Каталог статей |
Пилипчук О.Е.; Лохман Н.В. Нематериальные активы организации как объект управленияТакже, актуальность темы исследования продиктована тем, что перед современными крупными корпорациями, роль которых постоянно возрастает, кроме традиционных задач (роста капитализации, освоения новых технологий, выхода на растущие рынки), все отчетливее проявляются новые вызовы (поиск устойчивых конкурентных преимуществ, оценка потенциала долгосрочного развития, управление нематериальными активами, и т.п.). В компаниях идет активный поиск форм организации, отвечающих запросам сегодняшнего рынка. Гибкость и адаптивность компании к меняющимся потребностям и предпочтениям, индивидуализация работы с потребителем становятся требованиями сохранения и преумножения ее конкурентоспособности. Компании сталкиваются с целым спектром новых для них задач оценки различных активов и их роли в формировании ключевых компетенции. Выводя менее значимые виды деятельности за пределы компании, привлекая сторонние активы, компании решают сложные задачи интегрирования и координации различных процессов. Эти процессы осуществляются в том числе с учетом оценки того вклада, который разные активы привносят в капитализацию компании.Ряд исследователей, среди которых Д.А. Аакер, Т. Гэд, Д. Огилви, исследовали экономическую природу нематериальных активов, акцентируя внимание на брендах, лояльности покупателей, репутации фирмы. При глубокой проработке культурно-нравственных, социально-психологических, правовых аспектов проблемы собственно экономическая природа нематериальных активов рассматривалась несколько упрощенно, не анализировалась двойственная сущность нематериальных активов. Нематериальные активы — неденежные активы, не имеющие физической формы. К нематериальным активам относят активы, которые удовлетворяют следующим условиям: - отсутствие материально-вещественной структуры; - использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; - способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем; - наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т. п.). К нематериальным активам могут быть отнесены следующие объекты: - объекты интеллектуальной собственности (исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности): - исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель; - исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных; - имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем; - исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров; - деловая репутация организации. Организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников (учредителей) в уставный капитал организации) по новому ПcБУ 14/07 не относятся к НМА. В состав нематериальных активов не включают интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификацию и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них. На протяжении многих десятилетий нематериальные активы так или иначе влияли на хозяйственную деятельность организаций. С расширением масштабов данного вида активов их место в современной экономике приобретало все большую значимость. Рост нематериальных активов в рыночной стоимости компании осуществляется значительно более высокими темпами, нежели увеличиваются собственно материальные активы. Изучение сущности и состава нематериальных активов приводит к выводу о том, что природа их двойственна, они создаются во взаимодействии производителя и потребителя при участии обеих сторон. С одной стороны, они оцениваются с позиции производителя товаров и услуг, с другой, - существенную роль играют оценки рынка и роль потребителя, как непосредственного участника создания нематериальных активов. С позиции производителя, денежная оценка нематериальных активов отражается в бухгалтерском балансе компании, рынок же оценивает их величину с позиции потребителя и проявляется в капитализации компании. Таким образом, становится очевидным, что управление нематериальными активами осуществляется с учетом влияния обоих сторон. Производитель формирует нематериальный актив как объект управления, расходуя определенные средства, а оценивается он потребителем, с позиции степени удовлетворения потребностей и готовности оплачивать товар или услугу.
Список литературы: 1. Электронный носитель: «[сылка более недоступна} 2. Электронный носитель: «[сылка более недоступна} 3. Электронный носитель: «[сылка более недоступна} 4. Электронный носитель: «[сылка более недоступна} 5. Электронный носитель: «[сылка более недоступна}
|