Каталог статей

Баяндин М.А.

Основные направления устойчивого развития Республики Казахстан в условиях глобализации

Глобализация - естественный процесс диалектического единства интенсивного и экстенсивного развития человечества, процесс формирования нового качества многоуровневого Коллективного Разума, направляющего события и заставляющего людей действовать в соответствии с общественными интересами - часто вопреки собственной воле и намерениям.

Пока глобализация по-настоящему охватывает только развитые страны, ее влияние на планетарные события малозначительно, темп повышения благосостояния народов значительно ниже, чем мог бы быть.

Ряд стран вообще не приемлют глобальной парадигмы и ее системы ценностей, а в развитых странах консолидируются силы, восстающие против "экономической глобализации", понимая под ней антинародный сговор властей с олигархами в мировом масштабе. Все еще бытует мнение, что "золотой миллиард" может руководить остальным миром, что было бы полным торжеством однообразия, ведущего к стагнации и регрессу. Но все это реликты отживающих идеологий [1].

Анализ последствий и противоречий глобализации подводит к проблеме устойчивого развития государства. И этот фактор признается одним из главных приоритетов научной и общественной мысли. Казахстан стремиться стать страной, развивающейся в соответствии с глобальными экономическими тенденциями. Страной, вбирающей в себя все новое и передовое, что создается в мире, занимающей в системе мирового хозяйства пусть небольшую, но свою конкретную «нишу», и способной быстро адаптироваться к новым экономическим условиям [2]. Нашей стране предстоит пройти путь социально-ориентированного развития экономики и управления общественными процессами на почве общественного интереса. Стабильное развитие экономики за последние годы позволило усилить социальную направленность реформ. Это важнейший итог экономической политики Казахстана [3].

Процесс глобализации открывает новые возможности развития, связанные с всемирным распространением новейших технологий и форм организации производства. Все это требует от работников наличие у них научных знаний и мобилизует их на творческую инициативу и интеллектуальные способности. В этой связи своевременным является направление развития, по созданию академических центров и учебных заведений, соответствующих самым высоким международным стандартам. Создание и развитие в Казахстане современных научных центров и «технологических парков» с международным участием, поддержке процесса освоения новых технологий и формировании гибкой системы переквалификации кадров, безусловно, должны привести к максимальному приближению прикладной науки к производству, к бизнесу [2].

В социально-экономическом развитии Казахстана наступил качественно новый этап. Уже нужно не просто использовать «накопленный» экономический рост, а научиться реально, управлять этим ростом, трансформируя его в экономическое развитие на качественно новом уровне [3]. Необходимы решения по углублению реформ, обеспечению стабильного, динамичного развития всех сфер общественного и государственного строительства.

Это требует всестороннего учета конкурентных преимуществ и тенденций экономического развития как внутри страны, так и конъюнктуры внешних рынков, а также направлений мирового развития, принимая во внимание вовлеченность Казахстана в систему мирохозяйственных связей.

Государство в таких условиях должно занять активную позицию по стимулированию создания высоких технологий. Для этого необходимы проведение политики постоянного развития и диверсификации научной деятельности на государственном уровне, реализация важных по значимости фундаментальных исследований. С этой целью нужно увеличивать объемы государственных заказов исследовательским организациям, а все бюджетные средства концентрировать на финансирование научных разработок, имеющих большое народнохозяйственное значение.

Проведение ускоренного процесса структурных преобразований в промышленном комплексе невозможно без активного участия государства в процедурах внедрения наукоемких технологий, используя инструменты налогового, бюджетного и внешнеторгового законодательства.

В этой связи Казахстану необходимо сделать ставку на создание и развитие производств, ориентированных на экспорт конечных продуктов, совместных предприятий в области нефтегазового, транспортного и других подотраслей машиностроения, металлургии, химии, агропромышленной сферы. Предстоит развивать биотехнологические центры при активном международном участии, Парк информационных технологий как региональный IT-центр.

Правительством должны быть приняты конкретные программы поддержки конкурентоспособности национальных товаров и услуг. Надо иметь специализированные структуры поддержки частного бизнеса и продвижения его товаров и услуг на мировые рынки, изучить мировой опыт работы таких организаций и адаптировать его к условиям нашей страны [2].

Кроме того, решение вопросов устойчивого развития является условием сохранения независимости страны. Развитие отечественного научного потенциала предстает залогом повышения конкурентоспособности экономики и товаров, что важно для вхождения Казахстана в число 50 наиболее развитых стран мира.

