Каталог статей

Кожахметов З.К., Доланбеков Г.А.

Мировой финансовый кризис и проблемы устойчивости эколого-экономических систем

Мировой финансовый кризис, охвативший буквально все регионы планеты, становится серьезным препятствием на пути к устойчивому развитию и требует объединения усилий по разрешению комплекса проблем, связанных с ним. В этих условиях, экологические проблемы, особенно проблемы изменения климата и их социально-экономические последствия, приобретают особую важность и актуальность

С одной стороны, финансовый кризис может вызвать сокращение выбросов парниковых газов за счет замедления промышленности. Однако, с другой стороны, он приведет к значительному уменьшению инвестиций, направляемых на внедрение экологически чистого производства. Таким образом, загрязнения атмосферы промышленными предприятиями, экономящими на новых технологиях, перевесят пользу для экологии от сокращения активности производства.

Оценка сложившейся ситуации ведущими специалистами по климату и энергетике, экономистами и финансистами показывают необходимость изучения и исследования процесса влияния глобального финансового кризиса на:

-социально-экологическую ситуацию государств, их продовольственную и экологическую безопасность;

-реализацию глобальных, региональных и национальных программ и проектов по достижению целей развития, борьбе с изменениями климата;

-развитие международного гуманитарного сотрудничества;

-перспективы развития туризма и экотуризма и других важных сегментов экономики, а также изучить пути смягчения последствий мирового финансового кризиса.

По мнению директора Еврокомиссии по защите окружающей среды Саймона Марр, изменение климата уже само по себе является жестоким кризисом, и нам нужно решать эту проблему так же, как и проблему кризиса в экономике. Всемирный фонд дикой природы WWF  опубликовал новые данные о том, что плавучие льды Арктики могут растаять уже к 2040 году, и тогда мировой уровень воды поднимется более чем на один метр. А американское Национальное управление океанических и атмосферных исследований сообщило, что осенние температуры в Арктике уже сейчас превышают норму на 5 градусов.

Глобальное потепление сделает климат Казахстана еще более засушливым, а ее природу еще более пустынной. Уже сейчас на юге Казахстана, где сконцентрирована почти половина населения страны, обостряются проблемы водообеспечения. Сырдарья, главная река региона, в 2007 году принесла воды меньше примерно на 20%, чем в предыдущие годы. Южно-Казахстанская область, где самая большая в республике площадь орошаемых земель, в 2007 году не получила в полной мере необходимые ей 4,5 млн. кубометров воды, что привело в последующие годы к сокращению площади орошаемых земель и уменьшением объемов производства соответствующей продукции.

Судя по опубликованным данным комитета по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан, к 2020 году объем ресурсов поверхностных вод может сократиться со 100 кубокилометров до 70. Объем трансграничного стока - с 44 кубокилометров до 18,5. Информация для сравнения: Аральскому морю для того, чтобы сохранятся в прежнем, нормальном состоянии, необходимо было ежегодно получать по Амударье и Сырдарье 80 кубокилометров воды. Получается, что к 2020 году весь Казахстан будет располагать таким объемом поверхностных вод и трансграничного стока, который чуть больше того, что получала свое время одно только Аральское море.

Директор Потсдамского Института климатических исследований Ханс Йоахим Шелльнхубер считает, что глобальное потепление может стать жертвой финансового кризиса: "Губительно заявлять: ну хорошо, сейчас наступил финансовый кризис, давайте в очередной раз перенесем решение климатических проблем на лет десять.  В таком случае это будут именно те десять лет, которых нам потом будет катастрофически не хватать, чтобы потом предотвратить столь опасные процессы климатических перемен".

Для преодоления глобального кризиса на первый план выходит не поиск универсальных моделей развития, а создание экономической системы, способной к гибкому реагированию на новые вызовы современности. Уникальность и глубина нынешнего финансового кризиса состоит в том, что произошло совмещение циклического, структурного, кредитного, фондового и банковского кризиса. Сложившаяся ситуация усугубились кризисом доверия, как со стороны коммерческих агентов, так и со стороны широких слоев населения.

