Каталог статей |
Барышова Ю.Н. Снижение налоговой нагрузки предприятий в условиях кризисаСовременное налоговое законодательство направлено на стимулирование прежде всего добывающей промышленности. Существует ряд методов для привлечения инвестиций, создание условий развития высокотехнологичного сектора экономики. Однако данный инструментарий находится на уровне создания или же корректировки. В условиях жесткой фискальной политики государства незнание налогового законодательства приводит к неэффективному ведению бизнеса либо вынуждает использовать нелегальные способы ухода от уплаты налогов, что связано с большим количеством рисков, начиная от штрафов и заканчивая полной потерей бизнеса и привлечением к уголовной ответственности. Один из важнейших аспектов функционирования налоговой системы – это проблема налоговой нагрузки и ее воздействия на хозяйственную активность предприятия. И главной задачей всех налоговых реформ, ОСОБЕННО В ПЕРИОД КРИЗИСА, служит снижение налоговой нагрузки при условии компенсации выпадающих доходов, но не определены ни временные, ни нормативные рамки этого процесса.Для расчета налоговой нагрузки предприятия имеются различные методики. Различие методик в том, какие показатели берутся для расчета (прибыль, выручка, добавленная стоимость и др.). Для анализа налоговой нагрузки необходимы следующие данные: выручка от реализации продукции и сумма уплаченных налогов. В перечень уплачиваемых налогов входят все без исключения налоги и обязательные платежи предприятия в бюджет и во внебюджетные фонды. Иногда предлагают исключить из расчета налоговой нагрузки такие платежи как НДС, акцизы, отчисления во внебюджетные социальные фонды. Но абсолютно нейтральных для предприятия налогов просто не существует. Они реально уплачиваются за счет текущих денежных поступлений, а степень их перелагаемости непостоянна и осуществляется не в полном объеме. Эта перелагаемость, как известно, зависит от эластичности спроса на соответствующую продукцию. При устоявшемся уровне цен и высоких ставках косвенного налогообложения их дальнейшее повышение приведет к существенным потерям доходов у товаропроизводителей. Мировой опыт налогообложения свидетельствует о том, что оптимальный уровень налоговой нагрузки на налогоплательщика должен составлять не более 30-40 % от дохода. Уровень налогового бремени в Российской Федерации предприятий, работающих по общей системе налогообложения, составляет от 2 до 70 % от суммы выручки. Таковы особенности общей системы налогообложения. И это объясняется не ошибками учета. Налоговая цена полученной выручки у каждого предприятия своя и зависит от показателей, определяющих базы налогообложения по налогам, уплачиваемым предприятием. Однако, предприятия до сих пор не используют в полном объеме налоговое законодательство. Необходимо отметить тот факт, что Налоговый кодекс сформирован, при внимательном его изучении, в пользу налогоплательщика. В учетной политике любого предприятия в России по налоговому и бухгалтерскому учету прописано, что амортизация основных средств предприятия начисляется линейным способом. При этом способе амортизация начисляется равномерно в течение всего срока полезного использования основного средства. Но при этом, проанализировав все способы начисления амортизации можно прийти к выводу, что при линейном способе общая сумма налога на имущество организаций будет больше по сравнению со способом списания стоимости по сумме чисел лет полезного использования объектов основных средств. Выбор способа начисления амортизации основных средств является важной задачей, решив которую налогоплательщик может оптимизировать налог на имущество организаций. Кроме того, являясь одним из расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, налог на имущество организаций играет важную роль в исчислении налога на прибыль. Следовательно, при определении оптимального размера налоговых платежей организация должна определить, какой способ начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете даст лучший вариант. Одной из основной рекомендацией по снижению налоговой нагрузки предприятия является применение законодательно установленных отсрочек и рассрочек по уплате налогов. Предприятие по причине кризисного финансового состояние не в состоянии соблюдать законодательно установленные сроки. Законодательство дает возможность применения статей 64-66 НК РФ отсрочек и рассрочек уплаты налогов и инвестиционного налогового кредита. Для этих целей предприятие составляет график погашений задолженности с учетом срока и с учетом начисленных процентов. Это позволяет предприятию распределить равномерно свое налоговое бремя на шесть месяцев (или один год), а также устраняет возможность возбуждения дела о банкротстве. Поэтому вопрос о снижении налоговой нагрузки полностью ложится на плечи бухгалтеров предприятий и юридические службы для выявлений лозеек в налоговом законодательстве. Таким образом, налоговая политика государства в настоящее время носит фискальный характер, и говорить о государственной помощи посредством государственного регулирования, оптимизации налогообложения пока нельзя.
Литература: 1. Вылкова Е.С. Налоговое планирование в системе управления финансами хозяйствующих субъектов.-СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008.-96с. 2. Гарипова З.Л., Вершинина Е.Л. Налоговый выбор в системе внутрифирменного планирования предприятия: Научное издание.-Ульяновск: ГНУ Средневолжский научный центр, 2004.-188с.
|