Каталог статей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кишко Н.В. Расширение и совершенствование мер государственной поддержки перерабатывающей промышленности Республики КазахстанБез сохранения и расширения мер государственной поддержки развитие молочной отрасли области на данном этапе невозможно.Однако оказываемая государственная поддержка должна быть эффективна и направлена на: увеличение производства продукции; снижение себестоимости продукции; снижение цены реализации, и, следовательно, увеличение объема продаж; развитие сельских регионов. Проведя анализ существующей государственной поддержки, и учитывая состояние отрасли, предлагаются следующие меры государственной поддержки: 1. сохранение субсидирования повышения продуктивности и качества продукции животноводства на существующем уровне; 2. расширение мер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей с целью сохранения и развития племенного животноводства, а именно: субсидирования содержания маточного поголовья племенных животных в товарных хозяйствах; субсидирования процентных ставок по кредитам, полученным сельхозформированиями приобретение высокопродуктивных племенных животных и племенного материала; определить субсидирование возмещения затрат поставщикам услуг по искусственному осеменению животных в размере 50% за счет местного бюджета; 3. обеспечение субъектов животноводства, а также специализированных подразделений (сервис-центры) на лизинговой основе соответствующей техникой по производству, заготовке и переработке кормов; 4. сохранение субсидирования ставки вознаграждения по банковским инструментам для молокоперерабатывающих предприятий; 5. введение субсидирования молокоперерабатывающих предприятий за закуп сырого молока в размере 5 тенге за 1 литр; 6. предоставление льготных условий кредитования и субсидирование ставок процентных ставок по кредитам, полученным сельхозтоваропроизводителями и молокоперерабатывающими предприятиями: • увеличение льготного периода погашения основного долга по кредитам, выдаваемым по программе «КазАгро», на строительство молочнотоварных ферм и лизингу оборудования и КРС до 5 лет, что соответствует сроку достижения максимальной продуктивности маточным поголовьем; • уменьшение условий софинансирования (первоначального взноса) до 5% по кредитам, выдаваемым по программе АО «КазАгро», на строительство молочнотоварных ферм и лизингу оборудования и КРС; • субсидирования процентных ставок по кредитам, полученным сельхозформированиями на строительство и/или реконструкцию объектов животноводства, а также на приобретение высокопродуктивных племенных животных и племенного материала по аналогии с программой, реализуемой для молокоперерабатывающих предприятий; • расширения возможностей для получения кредитов производителей молока для увеличения мощностей, а также на оборотные средства, в виде предоставления гарантий местных исполнительных органов и/или предоставление беззалоговых кредитов с фиксированной максимальной суммой кредита по линии Аграрной кредитной корпорации либо Фонда финансовой поддержки сельского хозяйства; 7. отмена НДС при ввозе оборудования, конструкций и материалов для строительства объектов животноводства. С целью развития перерабатывающей промышленности, сохранения и увеличения производства стратегически важных для страны продуктов питания необходимо прямое и косвенное участие государства для решения следующих основных задач: • создание условий для технического и технологического перевооружения перерабатывающих предприятий, перехода на международные стандарты качества; • повышение качества сырья за счет укрупнения сельскохозяйственного производства и внедрения современных агротехнологий, создания и расширения сети заготовительно-сбытовых и снабженческих структур; • увеличение доли казахстанского содержания в государственных закупках; • создание новых производств и ввод дополнительных мощностей по производству молочных продуктов с учетом рекомендаций и обоснованием выбора места размещения молокоперерабатывающих предприятий; • увеличение производства национальных молочных продуктов и расширение ассортимента выпускаемых молопродуктов; • создание производств по выпуску тароупаковочных средств для предприятий по производству молочных продуктов; • создание производств по выпуску детского питания на молочной основе с учетом специфики региона, наличия сырья и экологических факторов. Кроме того, молочная промышленность относится к ресурсо- и энергоемким отраслям промышленности. Учитывая проблему, связанную с дефицитом молочного сырья, все большую актуальность приобретает