внешней среды, что позитивно отражается на результативности их деятельности.

Литература

1. Бильчак В.С., Захаров В.Ф. Региональная экономика: Под ред. Бильчака В.С. — Калининград: Янтар.сказ., 1998. — 316 с.

2. Дульщиков Ю.С. Региональная политика и управление. — М.: Изд-во РАГС, 2001. — 257 с.

3. Леонов Ю.С. Стратегии европейской государственной молодежной политики: основные направления и тенденции. Молодежная политика: зарубежный и отечественный опыт.//Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ – М., 2007. № 4 (321).

4. Тараканов П.В. Социально-политический характер современных российских молодежных организаций. – М.: Медина-Принт, 2005. – 25 с.

5. Шалмина Г.Г., Тарасевич В.В., Загарин А.В. Основы стратегии развития регионов России. - Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. - 420 с.

6. Веревченко А.П., Горчаков В.В., Иванов И.В., Голодова О.В. Информационные ресурсы для принятия решений. Учебное пособие. - Екатеринбург: Деловая книга, 2002.

7. Елепов Б.С., Чистяков В.М. Управление процессами использования информационных ресурсов. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние,1989.

8. Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Системы управления. Учебное пособие. - М.: Экономика и финансы, 2002.

9. Растригин  Л.А. Современные принципы управления сложными объектами. - М.: Советское радио, 1980.

10. Лукс Г.А., Матвеева А.А., Никишина И.В. Информационное обеспечение региональной молодежной политики (на примере Самарской области): Информационный научно-аналитический обзор. -Самара: Из-во «Самарский научный центр РАН». 2003. - 173 с.