В настоящее время успешно проводятся научные исследования по проблемам глобализации и устойчивого развития республики, разрабатываются модели участия Казахстана в процессах глобализации и интеграции в региональные сообщества. Казахстан может и должен активно участвовать в многосторонних международных экономических проектах, что будет способствовать интеграции в глобальную экономику и поддержит производителей-экспортеров [2].

Казахстан, как динамично развивающееся государство, в условиях глобализации заинтересован в устойчивом развитии и системности как внутри страны, так и в системе международных отношений. Интеграция в мировую экономику является необходимым условием качественного «прорыва» в экономическом развитии Казахстана. Процесс расширения позиции диверсификации деятельности национального капитала подготовил благоприятную почву для создания отечественных компаний, в том числе транснациональных, которые имеют общенациональное значение и во многом определяют экономическую мощь государства. Сегодня в условиях ухудшения мировой конъюнктуры должны быть активизированы внутренние инвестиционные ресурсы с растущей ролью государственных холдингов, институтов развития, социально-предпринимательских корпораций [4]. Крупные компании должны стать организационной основой совершенствования управления экономикой и ее роста, ускорения инновационно-инвестиционной динамики.

Президентом республики инициировано создание в Казахстане социально-предпринимательских корпораций (далее СПК) в разных регионах, передав им при этом все необходимое для создания и ведения нового бизнеса. Именно отечественные компании должны составлять активную конкуренцию иностранному капиталу за освоение недр, развитие промышленности, модернизацию структуры экономики.

Основным отличием СПК от коммерческих корпораций должно стать то, что полученная прибыль будет реинвестироваться для реализации социальных, экономических или культурных целей населения того региона, в интересах которого СПК создавалось. Деятельность этих корпораций будет направлена на привлечение новых проектов, развитие малого и среднего бизнеса, усилении кооперации.

Президент республики призвал национальный капитал последовательно осваивать новые сферы в экономике и стать опорой государству. Именно национальный капитал будет играть преобладающую роль в определении условий и темпов прихода иностранного капитала в будущем.

В результате СПК должны превратиться в крупных работодателей и «локомотивы» развития страны, не обременяя при этом государство увеличением числа государственных служащих [2].

Лицо экспорта Казахстана определяют энергоносители и металлы, что ведет к опасному структурному дисбалансу, структурной деформации экономики. Но когда мы говорим об индустриализации, это означает выпуск новых, других товаров, не зависящих от сырьевых ресурсов. Казахстану необходимо освоить реальные казахстанские «ниши» в системе мирового хозяйства, для этого, прежде всего, нужно участвовать в крупных передовых проектах с зарубежными партнёрами, а также - всесторонней и ответственной поддержке участников нашей экономики, в том числе, через оказание им качественных инфраструктурных услуг [3].

По отношению к зарубежным поставщикам Казахстан должен иметь репутацию надежного партнера. Важнейшей задачей стоит разработка правовых основ и экономических правил привлечения инвестиций. Казахстан должен следовать цивилизованным формам и правилам привлечения иностранного капитала, которые сложились в ведущих странах, поскольку это объективное следствие закона конкуренции. Мы должны опираться на лучшую мировую практику, активно развивать сотрудничество с экспортно-импортными агентствами зарубежных стран. В случае принятия указанных норм и правил не будет основания для недоверия, коррупции и спекуляции по поводу контрактов с зарубежными компаниями. Подобный подход к решению вопроса позволит в будущем преодолеть неравноправный характер соглашений. Необходимо снять экономически неоправданные ограничения на уровне учредительного участия иностранных инвесторов во всех секторах экономики.

Главный приоритет страны в условиях глобализации – содействие развитию национальной экономики. Для достижения этой цели необходимо добиваться сведения к минимуму рисков при дальнейшей интеграции нашей экономики в мировое хозяйство, в том числе и в ВТО.

Вступление нашей страны в эту международную экономическую организацию откроет широкие возможности для укрепления конкурентоспособности Казахстана на международных рынках. Однако эти возможности нужно умело и выгодно использовать [2].

Подводя итоги, необходимо признать, что все рассматриваемые мероприятия должны быть направлены на реализацию долгосрочной стратегии развития республики по формированию в ней развитого конкурентоспособного народнохозяйственного комплекса.

Литература:

1. Д.С. Конторов, В. Михайлов, Ю.С. Саврасов Глобализация, экономика, Россия: Постиндустрия // [сылка более недоступна}

2. Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. Март 2006г.;

3. Новый Казахстан в новом мире. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. Март 2007г.;

4. Повышение благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. Март 2008г.