вопрос о его рациональном использовании. Молокоперерабатывающие предприятия в большинстве своем сливают молочную сыворотку, образующуюся в процессе производства молочных продуктов в канализацию, как отходы производства, что является негативным с экологической точки зрения и, мягко говоря, просчетом с экономической. Крупнейшие производители сыворотки в Европе имеют долю производства около 35% от общего объема. Эти предприятия с 1994 г. Пребывают в составе European Whey Products Association (EWPA), которая представляет интересы производителей продуктов из сыворотки в Европе. Производство продукции из сыворотки приносит прибыль. EWPA занимается реализацией совместных проектов научного и технического плана. Например, в рамках EWPA разработаны единые требования: на сыворотку сухую сладкую; на сыворотку сухую кислую; на деминерализованную сыворотку; на делактозированную и деминерализованную сыворотку; на концентраты сывороточных белков; на лактозу пищевую и др. В молочную сыворотку переходит половина сухих веществ молока (в среднем 6,3%). Теоретически, с учетом потерь, выход молочной сыворотки из 1 т молока, направляемого на высокобелковые продукты, составляет от 65% до 82%: сыры натуральные - 80%; сыры обезжиренные - 65%; сыры низкожирные - 65%; брынза - 65%; творог - 80%; казеин технический — 75%; казеин пищевой - 82%. По мнению европейских ученых перспективы в области переработки молочной сыворотки выглядит следующим образом рисунок 1.
Рисунок 1 – Прогнозируемое развитие переработки сыворотки
Кроме того, вода является одним факторов, влияющих на рациональность переработки. Например, конденсат ВВУ используется в технологических процессах предварительно нагревания, растворения, мойки, после дополнительной очистки - в котельной и др. После обратного осмоса - это вода для паровых котлов. Последние разработки по энергоемким технологиям показывают, что возможна рациональная переработкасточных вод для получения биогаза. Для этой цели в Германии существует более 200 заводов, где применяют анаэробный метод очистки сточных вод. Для решения выше перечисленных проблем необходимо и внесение соответствующих изменений и дополнений в действующее законодательство в части: • субсидирования содержания маточного поголовья племенных животных в товарных хозяйствах; • отмены НДС при ввозе оборудования, конструкций и материалов для строительства объектов животноводства и птицеводства; • субсидирования процентных ставок по кредитам, полученным сельхозформированиями на строительство и реконструкцию объектов животноводства, а также на приобретение высокопродуктивных племенных животных и племенного материала; • расширения возможностей для получения кредитов производителей молока для увеличения мощностей, а также на оборотные средства. Учитывая введение в действие Технического регламента «Требования к безопасности животноводческой продукции (молоко)», а также предстоящее вступление Республики Казахстан в ВТО необходимо решить следующие вопросы: 1. об установлении более жестких санитарно-гигиенических требований в СанПиН к молоку сырому, так как в действующем документе допустимые нормы по бактериальной обсемененности и количеству соматических клеток превышают международные нормы в десятки и сотни раз. 2. разработать Технический регламент «Требования к безопасности детского, в том числе школьного, питания на молочной основе». 3. во все СТРК (без исключения) на готовую молочную продукцию внести изменения и дополнения по приведению их в соответствие с требованиями Технического регламента в части: исключения нестандартизированных понятий, приведения названий в соответствие с терминами ТР, корректировки требований к сырью, охвата факторов риска, порядка установления сроков годности, расширения ассортимента в рамках конкретной однородной группы продукции, с устранением ограничений по составу, физико-химическим показателям, объему, весу и не сдерживающих инициативу и внедрение инноваций, использование новых видов упаковочных материалов, приведение требований к маркировке в соответствие с ТР и т.д. 4. разработать СТРК «Продукты молочные и молокосодержащие. Термины и определения», «Продукты маслоделия и сыроделия. Термины и определения», имея ввиду установление однозначности терминологии, и не просто набор стандартизированных терминов современного ассортимента продукции, а разработанную терминологическую систему. 5. разработать СТРК «Идентификация молочной продукции. Общие положения», изложить в нем основные понятия, используемые при идентификации молочной продукции, производимой и реализуемой республике, в том числе импортируемый, а так же способов определения и предотвращения фактов фальсификации сырья и готовой продукции. 