Каталог статей

Буштрук А.В.

Методы снижения себестоимости продукции

При  анализе  себестоимости  продукции  выявляются  причины  полученной  экономии  или  допущенного перерасхода в целях установления резервов дальнейшего снижения себестоимости.  Такими  резервами  могут  быть:

- снижение  норм  расхода  сырья  и  материалов,  экономия  в  результате  замены  одних  видов  сырья,  материалов,  топлива  другими,  более  прогрессивными;

- сокращение  потерь  от  брака  и  отходов  производства;  наиболее  полное  использование  в  производстве  вторичных  ресурсов  и попутных  продуктов;  повышение  производительности  труда,  оптимизация  расходов  по  заработной  плате;

-повышение качества продукции. 

Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии,  внедрение  прогрессивных  видов  материалов  позволяют  значительно  снизить  себестоимость продукции. 

Снижение  себестоимости  продукции  обеспечивается,  прежде  всего,  за  счет  повышения  производительности  труда.  С  ростом  производительности  труда  сокращаются  затраты  труда  в  расчете  на единицу  продукции,  а  следовательно,  уменьшается  и  удельный  вес  заработной  платы  в  структуре себестоимости.  Успех  борьбы  за  снижение  себестоимости  решает,  прежде  всего,  рост  производительности  труда  рабочих,  обеспечивающий  в  определенных  условиях  экономию  на  заработной  плате.  Рассмотрим,  в  каких условиях  при  росте  производительности  труда  на  предприятиях  снижаются  затраты  на  заработную  плату рабочих.  Увеличение  выработки  продукции  на  одного  рабочего  может  быть  достигнуто  за  счет осуществления организационно-технических мероприятий, благодаря чему изменяются, как правило, нормы  выработки и соответственно им расценки за выполняемые работы. Увеличение выработки может произойти  и  за  счет  перевыполнения  установленных  норм  выработки  без  проведения  организационно-технических  мероприятий. Нормы выработки и расценки в этих условиях, как правило, не изменяются. В первом случае, когда изменяются нормы выработки и расценки, предприятие получает экономию на заработной плате рабочих. Объясняется это тем, что в связи со снижением расценок доля заработной платы в  себестоимости единицы продукции уменьшается. Однако это не приводит к снижению средней  заработной платы рабочих, так как приводимые организационно-технические мероприятия дают возможность рабочим с теми  же  затратами  труда  выработать  больше  продукции.  Таким  образом,  проведение  организационно-технических  мероприятий  с  соответствующим  пересмотром  норм  выработки  позволяет  снижать себестоимость продукции за счет уменьшения доли заработной платы в единице продукции одновременно с ростом средней заработной платы рабочих. 

Во втором случае, когда установленные нормы выработки и расценки не изменяются, величина  затрат на  заработную  плату  рабочих  в  себестоимости  единицы  продукции  не  уменьшается.  Но  с  ростом производительности труда увеличивается объем производства, что приводит к экономии по другим статьям  расходов, в частности сокращаются расходы по обслуживанию производства и управлению. Происходит это потому, что в цеховых расходах значительная часть затрат (а в общезаводских почти полностью) - условно- постоянные  расходы (амортизация  оборудования,  содержание  зданий,  содержание  цехового  и  общезаводского аппарата и другие расходы), не зависящие от степени выполнения плана производства. Это значит,  что  их  общая  сумма  не  изменяется  или  почти  не  изменяется  в  зависимости  от  выполнения  плана производства.  Отсюда  следует,  что,  чем  больше  выпуск  продукции,  тем  меньше  доля  цеховых  и общезаводских расходов в ее себестоимости.  С ростом объема выпуска продукции прибыль предприятия увеличивается не только  за счет снижения себестоимости, но и вследствие увеличения количества выпускаемой продукции. Таким образом, чем больше объем производства, тем при прочих равных условиях больше сумма получаемой предприятием прибыли.  Важнейшее  значение в борьбе  за  снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима  экономии  на  всех  участках  производственно-хозяйственной  деятельности  предприятия [1]. Последовательное  осуществление  на  предприятиях  режима  экономии  проявляется  прежде  всего  в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов.  Материальные  затраты,  как  известно,  в  большинстве  отраслей  промышленности  занимают  большой удельный  вес  в  структуре  себестоимости  продукции,  поэтому  даже  незначительное  сбережение  сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает крупный эффект.  Предприятие  имеет  возможность  влиять  на  величину  затрат  материальных  ресурсов,  начиная  с  их заготовки[2].  Сырье  и  материалы  входят  в  себестоимость  по  цене  их  приобретения  с  учетом  расходов  на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта.

Литература:

1.Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2006, - 367 с.

2.Делийская М.Г., Соловьев И.А. Конкурентоспособность  продукции. – М.: Издательство стандартов, 2007, - 284 с..

3. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб.пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика,- 304 с.