Каталог статей

Власов М.П,Ланцев Д.Е.

Взаимодействие организационной структуры и архитектуры предприятия

Объективная трансформации любой организации связана с иногда эволюционным, а нередко и революционным изменением рынка, политических тенденций, что отражается в налоговой политике, изменении поведения и платежеспособности потенциальных клиентов и, как следствие, изменения спроса. Отсюда возникает необходимость решения общей задачи своевременного и адекватного определения соответствия всех структур организации постоянно изменяющимся внешним условиям, которые должны сопровождаться трансформацией этих структур. Под структурой понимается совокупность устойчивых связей системы, обеспечивающих ее целостность и тождественность самой себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях[1][1], т. е. инвариантность.

Для проведения целенаправленных, управляемых и успешных трансформаций требуются специальные методы и модели, которые систематизируются и развиваются в рамках инженерии организации[2][2], центральным понятием является «архитектура организации». Архитектурный подход заключается в последовательном иерархическом представлении организации. Если архитектуру предприятия уподобить айсбергу, то организационную структуру предприятия можно отнести к «видимой» части архитектуры предприятия. Под организационной структурой понимается фор­ма разделения труда в управлении, за­крепляющая деление управления на функции. Таким образом, организационная структура должна фиксировать разделение полномочий и ответственности всего менеджмента, за каждым лицом которого закреплено определенное подразделение (структурная единица) с своими задачами и функциями.

Архитектура предприятия должна создавать предпосылки для эффективного рас­пределения задач, намеченных в про­цессе планирования, между отдельны­ми исполнителями, а организационная структура призвана обеспечить реализацию планов и отражает механизм реа­лизации (исполнения) управленческих решений.

Исходной точкой формирования архитектуры является миссия — это пред­назначение, во имя которого создается организация. Миссия — понятие неоднозначное. Миссия организации пред­ставляет базис, точку опоры для всех решений, для опреде­ления целей и задач функционирования и развития. Миссия:

 создает уверенность, что организация преследует непротиворе­чивые, достижимые цели;

 помо­гает распределить и сосредоточить усилия менеджмента на выбранном направлении, согласовывая их действия;

 вызывает понимание и поддержку собственников и партнеров организации (ак­ционеров, финансовых фирм, поставщиков и т. д.).

Структурные единицы могут состоять из других структурных единиц, возглавляемых менеджерами. В свою очередь структурные единицы могут относится к производственной, управленческой или обеспечивающей структуре. В этом случае менеджер отвечает за эффективное функционирование вверенной ему структурной единицы. Так как в процессе экономической деятельности организации для достижения заданных целей по необходимым для этого работам задания последовательно конкретизируются и детализируются, образуя иерархическую систему (независимо от вида деятельности - производственной, управленческой или обеспечивающей), то и менеджмент также подвержен иерархии. В управленческой структуре циркулируют только информационные потоки, целью которых является эффективная деятельность производственной структуры. В производственной структуре циркулируют, прежде всего, материальные потоки, а также информационные потоки, которые призваны обеспечить эту деятельность. Организационная структура отражает производственную, управленческую и обеспечивающую структуры и характеризуется элементами и их связями. Организационная структура определяет как процессы принятия решений, так и процессы, непосредственно связанные с основной деятельностью и ее обеспечением. Элементами организационная структура служат органы управления, их подразделения или отдельные менеджеры. Главные факторы, непосредст­венно влияющие на организационную структуру:

§ распределение полномочий и ответственности между менеджерами исходя из степени кон­центрации, масштабов и специализации произ­водства;

§ характер распределения структурных единиц по территории;

§ информационные связи между управленческими, обеспечивающими, научными, проектными и производственными структурными единицами;

§ сложившиеся типы и принципы построения архитектуры предприятии, включая организационные структуры;

§ цели, принципы, ме­тоды и функции управления, в концентри­рованном виде представляющем воздей­ствие объекта управления, т. е. произ­водства, на организационную структуру.