6. разработать СТРК «Молоко питьевое. Технические условия», «Сливки питьевые. Технические условия», «Спреды. Технические условия», «Масло сливочное. Технические условия», «Национальные молочные продукты, в том числе напитки. Технические условия», «Отдельные виды сыров. Технические условия» и др. с учетом сложившегося Казахстанского рынка на эту продукцию. 7. относительно документации на методы испытаний, исследований и правил отбора образцов: считали бы целесообразным, руководствуясь СТРК 1.9 и учитывая, что на большинство методов испытаний имеются ГОСТы, сформированные на основе многолетних научных разработок мировой науки и практики, принять эти ГОСТы методом перевода и регистрации. 8. необходимо широкое изучение новых методов испытаний мировой практики (инструментальных, экспресс-методов и т.д.), в их числе возможно отечественных изобретений, которые должны быть опробованы, одобрены и оформлены в установленном порядке для использования в практике. Особенно необходимы методы по определению фальсификации молока, наличия и количественного содержания жиров, белков не молочного происхождения, экспресс-методы по определению качества молока-сырья при наличии огромного количества сдатчиков и т.д. 9. решить в установленном порядке вопрос о расширении перечня зарубежных стран, поставляющих приборы и другие средства измерений для проведения испытаний показателей молока и молочной продукции и контроля технологических процессов, поверки которых будут признаны в Казахстане, в связи со слабой поверочной базой в отечественных службах метрологии. В настоящее время на предприятиях уже имеется в наличии значительное количество приборов, имеющих прекрасные характеристики, но которые не могут быть использованы из-за того, что они не внесены в реестр средств измерений в Казахстане из-за отсутствия поверочной базы или другим причинам. 10. разработать методические рекомендации для предприятий молочной отрасли по организации производственного контроля (технического, микробиологического, санитарно-гигиенического в части обеспечения безопасности молочной продукции). 11. разработчикам республиканских документов по стандартизации на новые виды продукции (не классические), в том числе казахские национальные, наряду с СТРК разрабатывать рекомендуемые технологические регламенты (инструкции). В настоящее время нет стандартов наиболее необходимых на методы определения фальсификации молока и молокопродуктов компонентами немолочного происхождения, при отсутствии информации для потребителя о их использовании. В основном, это растительные и животные жиры и белки, различные добавки, наполнители неразрешенные к применению в составе сырья для молокопродуктов. А так же на методы определения природы ароматизаторов, красителей и т.д. Эти методики крайне необходимы для контроля безопасности молока и молокопродуктов, а так же для предупреждения фактов введения в заблуждение потребителей, без их наличия и широкого внедрения основные положения регламента «Требования к безопасности молока и молочной продукции» практически останутся на бумаге. Сейчас же контроль сводится, в основном, на соответствии стандарту маркировки, а не содержания самого продукта. Например, в РФ уже разработаны стандарты, оборудованы лаборатории, проводятся исследования и профилактическая работа по предупреждению фактов фальсификации продукции и обмана потребителей. В Казахстане, к сожалению, эта работа не проводится и, судя по всему, то, что не проходит в России широким потоком направляется к нам, т.к. никакого контроля этому нет. Не пресекается при этом недобросовестная конкуренция. Например, вместо молочного жира используется растительный, который в 8-10 раз дешевле, информации для потребителя об этом нет, а цены устанавливаются такие же, как при использовании молочного жира, аналогично с применением белков немолочного происхождения и т.