Каталог статей

Тарасенко Ю. И.

Кадровая платформа инновационной реорганизации АПК на постсоветском пространстве (на примере Украины, России и Беларуси)

Страны постсоветского пространства, в том числе Российская Федерация, Республика Беларусь и Украина после распада СССР столкнулись с рядом проблем своих аграрных секторов экономики, как отдельных регионов, так и национальных хозяйств в целом. Демографический регресс сельских территорий, постепенная деградация инфраструктуры, стали фатальными процессами аграрного сектора экономики, социально-экономического развития регионов этих стран. Государства постсоветского пространства проводят ряд мероприятий, направленных на решение этих проблем, (принятием ряда нормативно-правовых актов, программ развития сельских территорий, выделяя каждый год средства и государственного бюджета на развитие села и, привлекая инвесторов) [1, 2, 3]. Этих действий оказывается недостаточно для окончательного урегулирования ситуации.

Главным сдерживающим фактором на пути радикальной трансформации агросекторов Украины на инновационной основе является принципиально устаревшая действующая структура АПК. Очевидно, не соответствуют времени и управляющая надстройка отрасли, и низовая инфраструктура. По сей день бюрократическая система управлений сельского хозяйства советского типа является надёжной лазейкой для превращения отрасли в самый клановый конгломерат постсоциалистического пространства. «Агротрейдеры» - не что иное, как закрытые, практически тормозящие всё новое, бизнес-образования полулегального типа. Это в основном они развалили отрасль и превратили её в свою вотчину.

Не чиновник, а учёный и местный производитель продовольственной продукции должны формировать новую парадигму развития аграрного сектора экономики стран, переживающих трансформационные преобразования.

Для решения этой проблемы, прежде всего, необходимо объединить усилия органов государственной власти и местного самоуправления на уровне каждого региона с привлечением потенциала академий наук и высшей школы для направления подготовленных трудовых ресурсов в сельскую местность таким образом, чтобы результаты труда (готовое сырьё, продукция), произведённые на этих территориях, имели позитивный экономический эффект и способствовали развитию сельского хозяйства регионов. Это могут обеспечить только высококлассные, подготовленные специалисты для ведения бизнеса на сельских территориях, на них проживающие, - выходцы из села. Речь идёт о специальной подготовке – студентов, начиная с 3-х курсов аграрных университетов.

Но для того, чтобы такие проекты внедрять на региональном уровне сначала их необходимо юридически урегулировать на национальном уровне, принятием национальной концепции инновационного развития АПК на долгосрочную перспективу. На основании этой концепции, уполномоченные исполнительные органы местного самоуправления принимают программу инновационного развития АПК конкретного региона, в которой раскрывают механизм взаимодействия всех субъектов для преодоления тенденции деградации сельских территорий, в том числе и в вопросе подготовки выпускников высших учебных заведений-предпринимателей.

В основе этой программы лежит следующий принцип: «Малый бизнес - основа инновационной системы трансформации АПК».

Руководствуясь программой инновационного развития АПК, ученые академии наук совместно со специалистами вузов и органов местного самоуправления должны разрабатывать и внедрять масштабные бизнес-проекты развития агропромышленного комплекса конкретного региона (области). Это не только заполнит разрушенные ниши бизнеса в АПК, образовавшиеся после распада СССР, но создаст новые формы хозяйствования, осуществляемые частными предпринимателями - выпускниками высших учебных заведений. Этот проект состоит из экономического анализа агропромышленного состояния и реальных, экономически обоснованных концептуальных предложений по созданию конкретных видов деятельности аграрного сектора каждого региона. Под эти проекты нужно специально разработать программу и методику обучения практической подготовки студентов, начиная с 3-их курсов вузов экономических, инженерных и аграрных специальностей, которые после выпуска, получив статус частного предпринимателя, будут вооружены специальными экономическими, инженерными и правовыми знаниями и навыками, достаточными для реализации конкретных бизнес-планов.

