Каталог статей |
Коновалов Ю. И., Алексеева Н. И. Инновационный потенциал персоналаАктуальность исследования определяется кардинальными социально-экономическими переменами в обществе и переходом нашей экономики от планово-административных методов управления к рыночным. Особую актуальность сегодня приобретают такие характеристики как управленческая деятельность в условиях внедрения инноваций и инновационный потенциал персонала организации.Целью данной работы, является обоснование необходимости внедрения инноваций по отношению к персоналу и нахождение путей повышения эффективности деятельности предприятия за счет адаптации персонала к нововедениям. Разработки в области управления персоналом организации, в частности, человеческого потенциала представлены в исследованиях Бобкова В.И., Генкина Б.М., Денисова И.А., Пименов С.В., Родионова Е.В., Федосова Р.Н , и др [2-5]. Инновационный потенциал персонала организации - способность персонала к позитивно-критическому восприятию новой информации, к приращению общих и профессиональных знаний, выдвижению новых конкурентоспособных идей, нахождению решений нестандартных задач, новых методов решения традиционных задач, использованию знаний для предвидения, практической материализации новшеств [1]. Инновация на предприятии должна внедрятся изнутри, чтобы персонал был непосредственно связан с нововведениями на предприятии. Целесообразнее было бы сформировать инновацию в недрах самой системы клиента. Для этого персонал клиентской организации должен иметь соответствующие качества как универсально инновационные, так и специфические, т.е. соответствующие конкретной организации. До универсально инновационных характеристик относятся: высокий интеллектуальный потенциал работников; критическая оценка окружающих событий; поиск альтернативы и прочее. Однако универсально инновационных характеристик персонала недостаточно, если в организации отсутствуют специфические качества, которые собственно составляют инновационный потенциал персонала или индивидуальный инновационный потенциал. Инновационный потенциал персонала - наличие определенного уровня субъектного самосознания, что детерминирует способность персонала к инновации. Главными задачами управления инновациями в кадровой работе являются: 1. Создание инновационного потенциала рынка труда и рынка образовательных услуг; 2. Создание эффективной многоуровневой системы инновационного управления кадрами в рамках государства, региона, отрасли, отдельной организации для формирования и эффективного функционирования качественно нового кадрового потенциала; 3. Сохранение элитной части кадрового потенциала страны путем реализации инновационно-кадровых мероприятий. Для организации и планирования инновационной деятельности предприятие должно оценить на сегоднешний момент инновационный потенциал персонала. Интегральная оценка инновационного потенциала кадров организации определяется: 1. Отношением персонала к предстоящим и происходящим изменениям; 2. Отношением руководителей к инновациям и их способностями к работе в изменившихся условиях; 3. Состоянием процессов демократизации управления и информационного обеспечения инновации; 4. Уровнем профессиональной и экономической подготовки персонала; 5. Состоянием социально-психологического климата трудового коллектива; 6. Степенью удовлетворенности новыми условиями, содержанием и оплатой труда. Возможности реализации программы о развитии инновационного потенциала работников на предприятиях во многом определяются такими факторами, как [2]: · размер предприятия; · финансовое состояние и финансовые возможности; · вид выпускаемой продукции; · формы организации труда; · условия труда; · возраст предприятия; · сложившиеся традиции и тип организационной культуры; · качественный состав работающих; · преобладающий стиль управления; · состояние социальной среды. Люди сопротивляются переменам по трём основным причинам: неопределённость – возникает, когда человек не информирован о последствиях изменений; ощущение потерь. Люди считают, что нововведения уменьшат их полномочия в принятии решений, формальную или неформальную власть, доступ к информации; убеждение, что перемены не принесут ожидаемых результатов. Основные методы, с помощью которых можно уменьшить или устранить сопротивление персонала фирмы изменениям состоят в следующем: образование и передача информации. Подразумевается открытое обсуждение идей и мероприятий, что поможет сотрудникам убедиться в необходимости перемен до того, как они будут проведены; привлечение подчинённых к принятию решений. Даёт возможность сотрудникам, которые могут оказывать сопротивление, свободно выразить своё отношение к новшествам; облегчение и поддержка – средства, с помощью которых сотрудники легче вписываются в новую обстановку. Возможна дополнительная профессиональная подготовка и повышение квалификации сотрудников, чтобы они могли справиться с новыми требованиями; материальное и моральное стимулирование. Включает повышение оплаты труда, обязательство не увольнять сотрудников и т.п.; кооптация. Означает предоставление лицу, которое оказывает сопротивление, ведущей роли в принятии решений о введении новшеств; маневрирование – выборочное использование информации, предоставляемой работникам, составление чёткого графика мероприятий; поэтапность преобразований, дающая возможность постепенного привыкания к новым условиям; принуждение, т.е угроза лишить работы, продвижения, повышения профессиональной квалификации, заработной платы.
Список использованной литературы: 1. Lundvall B. National Systems of Innovation: Toward a Theory of Innovation and Interactive Learning. N.Y.: Anthem Press, 2010. 2. Пименов С.В., Родионова Е.В., Федосова Р.Н. Развитие инновационного потенциала персонала //Креативная экономика. - №3. - 2009. cтр. 49-59. 3. Бобков В.Н. Экономика труда. Социально-трудовые отношения^ Учебник. Под общ. ред. дтэ.н., профессора Н.А. Волгина, д.э.н., профессора Ю.Г. Одегова. (в соавторстве) М.: Издательство «Экзамен», 2006. 4. Генкин Б.Н. Экономика и социология труда: Учебник для вузов . 6-е изд., доп. - М, : Издательство - Норма, 2006. - 448с. 5. Денисов Н.А. Отношение распределения; современные модели. Кн. «Социально-экономические модели в современном мире и путь России», т.2. М.: «Экономика», 2005. |