Каталог статей | ||||
Гончарова Э. А. Управление организационным развитием бизнесаДля эффективного функционирования бизнеса в России за годы радикальных рыночных реформ созданы основные предпосылки для его эффективного управления. Тем не менее, выживает лишь то предприятие, которое оперативно реагирует на требования рынка, реально оценивая собственные возможности по организационному развитию. Постоянно изменяющаяся среда, в которой функционирует современное предприятие, предъявляет серьезные требования к управлению бизнесом. При этом одни компании осуществляют свою деятельность и развиваются более успешно, чем другие. Это можно объяснить тем, что предприятия при прочих, по сути, равных организационных условиях деятельности по-разному используют ресурсы своего организационного развития.За рубежом, определяя понятие “организационное развитие”, используется несколько разных терминов: “organizational growth”, “organizational development”, “organizational design”, “organizational construction”. Организационное развитие, должно быть основано на формировании мобильных гибких структур, ориентированных на создание конкурентоспособной продукции и их продвижения на рынке, осуществляемое как процесс формулирования будущего предприятия на основе реализации запланированных изменений. Поскольку система управления является системой организационного типа, то и организационное развитие осуществляется руководителем предприятия и группой или командой сотрудников через изменения в отношениях и в результатах работы сотрудников. Для обучения сотрудников, как правило, привлекается специалист по организационному развитию. Следовательно, промышленным предприятиям необходимо четко сформулировать стратегию своего развития, основанную на концепции организационного развития, позволяющую добиться конкурентных преимуществ. Однако для решения подобных задач практически отсутствует теоретическая, методологическая, методическая разработанность стратегии организационного развития, а для решения таких задач управленческие структуры используют устаревшие методы и формы управления. Создание управленческих и методических основ формирования стратегии организационного развития, учитывающих потенциал предприятия по организационному развитию является актуальной задачей, так как позволит предприятиям быть более восприимчивым к нововведениям, поскольку они становятся ориентированными на потребителя с целью получения конкурентных преимуществ.
При разработке обоснованной стратегии развития бизнеса и модели управления организационным развитием необходимо создать механизм практической его реализации, для этих целей необходимо комплексно рассмотреть проблемы организационного развития производственных систем, учитывая динамику внешней среды, обеспечивая повышение эффективности производственной деятельности. Основные составляющие организационного развития предприятия должны включать в себя: · стратегическое планирование; · финансовое планирование, основанное на процедурах выбора и реализации финансовой политики; · механизм инвестиционно-инновационного планирования, обеспечивающий развитие организационного, кадрового, научно-технического потенциала. Организационное развитие следует рассматривать как схему, основанную на рассмотрении предприятия как открытой системы, базирующейся на: определении будущего состояния; диагностике настоящего состояния; управлении переходным состоянием. Для реализации целей организационного развития необходимо создать механизм управления изменениями, который объединил так называемые «твердые» факторы, включающие информационные технологии, рабочую силу, организационную структуру, логистику и т.п. и так называемые «мягкие» факторы, такие как персональные ценности, кооперация, стиль лидерства, доверие и т.д. На наш взгляд, создание команд, консультирование по вопросам групповой динамики, разработка программ повышения качества трудовой жизни, налаживание межгруппового взаимодействия являются наиболее распространенными и эффективными способами осуществления организационных изменений. Каждое предприятие в определенный фиксированный момент обладает определенным набором бизнес-процессов, которые характеризуются определенным состоянием их развития (оптимальность, механизация, автоматизация, прогрессивность и т.д.) и уровнем их управления. Предприятие в целях развития своего бизнеса должно постоянно совершенствовать свои бизнес-процессы, их качественные и количественные характеристики, а также степень их соответствия текущим условиям ведения бизнеса, учитывая постоянное изменение внешних условий, рост конкуренции и глобализацию. К бизнес-процессам развития относят: · бизнес-процессы, целью которых является получение прибыли в долгосрочной перспективе; · бизнес-процессы совершенствования и развития деятельности организации; · бизнес-процессы инвестиционной направленности, где усилия прикладываются сегодня, а результаты получаются после окончания определенного периода. На наш взгляд, необходимо разработать механизм формирования стратегии организационного развития промышленного предприятия, основанный на стратегическом планировании, учитывая характер бизнес-процессов и отраслевые особенности его деятельности.
Реализация целей организационного развития, направленных на выживание предприятия в условиях динамичной среды, требует согласования организационной структуры, комбинации процессов, плановых стратегий, культуры бизнеса и т.п.. Для определения стратегии организационного развития, на наш взгляд, необходимо: · определить сущность, содержание организационного развития производственного предприятия; · проанализировать механизм организационного развития предприятия; · исследовать внешние факторы, влияющие на развитие бизнеса предприятия и разработать механизм их оценки, позволяющий определить их влияние на результаты производственной деятельности предприятия; · выявить основные микроэкономические факторы и тенденции, определяющие развитие бизнеса в настоящее время; · разработать классификацию вариантов стратегии развития бизнеса на основе создания моделей стратегий организационного развития производственного предприятия и условий их применения; · рассмотреть организационную структуру управления Использование полученных результатов и конкретного инструментария в деятельности предприятий в значительной степени повышает адекватность и эффективность вырабатываемой предприятием тактики и стратегии своего развития и будет способствовать росту эффективности их работы и конкурентоспособности в условиях рыночной экономики.
| ||||