При этом следует отметить, что любой кризис нужно рассматривать как не аномальное, а как закономерное явление в динамике развития экономической системы.

Объективные противоречия, которые имманентны любой экономической системе, на определенном этапе достигают критической точки, выливаясь в циклический, структурный, финансовый, биржевой или иной кризис.

Кризис выявляет основные элементы энтропии предыдущего этапа развития, высвечивает неэффективность функционирования отдельных звеньев хозяйственного механизма, диспропорции в структуре материального производства, балласт спекулятивного кредита, сбои в функционировании валютно-финансовой системы, изменение потребительского спроса. Исходя из общих закономерностей функционирования больших систем автаркические тенденции в глобальной экономике, в условиях кризиса, отражают момент фазового перехода системы из одного состояния в другое.

Кризис дает сигнал об опасности для дальнейшего развития системы в определенном направлении, о необходимости принятия конкретных мер, для снятия назревших противоречий. Глубокий экономический и финансовый кризис глобальной экономики, как ни парадоксально - фактор благоприятствующий переходу на иные принципы хозяйственной деятельности. Глобальный финансовый кризис поставил на повестку дня необходимость кардинальной перестройки мировой финансовой системы.

Серьезные изменения необходимы практически во всех сегментах финансового рынка - валютном, банковском, кредитном, фондовом и др.

Будущая реформа валютной системы должна положить конец доминированию доллара США в глобальной экономике в качестве основной расчетной валюты. Это может быть законодательно закреплено в новой валютной системе, необходимость разработки которой стала очевидной в результате финансового кризиса.

При этом Казахстан на равных с ведущими странами мира должна принять непосредственное участие в разработке новых принципов такой системы.

Одним из краеугольных принципов новой валютной системы может стать создание валютных зон. В этой связи, необходимо стимулировать региональную экономическую интеграцию, в результате которой могут сформироваться валютные зоны, с региональными, свободно используемыми (резервными) валютами. В перспективе такими зонами могут стать:

-рублевая зона (Россия, Казахстан, Белоруссии и отдельные страны СНГ);

-зона юаня или йены (Китай, Япония и другие страны Азиатско-тихоокеанского региона);

-валютная зона стран Латинской Америки на базе стран - участниц МЕРКОСУР (Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай, Венесуэла) и стран Андской группы (Боливия, Колумбия, Перу, Венесуэла, Эквадор);

-зона золотого динара - арабские страны Ближнего и Среднего Востока и другие мусульманские государства (примерно около 55 стран-членов Исламского банка развития).

Появление региональных, свободно используемых (резервных) валют, наряду с долларом США и евро смогут значительно повысить устойчивость мировой финансовой системы. Ослаблению позиций доллара США в качестве основной расчетной валюты будет способствовать переход в торговых операциях между странами в их национальных валютах. В последние десятилетия прошлого столетия масштабные спекуляции на мировом валютном рынке не раз приводили к общей финансовой дестабилизации и валютным потрясениям в отдельных странах мира.

В качестве радикальной меры для финансовой стабилизации следует рассмотреть вопрос о возможном возврате к золотому или золотовалютному (золотодевизному) стандарту, который был бы реальным обеспечением устойчивости национальных валют большинства стран мира.

В период кризиса проявились серьезные изъяны в мировой банковской системе, в том числе и в деятельности международных финансовых организаций. Кардинального реформирования требует Международный валютный фонд (МВФ), на базе которого было бы целесообразно создать глобальный финансовый регулятор. Основной функцией МВФ должно стать предупреждение и недопущение глобальных и страновых финансовых кризисов, а не запоздалая помощь в их ликвидации.

Мировой финансовый кризис поставил точку в долгом споре между кейнсианством и монетаризмом о роли государства в регулировании экономических процессов.

