История экономических учений (Костакова Т.А.)

Теория факторов производства и «закон рынка» Ж.-Б. Сея

Жан–Батист Сей (1767-1832) – профессор промышленной экономии, создатель собственной концепции ценности, автор «Трактата», в котором изложил теорию производственных факторов и сформулировал закон рынка.

Теория производственных факторов основывается на положении об определяющей роли пользы в формировании ценности благ и увеличении богатства.

Все виды промышленного производства состоят из:

1) трех различных операций;

2) в процессе производства участвуют три фактора: труд, земля и капитал. Производственные факторы рассматриваются как равнозначные источники ценности. Каждый из собственников указанных факторов – рабочий, землевладелец, предприниматель – должен быть награжден по заслугам. Соответственно рабочий получает доход в форме заработной платы, земельный собственник – ренту, предприниматель – прибыль.

Трехфакторная теория ценности Сэя основывается на принципе взаимосвязанности и взаимодополняемости производственных факторов. Цена каждого фактора определяется ценой на производимый товар, в конечном счете – соотношением спроса на этот товар и предложением производственного фактора.

«Закон рынка» утверждает, что производство всегда равняется потреблению. Всякое производство само вызывает доходы, на которые и покупаются все товары, стоимость которых соответствует всем доходам. Каждый продукт с того момента, когда он произведен, показывает сбыт для других продуктов на всю сумму своей ценности. Деньги выполняют временную роль в процессе обмена товарами, они нужны для того, чтобы обменять свой продукт на продукты других производителей.

По утверждению Сэя, если одних товаров произведено слишком много, то это происходит потому, что недостает других. Возникшее структурное несоответствие выравнивается в результате движения товаров и стимулирующего воздействия цен.

«Закон рынка» Сэя исключает общее перепроизводство товарной массы, т.к. производство само создает спрос, а совокупный спрос соответствует совокупному предложению, «сбыт для продуктов создается самим производством».

Французский экономист отводит деньгам роль мимолетного посредника, простого «перевозчика ценности продуктов». «Как только состоялась сделка, всегда оказывается, что за продукты заплачено только продуктами».

Временно может возникнуть структурное несоответствие, которое затем благодаря внутренним законам рынка будет быстро преодолено. Когда в самых развитых и процветающих нациях для значительной части населения не хватает необходимых продуктов, не следует говорить о перепроизводстве.



Кушнир И.В. История экономических учений | Костакова Т.А. История экономических учений | Роньшина Н.И. История экономических учений | Татарников Е.А. История экономических учений