Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мелих Е. А. Методология определения степени экономической адаптивности предприятий пищевой промышленностиАдаптация к рыночным условиям хозяйствования позволяет предприятию обеспечивать достижение некоторых существенных целей в условиях малой информации о конкурентах, инвесторах, поставщиках, потребителях. В процессе адаптации могут меняться количественные и качественные показатели деятельности предприятия, а так же его организационная и производственная структуры. При желании управляющих предприятием пищевой промышленности конечной целью адаптации может быть неизменность устойчивости развития, т.е. стабильность в производстве необходимого количества и качества столь значимой для населения пищевой продукции.Те предприятия, которые своевременно смогли диверсифицировать производственный потенциал, нарастить инновационный потенциал, сбалансировать трудовой потенциал, реструктуризировать в пользу собственных средств финансовый потенциал и прочее; оптимизировать ассортимент продукции по цене и качеству, применить новейшие маркетинговые разработки в целях активного продвижения реализуемой продукции, повысить экологичность технологий и продукции; занять предельно допустимую антимонопольной политикой нишу на рынке, расширить рынки сбыта за счет экспорта продукции, можно назвать предприятиями с высокой степенью адаптации. Вышесказанное оставляет нераскрытым вопрос о своевременности проведения реформ. Ведь действительно, предприятие, которое первым осуществило все названные реформы и удачно удовлетворяет спрос на продукцию становится лидером, способно влиять на определенные процессы в отрасли. Более поздние реформы других предприятий, зачастую более совершенные, часто оказываются неспособны вытеснить лидера рынка. Определение степени экономической адаптивности предприятия – это процесс аналитический, с множеством характеристик, как самого предприятия, так и рынка, к которому адаптируется это предприятие. Рассмотрим возможности применения метода анализа иерархий. Использование этого метода вполне корректно, так как автор выделяет следующие условия эксперимента: наличие ряда предприятий одной отрасли пищевой промышленности; наличие нескольких частных критериев, влияющих известным образом на отбор альтернатив ¾ эффективность затрат, наличие, доверие и узнаваемость торговых марок, качество продукции; каждой альтернативе ставится в соответствие приоритет (число), что позволяет получить рейтинг альтернатив. Чем более предпочтительна альтернатива по избранному критерию, тем больше ее приоритет. Определение степени адаптивности основывается на величинах приоритетов. В табл. 1 представлена информация о затратах на производство единицы продукции. Это агрегированный показатель, сочетающий в себе такие понятия как материалоемкость, трудоемкость, фондоемкость и прочие виды удельных затрат.
Таблица 1 – Затраты на производство единицы продукции и их нормированное значение
Наличие, доверие и узнаваемость торговых марок ¾ понятия весьма трудно определимые. Поэтому предлагается провести процедуру парного сравнения предприятий по следующей шкале (табл. 2): равноценность альтернатив (1); незначительное превосходство (2); умеренное превосходство (3); сильное превосходство (4); очень сильное превосходство (5); крайнее превосходство (6).
Таблица 2 – Результаты сравнения альтернатив по критерию «Наличие, доверие и узнаваемость торговых марок»
В табл. 3 представлено парное сравнение качества продукции по вышеприведенной шкале.
Таблица 3 – Результаты сравнения альтернатив по критерию «качество продукции»
Для успешного функционирования предприятия эффективность затрат, наличие, доверие и узнаваемость торговых марок, качество продукции равные критерии, т.е. их веса 0,33 (табл. 4).
Таблица 4 – Результаты интегральной оценки адаптивности предприятий
По результатам табл.4 видно, что лидером по степени адаптивности является предприятие № 2. Такую оценку следует проводить в динамике, при этом выявляя темп роста интегральной оценки, что и будет свидетельствовать об истинной адаптивности предприятия во времени. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||