< <Максимизация полезности, потребительское равновесие и спрос
Экономическая теория (Лобачева Е.Н.)

Максимизация полезности, потребительское равновесие и спрос

Максимизация полезности. Из многочисленных альтернатив потребитель выбирает такие варианты и сочетания благ, которые соответствуют его представлениям о полезности покупок, соизмеренных с возможностями личных денежных доходов, т.е. бюджетных возможностей. Потребительский эффект полезности блага соотносится и сопоставляется покупателем с уплаченными за них деньгами. В данном случае деньги выступают для покупателей важной и достаточно определенной количественной мерой полезности. Другой, не менее существенной и достаточно определенной, мерой полезности выступает количество благ по данной цене, необходимых для удовлетворения потребности. Каждый покупатель индивидуально и субъективно убеждается, что полезность блага соразмерна с его ценой.

В этом случае покупка его первой единицы приносит наибольшее удовлетворение, вследствие чего потребитель осуществит вторую, третью и последующие покупки столь полезного для себя блага. Поскольку будет возрастать и суммарный объем этой полезности, то покупатель, возможно, продолжит закупки. Но будет ли он это делать до бесконечности, наращивая потребление только одного вида благ? Прежде всего потребитель ориентируется на максимизацию полезности благ, закупаемых на данную сумму личного денежного дохода (бюджета). При фиксированном бюджете и постоянных текущих ценах благ потребитель руководствуется правилом: при убывающей предельной полезности благ он стремится максимизировать суммарный полезный эффект, общую полезность осуществляемых покупок. Поскольку оценка полезности неотделима от цен покупаемых благ, то правило максимизации полезности достигается при следующем условии:

равная предельная полезность благ
равновеликая единица денежных затрат.

Когда один из товаров имеет сравнительно большую предельную полезность на единицу денежных затрат, покупатель будет увеличивать его покупку, стремясь максимизировать суммарный потребительский эффект именно этими закупками. Одновременно будет сокращаться закупка благ с меньшей предельной полезностью на такую же единицу денежных затрат.

Из расходуемых на покупки денег покупатель сначала может определить среднюю арифметическую величину предельной полезности по каждому из покупаемых благ. Продемонстрируем это с помощью еще одного числового примера (табл. 7.2).

Таблица 7.2

Выбор максимально полезного товара
Альтернативы выбора благ Предельная полезность, условные единицы Цена (Р) денежных единиц Средняя предельная полезность, MU/P
X100010010
Y8004020
Z4503015

Как видно из табл. 7.2, правило потребительского выбора покупателя, ориентирующегося на максимизацию полезности, выявляет нерациональность расходования денег на товары X и Z, так как наибольшей полезностью обладает альтернативный товар Y (его полезность равняется 20).

Руководствуясь правилом потребительского выбора, покупатель может достичь равновесия путем замещения менее полезных благ более полезными. Замещение одного блага другим требует соизмерения максимального количества благ, от которых потребитель отказывается ради получения одной дополнительной единицы другого блага. Увеличение полезности от затрат на приобретение блага Y должно уравновесить снижение потребления блага Х. В конечном итоге такие замещения обеспечивают одинаковый уровень полезности благ на равновеликую единицу денежных затрат.

Максимальный потребительский эффект рациональный потребитель соизмерит и с полезностью благ, и с их ценами. Точнее, цены позволяют соизмерить пропорции закупаемых благ. В данном случае покупатель действует по так называемому правилу равных предельных полезностей на единицу своих денежных расходов, согласно которому

По существу, покупатель перераспределяет свои денежные расходы в пользу большей закупки блага Y, отказавшись от последней единицы блага X. Цена X, равная в нашем примере 100 денежным единицам, позволит купить дополнительно 2,5 единицы более полезного блага Y, что даст более высокий полезный эффект. В денежном выражении он составит 2000 денежных единиц потребления блага Y. За вычетом 1000 денежных единиц от экономии на благе X покупатель получает потребительскую выгоду от рационального выбора, равную 1000 денежных единиц полезного эффекта.

Уравновесив таким образом свою выгоду и затраты, покупатель достигает равновесия, сбалансированного по правилу равной предельной полезности на равную денежную единицу расходов (табл. 7.3).

Таблица 7.3

Потребительское равновесие (числовой пример)
Альтернативы выбора благ Предельная полезность, MU Цена за единицу, РMU/P
X1500100150
Y60040150
Z45030150

Максимизация полезности закупок достигается при условии одинаковой предельной полезности на каждую дополнительную единицу денежных затрат. Но соотношение предельной полезности любых благ должно быть уравновешено и их ценами. Рациональный потребитель уравновесит предельную полезность любого блага с предельными денежными затратами из собственного бюджета, руководствуясь правилом, которое можно выразить следующим образом:

ХРх +YPy = 1, (7.4)

где X, Y — виды благ; Рx, Рy — цены этих благ; 1 — доход потребителя, его личный бюджет.

Замещения позволяют потребителю не только сопоставлять предельные (дополнительные) выгоды и предельные (дополнительные) затраты, но и достичь их сбалансированного равенства, распределив покупки в соответствии с размерами личного бюджета.