К законо­мерностям, присущим организационной структуре, как части архитектуры предприятия, относятся:

§ принципы централизации и децентрализации процесса принятия решений,

§ сочетание формальной и не­формальной организации,

§ единство распорядительства,

§ совмещение в каж­дом звене прав и ответственности,

§ мас­штаб управляемости.

Процесс формирова­ния архитектуры предприятия, отражаемый в организационной структуре, включает:

§ формули­ровку целей и задач,

§ определение со­става и места подразделений и их ресур­сное обеспечение (включая числен­ность работающих),

§ разработку регла­ментирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулиру­ющих формы, методы, процессы, кото­рые осуществляются в системе управления.

Этот процесс можно организовать по нескольким крупным стадиям:

§ формирование производственной структуры исходя из принятой технологии и организации производства, масштабов выпуска, территориального распределения, располагаемого технологического оборудования, ограничений на ресурсы, энергетику, материалы (сырье);

§ формирование информационной модели, определяющей потоки технологической и распорядительной информации;

§ формирование логистической (обеспечивающей) структуры;

§ разработка состава основных подразделений и связей между ними;

§ формирование общей струк­турной схемы аппарата управления;

§ регла­ментация организационной структуры.

Архитектура организации характеризуется как метрикой, так и топологией входящих в ее состав структур. В развитии организации можно выделить две периодически повторяющиеся фазы. Для первой фазы характерна фиксированная топология структур, а их состояние отслеживается системой показателей, определенных метрикой этих систем. Существующие системы показателей ориентированы на фиксированное состояние топологии. Для второй фазы определяющим является резкое изменение топологии структур. Для этих состояний структур обычно не существует адекватных систем показателей, так как эта фаза развития структур кратковременна и когда она заканчивается возникает необходимость обновления системы показателей, однозначно характеризующих как сложившуюся топологию, так и обновленную метрику структур.

Для построения эффективной системы показателей, определяющих состояние метрики структур, целесообразно воспользоваться методом парных сравнений, в рамках которого проводится анализ всех параметров, претендующих на включение в систему показателей. Эти параметры рассматриваются как критерии оценки системы. Сформированная таким образом система показателей может использоваться на протяжении существования фиксированной топологии структур. С изменением топологии система показателей подлежит пересмотру.

Следует отметить, что любая система показателей ориентирована на получение тех показателей, которые могут быть измерены, а не тех показателей, которые необходимы для однозначной фиксации состояния инновационной системы. Следствием является:

§ противоречивость любой системы показателей, описывающей экономическое состояние;

§ скрытый (латентный) характер системы показателей, необходимых и достаточных для однозначной оценки состояния экономической системы, тем более такой неструктурированной как инновационная;

§ любая принятая для использования система показателей должна быть достаточно информативна для описания состояния инновационной системы с учетом недоступности существенных латентных параметров, к тому же еще и неизвестных.

Часто, рассматривая архитектуру предприятия, ограничиваются организационной структурой, игнорируя при этом как производственную структуру, так и существующие информационные потоки. В широком смысле в состав архитектуры предприятия необходимо включать практически все компоненты, оказывающие влияние на все структуры в процессе экономической деятельности, т.е. такие как миссия, стратегия, бизнес-модель и т.д.

Литература

1. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. 3-е изд. – М.: ИнФРА_М, 2008.- VI, 826 с.

2. Григорьев Л. Ю., Кудрявцев Д. В., Моделирование архитектуры организации в системе ОРГ-Мастер, [сылка более недоступна} [сылка более недоступна}


[1] Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. 3-е изд. – М.: ИнФРА_М, 2008.- VI, 826 с.

[2] Григорьев Л. Ю., Кудрявцев Д. В., Моделирование архитектуры организации в системе ОРГ-Мастер, [сылка более недоступна} [сылка более недоступна}