Кризис показал несостоятельность концепции монетаризма, в основе которой лежит положение о том, что априори рынки конкурентны и рыночная система в состоянии автоматически достигать макроэкономического равновесия.

В разгар финансового кризиса практически все ведущие промышленно развитые страны вынуждены были перейти на ручное управление экономикой.

Без существенных государственных вливаний денежных средств в экономику и национализации обанкротившихся финансовых институтов большинство стран были бы обречены на финансовый коллапс, как это произошло с Исландией.

Нынешний глобальный финансово-экономический кризис еще раз наглядно показал, что основными условиями успешного социально-экономического развития всех без исключения государств мира является устойчивость и стабильность.

Концепция устойчивого развития возникла в качестве альтернативы глобальному капитализму.

Термин “устойчивое развитие” впервые употреблен в докладе председателя Комиссии ООН по окружающей среде и развитию Брундтланд (1987 г.). Международная конференция по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.)  рекомендовала странам-членам ООН разработать к 2002 г. ориентированные на устойчивость национальные стратегии. Однако правительства многих стран, особенно промышленно развитых, не готовы признать выводы и следствия, которые вытекают из концепции устойчивого развития. Ее формальное одобрение не получает отражения в политике властей [1] .

Термин ''устойчивое развитие" противоречив, так как развитие всегда предполагает уход от устойчивости. Термин заимствован из терминологии лесного хозяйства Германии. Предлагается понятие “устойчивый рост”, ''устойчивый капитализм" и т.д. Возникают небездоказательные дискуссии по этому поводу.

Понятие "устойчивое развитие", как правило, искажается, подгоняется под определенный смысл. Концепцию устойчивого развития стараются приспособить под свои узконациональные интересы. Особенно это касается США. В официальном документе "Sustainable America" (Устойчивая Америка) стратегию устойчивого развития США приспосабливает к своим целям, в своих интересах, и такую стратегию Америка стремится проводить в глобальном масштабе.

Эта мысль еще более отчетливо выражена в другом документе - "Стратегия национальной безопасности США для нового столетия". В нем говорится, что чистая окружающая среда и ограничения на эксплуатацию природных ресурсов необходимы "для защиты здоровья и благосостояния наших граждан, нашего процветания и нашей безопасности".

Под устойчивостью мы понимаем способность системы сохранить свое качество в условиях изменяющейся среды и внутренних трансформаций (случайных или преднамеренных).

Устойчивость системы зависит от характера взаимодействия множества различных факторов. Потеря устойчивости может произойти по следующим причинам:

-изменения параметров системы (бифуркации);

-из-за наличия внешних воздействий (в частности, слишком значительных или качественно несовместимых с системой);

-нарушения связей в системе, когда меняется ее структура (структурная неустойчивость).

В экономической теории устойчивость рассматривается в качестве одного из понятий концепции экономического равновесия, согласно которой достижение и удержание равновесного состояния в экономике относятся к числу важнейших макроэкономических задач.

Следует отметить, что взгляды кейсианцев и монетаристов на важность для экономики устойчивого развития абсолютно совпадали. Однако методы достижения экономической устойчивости у них были противоположными.

По законам системного анализа устойчивость любой системы определяется наличием в ней механизмов саморегуляции. Многие ученые считают правомерным разработку следующих механизмов саморегуляции социо-эколого-экономических систем:

-на микроэкономическом уровне - саморегулируемые организации (СРО);

-на макроэкономическом уровне функциональные экономические системы (ФЭС);

-на глобальном уровне специализированные международные экономические организации и мегарегуляторы.

Под саморегулируемыми организациями понимаются экономические агенты, которые осуществляют регулирование определенных рынков и сфер бизнеса без вмешательства государства.

Саморегулирование на микроэкономическом уровне - это наложение хозяйствующим субъектом на себя определенных ограничений без какого-либо внешнего принуждения к этому.