Потребительское равновесие и спрос. Сформировавшийся индивидуальный спрос потребителя — это достижение его равновесия в точке максимизации полезности покупок. Согласно второму закону Госсена изменения в спросе могут произойти как при изменении (например, повышении) цены одного из закупаемых благ (при неизменных остальных ценах и том же бюджете потребителя), так и при изменении дохода, личного бюджета (при неизменных ценах и прочих равных условиях). В частности, и вменившаяся (возросшая) цена ведет к уменьшению совокупной полезности (полезного эффекта) не только данного блага, но и всей структуры закупок. В этом случае снижается благосостояние потребителя, а следовательно, сокращается и его спрос. Изменение (снижение) спроса — это и вменение (уменьшение) количества закупок (подорожавшего) блага, нарушающего всю ранее сформированную оптимальную структуру закупок, что вынуждает потребителя формировать для себя новый оптимум в закупках и новый уровень равновесия с максимизацией полезности их изменившейся структуры. Следовательно, законы Госсена о потребительском поведении подтвердили действие закона спроса: количество закупаемых благ увеличивается при снижении цен и, наоборот, уменьшается при повышении цен экономических благ. Спрос увеличивается при непосредственном росте номинального и реального денежного дохода потребителя и соответственно его личного бюджета (при неизменных ценах и прочих равных условиях). И напротив, снижение доходов ограничивает личные бюджетные возможности покупателя и вызывает сокращение спроса, приводя его в рамки реального дохода. Таким образом, реальный доход отражает движение цен потребительских благ при данном номинальном денежном доходе: рост цен снижает, обесценивает реальный денежный доход и спрос покупателей; снижение цен означает рост реального дохода и служит основой повышения спроса покупателей.

Методологический подход ординалистов к изучению потребительского поведения основывается на анализе порядкового измерения полезности благ покупателем. Предполагается, что любой покупатель субъективно и индивидуально может количественно оценить и дифференцировать полезность приобретаемых благ. Поскольку в потребительском поведении важнейшей составляющей выступает субъективизм индивидуальных оценок полезности благ, то для выявления закономерностей этого поведения ординалисты опираются на своеобразные аксиомы. Эти аксиомы описывают некие неизменные условия и неценовые факты предпочтений:

1) согласно аксиоме «ненасыщения» при прочих равных условиях (в том числе и одинаковой цене) для покупателя большее количество данного блага предпочтительнее меньшему его количеству; качественные блага предпочтительнее некачественных; экологически чистые предпочтительнее загрязненных и т.д.;

2) в соответствии с аксиомой «рефлексивности», если два набора благ одинаковы, то, оценивая их полезность, покупатель признает, что любой из этих наборов не хуже другого;

3) согласно аксиоме «полной упорядоченности» при наличии двух различающихся наборов благ потребитель способен либо ранжировать предпочтения в пользу одного из них, либо признать их в равной степени предпочтительными;

4) в соответствии с аксиомой «транзитивности», если покупатель предпочитает набор № 1 набору № 2, а набор № 2 — набору № 3, то он предпочитает набор № 1 набору № 3. Следовательно, если набор № 1 для покупателя равнозначен набору № 2, а набор № 2 — набору № 3, то наборы № 1 и № 3 также для него равноценны. Эта гипотеза позволяет внести однозначную последовательность, ранжировать всевозможные сочетания благ и попарно сравнивать их при покупательском выборе.

В теории ординализма целевая установка потребителя — максимизация полезности приобретаемых экономических благ — достигается методом потребительского выбора наиболее предпочтительного набора благ из всех имеющихся и доступных ему вариантов. При этом понятие полезности благ тождественно понятию порядковой предпочтительности благ.

Ординальная, т.е. порядковая, величина полезности должна показать, уменьшилась или увеличилась степень удовлетворения потребителя.

Однако отсутствие точных количественных измерителей субъективных потребительских предпочтений не позволяет определить точную меру того, насколько уменьшилась или увеличилась степень удовлетворения потребителя. Таким образом, право покупательского выбора — это право сугубо индивидуальной оценки полезности благ (набора благ) в соответствии со свойствами их порядковой измеримости. Право выбора в данном случае — это право субъективно присваивать порядковые предпочтения и ранжировать их в рамках имеющихся альтернатив. Выбирая набор благ из имеющихся альтернатив, потребитель присваивает, например, первый ранг набору с большей для себя полезностью; второй ранг — набору с меньшей полезностью; третий ранг — набору с еще с меньшей полезностью и т.д.

Если различные комбинации наборов благ данного ранга имеют с точки зрения рационального потребителя равнозначную, одинаковую порядковую измеримость (полезность), то потребителю безразлично, какой из наборов выбрать при имеющихся альтернативах выбора. В зависимости от покупательских предпочтений комбинации наборов благ могут быть различны, хотя с точки зрения полезности они равны и поэтому входят в одну ранговую группу.



Васильева Е.В. Экономическая теория | Душенькина Е.А. Экономическая теория