Каталог статей

Яцкий С.В.

Планирование расходов в рамках процесса бюджетирования кредитной организации

Бюджетирование является актуальной задачей   в   области организации работы  коммерческого банка. Руководство кредитных организаций прилагает значительные усилия, совершенствуя существующие системы бюджетирования с целью повышения эффективности финансово-экономической деятельности.

В настоящее время существуют различные подходы к трактовке понятия «бюджетирование». Так, по мнению Первеевой Б.Н., бюджетирование – это базирующийся на стратегических целях организаций комплекс мероприятий, включающий планирование величины активов и пассивов (источников обеспечения активных операций), доходов и расходов по банку в целом, его структурным подразделениям, бизнес-направлениям, а также контроль и анализ исполнения планов [3].  На практике, в каждом банке, в зависимости от  конкретных внутренних факторов, в трактовку понятия «бюджетирование» могут вкладываться разные значения:

1) Смета хозяйственных затрат. Это самая распространенная задача бюджетирования, поскольку все   банки    или предприятия выполняют расходы по обеспечению своей деятельности. Бюджетирование же хозяйственных затрат позволяет находить резервы для экономии этих средств.

2) Бюджет бизнес-деятельности. Вторая по распространенности задача.   В    действительности это так, несмотря на то, что с точки зрения ведения бизнеса она является более важной, чем бюджетирование хозяйственных расходов. Ведь для ее внедрения необходимо решить целый комплекс вопросов о методах   планирования    и учета доходов и расходов бизнес-деятельности   в    разрезе подразделений и бизнесов   банка.

3) Бюджет проекта. Как правило, бюджет проекта ведется по отдельной технологии, отличной от технологии бюджетирования всего   банка.

4) Корпоративный бюджет многофилиального   банка. Он нередко рассматривается как отдельная задача,   в   которой на первое место по прилагаемым организационным усилиям выходит обеспечение согласованной работы большой группы менеджеров   банка [5].

В рамках бюджетирования в кредитной организации может происходить значительное количество процессов. На одном из них, сметном планировании расходов, хотелось бы остановиться  более подробно. Сметное   планирование   постоянных расходов осуществляется, как правило, на год с поквартальной разбивкой. Годовые сметы уточняются   в   составе квартальных смет с помесячной разбивкой. Основными субъектами сметного   планирования     в   настоящее время выступают учреждения   коммерческих     банков, состоящие на отдельных балансах (филиалы и дополнительные офисы), а   планирование   организовано по принципу встречного потока информации. Сверху вниз поступают контрольные цифры по общему объему расходов учреждения, а снизу вверх - обоснованные сметы, детализированные по статьям расходов [2].

Для поддержания текущей деятельности кредитная организация обязана осуществлять определенные расходы, выполняя тем самым свои обязательства по заключенным договорам. Определение будущего уровня постоянных расходов позволяет предопределить, какой необходимо в будущем получить доход, чтобы обеспечить, как минимум, безубыточный результат деятельности. Планирование расходов банка  позволяет в определенных случаях искоренить практику неконтролируемых расходов и капитальных затрат. Вопрос планирования расходов становится в особенности актуальным в моменты, когда:

а) оплата услуг выполняется не самым экономным образом и имеет тенденцию к повышению;

б)    возникают ситуации,   в   которых руководство   банка  регулярно ставится перед необходимостью проведения срочных внеплановых платежей;

в)    попытки директивного сокращения тех или иных видов затрат не приводят к ожидаемому эффекту экономии средств;

г)    уменьшение расходов по другим статьям неожиданно приводит к обратному эффекту - полученная экономия средств оказывается   в   несколько раз ниже от косвенных потерь   в   других областях бизнес-деятельности   банка.

Следует обратить особое внимание на последний из перечисленных выше критериев. Проведение политики тотальной экономии может самым пагубным образом сказаться как на отдельных бизнес-единицах, так и на бизнесе кредитной организации в целом.

Если говорить непосредственно о процессе планирования расходов, то его следует начинать с анализа исполнения планов за прошлый отчетный период, рассмотрения причин отклонения от планового уровня.

Существуют несколько основных практик планирования  постоянных расходов   в      коммерческих      банках, среди которых хотелось бы остановиться на следующих двух:

1. «От достигнутого». При использовании данного метода планирование на будущий период происходит исходя из запланированных значений за предыдущий период.

 2. «С нуля». В этом случае  руководители структурных подразделений   банка    при подаче своих бюджетных заявок должны обосновывать содержащиеся   в    них испрашиваемые объемы средств для финансирования тех или иных издержек на условиях, как если бы они впервые возникли   в  плановом периоде без ссылок на достигнутые значения [4].

Следует отметить, что второй метод, более прогрессивен, т.к. подразумевает, что на  предварительном этапе сметного планирования      рассматриваются возможные пути оптимизации расходов по уже заключенным договорам и разрабатываются мероприятия, направленные на исключение осуществления непроизводительных расходов. Главным недостатком данного метода являются временные затраты на сбор и обработку информации.

С целью оптимизации расходов кредитной организации необходимо разрабатывать и использовать в работе внутренние нормативы по неоперационной деятельности банка, рассчитываемых с целью:

а)лимитирования отдельных видов неоперационных расходов;

б)ускорения составления бюджетов неоперационных расходов;

в)возможности моделирования оптимального размера административно-хозяйственных расходов в зависимости от уровня деловой активности банка и отдельных бизнес-направлений.

В заключение можно отметить, что для более качественного управления необходимо вовлечение в процесс бюджетирования большого количества руководителей и компетентных специалистов учреждения.

Литература:

1. Куницына Н.Н., Ушвицкий Л.И., Малеева А. В. Бизнес-планирование   в     коммерческом     банке. М.: Финансы и статистика, 2002г.

2. Маслеченков Ю.С. Финансовый менеджмент   банка. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003г.

3. Первеева, Б.Н. Финансовое планирование и бюджетирование в российских коммерческих банках:технологические аспекты:диссертация кандидата экономических наук:08.00.10/Б.Н. Первеева – Москва: РГБ, 2007г. – с.169.

4. Поморина М.А.   Планирование   как основа управления деятельностью   банка. М.: Финансы и статистика, 2002г.

5. Чаусов В., Некрасов В.  Бюджетирование в банке // Банки и технологии. — 2000г. — № 3. — с. 22-25.