Наряду с саморегулирующими организациями на микроэкономическом уровне наиболее эффективным инструментом поддержания устойчивости и саморегуляции в корпоративной сфере может стать система сбалансированных показателей, которую следует более широко внедрять в практику управления компаниями.

Под функциональными экономическими системами автор понимает совокупность институтов и организаций, образующих механизмы саморегуляции, которые обеспечивают поддержание равновесия вокруг определенных заданных макроэкономических, финансовых, социальных и экологических параметров и индикаторов развития.

К таким показателям в первую очередь следует отнести: темпы прироста ВВП; уровень инфляции; размер дефицита государственного бюджета; размер государственного долга; пределы колебания курса национальной валюты; объём золотовалютных резервов; уровень монетизации экономики; уровень развития конкурентной среды; уровень бедности; уровень безработицы; степень неравенства в распределении денежных доходов различных слоев населения (индекс Джинни); энергоемкость ВВП и отдельных отраслей промышленности; уровень производства различных видов отходов; уровень экологической устойчивости объем выбросов в атмосферу углекислого газа; доля возобновляемых источников энергии в энергетическом балансе и др.

Приведенные выше показатели можно назвать - системой сбалансированных социально-экономических показателей устойчивого развития.

В функциональных экономических системах всякое отклонение от определенных заданных показателей устойчивости должно служить толчком к немедленной мобилизации механизмов, обеспечивающих восстановление утраченного равновесия [2].

Основная проблема при построении функциональных экономических систем заключается в определение оптимальных значений указанных показателей и индикаторов, выстраивании механизмов их постоянного мониторинга и контроля, системы обратной связи, корректировки показателей, обеспечивающих равновесие экономической системы.

Новая модель саморегуляции рыночной экономики, основанная на системе сбалансированных социально-экономических показателей устойчивого развития может быть достаточно универсальной и использоваться также же на региональном и муниципальном уровнях.

К специализированным экономическим международным организациям и мегорегуляторам, которые смогли бы стать механизмами саморегуляции на глобальном уровне, прежде всего, следует отнести Международный валютный фонд (МВФ), Мировой банк (МБРР), Всемирную торговую организацию (ВТО), Организацию экспортеров нефти (ОПЕК), Форум стран экспортеров газа (ФСЭГ), Международные товарные организации и ассоциации, Международную организацию труда (МОТ), Международную организация фондовых регуляторов и др.

Предложенная модель трехуровневой конфигурации саморегулирования должна значительно повысить устойчивость глобальной экономики, сделает ее равновесной.

Превосходство саморегулирующейся модели экономического развития заключается в том, что в таком хозяйстве, благодаря наличию механизмов саморегуляции, постоянно осуществляются процессы мониторинга и контроля, заданных макроэкономических, финансовых, социальных, экологических параметров и ситуации на отдельных товарных и финансовых рынках.

Таким образом, обеспечиваются устойчивость и равновесие национального рынка, и, соответственно, динамизм и устойчивость всей глобальной экономической системы.

Наличие механизмов саморегуляции смогут повысить адаптивную эффективность экономики, ее способность противодействать кризисам минимизировать риски, эффективно переносить реструктуризацию и модернизацию.

В саморегулирующейся экономической системе постепенно изменяются и принципы управления. Иерархический принцип дополняется принципом сетевого управления, что в перспективе может привести к изменению сложившейся структуры исполнительной власти.

Кроме того, по законам системного анализа, появление в экономике механизмов саморегуляции ведет к оптимизации, как всей экономической системы, так и ее институциональной и организационной структуры.

Литература

1. Лавров С.Б. Реалии глобализации, миражи устойчивого развития // Изв. Русского Геогр. общества. - 1999. - Т. 131, вып. 3. - С. 1-8.

2.Кондратьев К.Я., Романюк А.П. Устойчивое развитие: Концептуальные аспекты // Изв. Русского Геогр.общества. – 1996. - Т. 128, вып. 6. - С. 1-12.