д. Поэтому нужны, и необходимы, стандарты на указанные выше методы испытаний, лаборатории, оборудованные всем необходимым для проведения этих испытаний и подготовленными кадрами, при этом они должны быть государственными, а не частными, если государство действительно желает защитить своих граждан как от импортных опасностей и обмана, так и от отечественных. Без развития и государственной поддержки научно-исследовательских институтов, занятых разработкой перспективных методик в области животноводства и переработки животноводческой продукции, невозможно решение основных проблем молочной отрасли. В связи с чем, необходимо принимать срочные меры по решению следующих проблем: • обеспеченность научных организаций современной научной и материально-технической инфраструктурой; • обеспеченность финансовыми ресурсами на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; • неразвитость системы внедрения научных разработок в производство; • низкий уровень конкурентоспособности научных продуктов и технологий на международном научном рынке. Из-за отсутствия финансовых ресурсов невозможна стажировка молодых специалистов в ведущих зарубежных научных центрах, не проводятся совместные научные исследования, отсутствуют меры по привлечению ведущих зарубежных ученых; • отсутствие эффективного механизма закрепления, мотивации и социальной поддержки молодых научных кадров в отечественной аграрной науке; • низкий уровень оплаты труда в сельском хозяйстве (в 2008 году среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве 30910 тенге, в целом по республике - 60734 тенге); • острая нехватка квалифицированных кадров из-за недостаточного выделения грантов на подготовку аграрных кадров и низкого уровня трудоустройства выпускников сельскохозяйственных и ветеринарных специальностей (16-20 % от количества выпускаемых специалистов); • отсутствие мер социальной поддержки молодых специалистов с целью закрепления их на селе. Вопрос подготовки и кадрового обеспечения ветеринарной службы является на сегодняшний день одним из самых актуальных, от решения которого зависят состояние благополучия сельского населения, продовольственной безопасности и эффективности сельхозпроизводства в целом. Из-за отсутствия социально-бытовых условий и государственной поддержки специалисты с ветеринарным образованием не стремятся работать по своей специальности в сельской местности. Для решения указанных проблем необходимо решить следующие вопросы: • увеличение объема государственного заказа по грантам (не менее 1000-1200 специалистов) на подготовку кадров по ветеринарным специальностям для сферы АПК; • предусмотрение механизма распределения госзаказа по ветеринарным специальностям по сельским квотам, аналогично механизму квотирования по медицинским и педагогическим специальностям; • предоставление мер социальной поддержки молодым ветеринарным специалистам, окончившим ВУЗы в целях закрепления их на селе; • установление повышенных должностных окладов ветеринарным специалистам государственных учреждений и казенных предприятий, содержащихся за счет средств государственного бюджета. Выше перечисленные мероприятия могут быть организованны на основе законодательных, нормативно-правовых документов, систематизация которых представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Систематизация нормативно-правовых основ
Продолжение таблицы
Продолжение таблицы
Объективные условия развития экономики предопределяют необходимость разработки концепции гибкого развития предприятия на основе использования системы маркетинга с целью повышения эффективности производства. От правильно выбранных стратегий конкуренции, форм и методов сбыта продукции, товарной политики зависит конкурентоспособность предприятия, его доходность и рентабельность. Организация маркетинговой деятельности осуществляется на основе сочетания взаимодействия воздействия внешней среды и реальных возможностей предприятия. Отсюда и необходимость быстрой реакции на новшества и изменения в выпускаемой продукции. Общей проблемой для всех рассматриваемых факторов, оказывающих влияние на обеспечение продовольственной безопасности и снижение импортозависимости Казахстана по молочной продукции, является отсутствие системы тренингов и информационного обеспечения производителей и переработчиков молока. Маркетинговая служба также недостаточно развита. Ни производители, ни переработчики молока не имеют доступа к информации по научным разработкам в области зоотехнии, ветеринарии и пр., по ценовой ситуации на рынке цен, а также на рынке банковских инструментов. В связи с чем, необходимо разработать и внедрить единую компьютерную систему мониторинга рынка, на которую могут иметь доступ все без ограничения пользователи интернета (по опыту Союзов производителей и переработчиков молока и МСХ России).
Литература: 1. Послание народу Президента Республики Казахстан – 2012. 2. Книга о молоке. – Алматы: Кайнар, 1988. – 336с. 3. Официальный сайт Казахской академии питания / www.kan-kaz.kz 4. Кэмпбелл Дж.Р., Маршалл Р.Т. Производство молока / перевод с англ. М.Н. Барабанщикова, В.Р. Зельнера, Д.В. Карликова, Е.Г. Коноплева. – М.: Колос, 1980. – 670с.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||