Каталог статей |
Ерохина Е.А. Основные тенденции развития рынка субъектов малого предпринимательстваТак как в высоко развитых странах большинство всех предприятий приходятся на долю малого бизнеса, то тема малого предпринимательства в российском научном и деловом сообществе очень актуальна.Для отдельных отраслей народного хозяйства малое предпринимательство является системообразующим элементом, основой функционирования отрасли. К ним можно отнести такую отрасль, как строительство. Строительство относится к числу ключевых сегментов экономики, во многом определяющих развитие страны, решение намеченных социальных, экономических и технических задач. Комплекс объединяет значительное количество участников, выполняющих многообразные функции, которые взаимообусловлено связаны с осуществлением строительства, реконструкции, технического перевооружения и капитального ремонта предприятий и объектов всех отраслей и сфер экономики Российской Федерации [1]. Поэтому, несмотря на определенные проблемы, которые испытывает строительная отрасль в настоящее время, можно предположить, что потенциал малого предпринимательства способен существенно способствовать преодолению кризисных тенденций и выходу отрасли на качественно новый уровень развития. В России же доля малого бизнеса невелика в общем объеме предприятий. В значительной степени это объясняется несовершенством системы коммуникаций «чиновничество - бизнес». Все налоги и платежи, взимаемые в бюджеты всех уровней, в сумме составляют большую часть балансовой прибыли малого предприятия, что приводит к уходу от уплаты части налогов, поэтому тема малого предпринимательства в России обсуждается на самых высоких уровнях власти. Однако структурные изменения в мировой экономике, глобальная экономическая нестабильность приводят к тому, что именно малое предпринимательство выходит на первые позиции в национальной экономической системе. Можно дать ряд объяснений сложившейся тенденции. В частности, следует отметить, что малое предпринимательство по своей сущности является более динамичной и гибкой формой ведения бизнеса. Малые предприятия более динамичны, ими проще управлять. Чаще всего руководители малых предприятий знают практически всех своих работников лично. Это способствует выстраиванию адекватной системы мотивации сотрудников, соответствующей их потребностям и нуждам. Кроме того, управляющие малых предприятий зачастую совмещают функции владельцев, менеджеров, главных финансистов и маркетологов предприятия. Это способствует выстраиванию адекватной системы мотивации сотрудников, соответствующей их потребностям и нуждам. Кроме того, управляющие малых предприятий зачастую совмещают функции владельцев, менеджеров, главных финансистов и маркетологов предприятия. Такое совмещение функций накладывает определенную специфику, предъявляет особенные требования к самой личности предпринимателя. Чтобы эффективно руководить малым предприятием предприниматель должен быть разносторонней личностью, способной совмещать различные виды активности, перерабатывать большой объем информации и выносить правильные решения. Руководитель малого предприятия должен понимать, что правильная мотивация работников является основой результативного функционирования субъектов малого предпринимательства. Если говорить о малом предприятии как о совокупности людей, для каждого из которых функционируют свои мотивационные механизмы, то наибольшее значение приобретают, как было отмечено выше, механизмы внутрифирменной мотивации. При этом их высокая эффективность может быть достигнута только при условии, что руководство предпринимательской структуры осознает свою заинтересованность в их создании и поддержании. Малое предпринимательство является таким видом бизнеса, в котором в наибольшей степени проявляются тенденции самоидентификации работника с результатами его труда, с эффективностью работы предпринимательской структуры, с успешностью бизнеса. Это происходит оттого, что в силу небольших размеров малых предприятий каждый сотрудник может сразу оценить свой вклад в развитие бизнеса, почувствовать себя сопричастным к процессу его становления. Вовлеченность работника играет существенную роль в процессе формирования его интереса к выполняемой работе, что существенно повышает продуктивность предпринимательской деятельности. при этом личные мотивационные механизмы не отходят на второй план, а происходит их своеобразная интеграция с механизмами внутрифирменной мотивации. личная мотивация стимулирует работника работать, а механизмы внутрифирменной мотивации заставляет его работать более эффективно. Механизм мотивации труда на строительном рынке должен включать те социальные факторы, которые относятся к числу добровольных со стороны работника и фирмы и которые ориентированы в будущее. Социальные факторы, используемые в механизме мотивации труда, должны быть ориентированы на интересы работников. Первая группа социальных факторов – повышение социального статуса работника на предприятии, способствует адаптации работников во внутренней среде самого предприятия, и – это первый шаг к идентификационному уровню мотивации.
Литература: 1. Состояние малого предпринимательства в строительстве // Материалы Всероссийской научно-технической конференции «Социально-экономические и технологические проблемы развития строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства региона» 24-25 ноября 2006 г., г. Волгоград – г. Михайловка Волгоградской области: в 3-х ч.; Волгогр. гос. архит.-строит. ун-тю – Волгоград: ВолгГАСУ, 2006 г. – Ч. 2 – 152 с. |