Каталог статей |
Чистякова Е.А., Воскобоева О.С. Финансовые риски туристических предприятийВ условиях рыночной экономики предприятиям приходится постоянно заботиться о высокой экономической эффективности фирмы.Предприятию, оказывающему некий стандартный набор услуг, необходимо постоянно пересматривать их перечень и искать новые варианты реализации. Для туристской сферы это особенно актуально, так как производимый продукт уникален. Туристское предприятие продает услугу, а ее нельзя охарактеризовать такими категориями, как прочность, надежность, жароустойчивость, оформление, дизайн, вес, размер, то есть всеми теми, которые можно применить к описанию любого материального товара. Услуга неосязаема, не может быть складируема, ее потребление длительно во времени, ее нельзя вернуть или обменять, если она не удовлетворила требованиям клиента. Соответственно, деятельность в этой отрасли сопровождается достаточным количеством рисков, способных разорить инвестора. За год в украинской столице открывается до ста новых турагентств, но только менее 30 % из них функционируют более трех лет. Количество турфирм в последнее время стремительно растет. Это объясняется тем, что открытие такого бизнеса требует небольшие стартовые инвестиции, минимальное количество персонала и довольно простой вид деятельности. Однако бизнес в этой отрасли сопровождается достаточным количеством рисков, способных разорить инвестора [3, с.276]. На туристическую отрасль оказывает большое влияние политическая и социальная ситуация в стране, состояние окружающей среды и ценообразование. Если провести анализ подверженности финансовым рискам туристических предприятий, то наиболее значительное влияние на них окажет отраслевая конкуренция и следовательно рыночная власть потребителей (60 % влияния). Следующей за ней по значимости идет — конкуренция среди существующих фирм (30 % влияния). Остальные силы, хотя имеют влияние, в рассматриваемой отрасли, но по сравнению с перечисленными выше двумя не значительное (приблизительно 10 %). Это такие факторы как угроза появления новых конкурентов — конкурентная сила этого фактора сильно зависит от высоты барьеров входа (стоимости входа в отрасль) и способность покупателей диктовать свои условия. От руководства туристической фирмы требуется правильная организация ее деятельности, определение рисков и направленные на их снижение определенные действия. Это многоступенчатый процесс, определяемый также как риск-менеджмент, цель которого состоит в уменьшении или компенсации ущербов для объекта при наступлении неблагоприятных событий. Убытки могут подстерегать турфирму на различных стадиях оказания услуги. Так в случае не предоставления турфирмой своевременно туристу необходимой и достоверной информации о туристском продукте и всех услугах, предоставляемых туристу, организация несет риск ответственности за нарушение прав потребителя, в том числе, по возмещению в полном объеме убытков, возникших у туриста по причине отсутствия у него необходимой информации. Круг этой информации законодательством не определен, поэтому, исходя из условий заказа, турист должен быть, проинформирован обо всех деталях каждого этапа поездки [1, c. 198]. Бурные события в популярных у российских туристов странах, особенно в Тунисе и Египте, показали туристическим организациям новые реалии бизнеса. На их фоне отказ путешественника от зарубежной поездки по причине неполучения визы или болезни - даже не цветочки на поле финансовых рисков, которые сопровождают эту отрасль. Политическая нестабильность в странах массового отдыха украинцев вывела в зимнем сезоне этот риск на первое место по количеству отказов от поездки. Если добавить риск катастрофических событий, аналогичных тем, что произошли несколько лет назад в Юго-Восточной Азии, то становится ясным, что на сегодняшний день украинский туристический бизнес остается практически не защищенным от убытков, связанных с отказом от поездки по причинам иным, нежели болезнь или неполучение визы. Раньше отказ от поездки чаще всего мотивировался болезнью клиента или другими событиями, произошедшими по не зависящим от клиента и непредсказуемым причинам. Среди них болезнь клиента или его близких родственников, смерть, пожар, гибель имущества, призыв на военную службу, требования следственных органов и суда, если застрахованное лицо не является подозреваемым или обвиняемым. Международная практика относит это к форс-мажору. В этих и некоторых других случаях невозможности совершить поездку, туристическая организация была вынуждена возвращать клиенту практически всю стоимость поездки и только в редких случаях имелась возможность покрыть свои расходы. В случае перечисленных выше
рисков убытки туристических организаций сравнительно невысоки, чего нельзя
сказать о самых свежих событиях. Они ярко продемонстрировали зависимость
туристического бизнеса от происшествий глобального порядка. В том числе
политических событий. Это уже миллионные убытки туроператоров. Наличие подобных рисков и количество ежегодно сходящих с арены туристических агентств доказывает то, что вопреки сложившемуся стереотипу, этот бизнес вовсе не является таким простым, как кажется на первый взгляд. И как любое дело он требует тщательного и продуманного подхода. Следовательно, планируемые вложения в туристический бизнес требуют оценки степени риска, определения его величины и принятия мер к снижению. Таким образом, позитивные тенденции в развитии туристического комплекса сопряжены с влиянием факторов риска, действие которых в разные периоды различно и проявляется как на макро-, так и микроуровнях. Поэтому, идентификация факторов финансового риска и разработка методов управления им относятся к числу наиболее важных задач экономического анализа туристской индустрии. В любой туристической фирме должна быть разработана стратегия управления финансовыми рисками разных классов. Возможно несколько подходов: уменьшение риска; уклонение от риска; изменение характера риска; принятие риска. Анализируя управления рисками в турфирмах, необходимо учитывать весь туристический рынок регионов не только Украины, но и зарубежных стран, т. к. речь идет об общепринятых правилах. Литература: 1. Бурдейкин М. А. Отдых в России и за рубежом: Учебное пособие / М. А. Бурдейкин. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010. — 207 с. 2. Коммерческие риски в турбизнесе // Турбизнес, — Режим доступа. — URL: [сылка более недоступна} 3. Яковлев Г. А. Экономика и статистика туризма: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп./Г. А. Яковлев. — М.: Издательство РДЛ, 2011. — 376 с.
|