Каталог статей

Наконечная О. И.

Анализ рисков бюджетного планирования на предприятии

Приток иностранных инвестиций и увеличение конкуренции на украинском рынке, неопределенность экономической и политической обстановки в стране, слияние и поглощение компаний, влекущие изменение структуры капитала, отсутствие «прозрачной» системы учета и несовершенство системы внутренней отчетности обуславливают необходимость повышения качества бюджетного планирования на предприятиях в целях укрепления их рыночной устойчивости.

Важным направлением в решении проблемы снижения рисков бюджетного планирования является совершенствование и разработка экономико-математических методов и моделей, направленных на оптимизацию политики предприятия по управлению рисками. Под риском бюджетного планирования понимается риск, связанный с возможной потерей прибыли, обусловленной отклонением плановых показателей бюджета от реальных рыночных характеристик.

При анализе исполнения бюджета причинами возникновения отклонений является недостаточность учета возможных изменений условий среды деятельности предприятия, которые обычно разделяют на внешние и внутренние.

Американский ученый Майкл Мескон разделяет внешние факторы на две основные группы. Первые относятся к среде прямого воздействия; вторые – к среде косвенного воздействия. Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации. Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного влияния на операции, но, тем не менее, сказываются на них. Хан Дитгер под внешними факторами понимает ограничения, накладываемые внешней средой предприятия. По    К. Боумэну внешняя среда предприятия состоит из компонентов макросреды (политико-правовая, экономическая, социокультурная и технологическая среда) и микросреды (поставщики, потенциальные конкуренты, покупатели, товары-субституты). Принцип группировки компонентов макросреды, используемый Боуменом в стратегическом финансовом анализе, получил название PEST-анализа. В настоящее время этот подход применяется на многих предприятиях, но он не является универсальным в анализе всех внешних факторов окружающей предприятие среды.

Согласно классификации Шеремета, внешние факторы определяются рынком, на котором действует предприятие. К ним можно отнести общий покупательский спрос на продукцию, объем конкурирующей продукции на рынке, качество конкурирующей продукции, текущие цены на конкурирующую продукцию, сезонность покупательского спроса и прочие. Предложенный подход прост в применении, но он не учитывает воздействия всех внешних для предприятия факторов.

Для выбора и корректировки значимых для компании факторов применяют методы математической статистики и эконометрические модели.

Под внутренними факторами мы будем понимать «ситуационные факторы внутри организации». Так как организация – это созданная людьми система, то внутренние переменные, в основном, являются результатом управленческих решений. Но это не значит, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством. Они так же связаны с технологией, структурой, целями предприятия и т.д.

Систему исследуемых факторов внутренней среды каждое предприятие формирует самостоятельно с учетом специфики своей деятельности. Среди внутренних факторов деятельности предприятия наиболее важными являются себестоимость продукции, трудоемкость производства, качество материалов и труда, использование ограниченных ресурсов и покрытие долгосрочных капитальных вложений (инвестиций).

Разработка бюджета на предприятии сводится к двум основным задачам: оценке будущих цен и определению оптимальных объемов выпускаемой продукции и расходуемых ресурсов. При решении этих задач с необходимостью надо учитывать ценовые и объемные риски. «Объемный» риск обусловлен ошибками в определении плановых объемов (операций) на предприятии, отклонением от «оптимальных» для фирмы размеров. Объемный риск зависит от качества планирования, обоснованности выбранных методов оценки рациональных объемов операций. Однако объемный риск обуславливается и внешними факторами – потребностями и спросом на товары и услуги, уровнем конкуренции, ограничениями на ведение операций, налоговыми ставками и т.п., а также неопределенностью, присущей этим факторам в плановом периоде. «Ценовой» риск обусловлен отклонениями финансовых показателей рынка (цен, тарифов, курсовой стоимости акций и т.п.) от их ожидаемых значений. На ценовой риск влияет точность оценки ожидаемых значений финансовых показателей и внешние факторы. Показатели точности также зависят от обоснованности выбранных компанией методов их оценки.

Ошибки бюджетного планирования, связанные с неточным определением параметров объема операций и их цен, могут принести убыток предприятию, но вместе с тем фирма может рассчитывать и на получение прибыли, если отклонение параметров, в основном цены, оказывается благоприятным.

В целях снижения ошибок при планировании цен в инновационном бизнесе можно предложить следующий двухэтапный подход определения их плановых показателей:

1. Определение плановых цен с использованием человеческого опыта и интуиции на основе индивидуальных («интервью», аналитические докладные записки, написание сценария) или коллективных методов (анкетирование, метод Дельфи, метод мозгового штурма). Разработку прогнозного решения по результатам экспертного оценивания можно осуществить в следующей последовательности:

§ определяется обобщенное мнение группы (например, как средневзвешенное из индивидуальных оценок).

§ исследуется степень согласованности экспертных оценок (по характеристикам рассеивания, корреляции, конкордации и т.п.).

§ выявляются оценки, отличающиеся от группового решения (по величине отклонения от него, на основе кластеризации и т.п.) и исследуются причины расхождений во мнениях экспертов.

§ при отсутствии обоснованных решений, отличных от общегруппового, последнее оформляется в виде точечного или интервального прогноза.

§ при наличии обоснованных противоречивых решений проводится дополнительный анализ проблемы (например, при методе Дельфи проводится следующий тур опроса).

2. Полученные на первом этапе прогнозные значения цен можно оценить при помощи аналитических моделей. К их числу относятся игровые, оптимизационные, имитационные модели и их сочетания.

Решение задачи оценки рисков бюджетного планирования в основном связывается с определением потерь компании от возможных неблагоприятных изменений «ценовых» показателей, обусловленных «внешними событиями», и с обоснованием оптимальных объемов выполняемых операций. В рамках такого обоснования могут возникнуть «внутренние» риски бюджетирования. В этом случае придется решить оптимизационные задачи на максимум доходности с ограничением по рискам и на минимум рисков с ограничением по затратам и доходам, а также прочие многокритериальные задачи.

Список литературы

1. Драбенко В. А. Актуальные вопросы оценки рисков в бизнесе и их учет в деятельности фирмы. – 2010. - № 31. – С. 14 – 17.

2. Устойчивое экономическое развитие в условиях глобализации и экономики знаний: концептуальные основы теории и практики управления./ Под ред. В.В. Попкова. – М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2009 . – 295 с.

3. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. – М.: ИНФРА – М, 2009. – 237с.