Предполагается, что в масштабном бизнес-проекте развития агропромышленного комплекса Сумской области будут задействованы все сельскохозяйственные территории, и в первую очередь те, которые сегодня не используются или используются неэффективно. В данном случае под конкретные бизнес-проекты из этих земель необходимо сформировать равноценные участки, площади которых будут достаточными для ведения бизнеса в сфере сельского хозяйства. Земельные участки, предназначенные для ведения сельского хозяйства, которые находятся в частной собственности, но не используются по назначению, можно задействовать следующим образом - предложить их собственникам обрабатывать эти земли  самостоятельно либо сдавать в аренду. Опыт Королевства Бельгии показывает, что для эффективного использования частных земельных участков сельскохозяйственного назначения владельцы этих участков передают их в аренду сроком на 9 лет. Сам же договор аренды по истечению этого срока автоматически продлевается и собственник  не может расторгнуть договор досрочно. Он только может вернуть себе участок, если сам захочет стать фермером, об этом он должен в письменном виде предупредить на 6-й год аренды другую сторону и местные органы власти. Земельный же участок возвращается ему не сразу, а только через 3 года – после истечения в общей суме 9 лет аренды.

В нашем проекте необходимо учитывать тот факт, что достаточно проблематично будет привлечь работать в сельскую местность городскую молодёжь. Поэтому потенциальными кандидатами в специалисты ведения бизнеса в сельской местности будут, прежде всего, студенты, приехавшие учиться в высшее учебное заведение из сельской местности. Для того чтобы проект удался и не был остановлен из-за нежелания студента ехать работать в сельскую местность, выбирать земельные участки под каждого студента необходимо в  местности проживания его родителей (близких родственников) или в приближении к этому месту. С психологической точки зрения – поддержка близких родственников для студента или уже подготовленного специалиста будет сильным стимулом для достижения конечной цели – успешно реализовать проект.

Необходимые подготовительные действия высшего учебного заведения:

1). Отбор и тестирование студентов 3-х курсов вузов аграрных специальностей, желающих стать частными предпринимателями в сфере сельского хозяйства - проводится с целью объективной оценки личностных и деловых качеств кандидатов и выявления степени серьезности намерений заниматься предпринимательской деятельностью на сельских территориях.

2). Обработка результатов тестирования и выявления участников, прошедших отбор – проводится с целью формирования учебных групп для подготовки высокопрофессиональных предпринимателей-бизнесменов.

3). Анкетирование отобранных кандидатов – проводится с целью выявления сферы аграрного производства, в которой каждый из них предлагает вести бизнес.

4). Обучение кандидатов по специальной программе и методике, подготовленной специалистами академии наук, вузов и органов местного самоуправления – должно проводится с целью приобретения студентами навыков специалиста предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве, их практической подготовки.

Необходимые совместные действия академии наук, вузов и органов местного самоуправления:

1). Согласованная разработка под каждого кандидата бизнес-плана проекта.

2). Практическое постоянное консультирование каждого кандидата по всем вопросам предложенного ему проекта и по всем вопросам его практической реализации (кафедры разных специальностей ВУЗов).

3). Сопровождение выпускников-предпринимателей, в реализации проекта, курирование работы по его реализации. Методический контроль.

4). Содействие частным предпринимателям в расширении рынков сбыта сельскохозяйственной продукции. Организация логистической инфраструктуры.

Создание органами местного самоуправления  электронной базы данных по каждому бизнес-проекту и его исполнителю, ведение мониторинга за реализацией проекта, осуществления консультационной (экономической, правовой помощи) при возникновении препятствий в его реализации позволит достичь конечной цели проекта – позитивного экономического эффекта.

Ожидаемые позитивные результаты от реализации проекта:

1). Создание новых и сохранение существующих рабочих мест в сельской местности.

2). Занятость выпускников вузов; отдача высшей школы, личная самореализация выпускников.

3). Развитие сельской инфраструктуры.

4). Увеличение объёмов реализации сельскохозяйственной продукции, соответственно – увеличение денежных поступлений в виде налоговых отчислений в бюджеты районов и региона.

5). Улучшение уровня жизни в сельской местности.

6). Развитие аграрного производства региона.

7). Обогащение отечественного производителя и его семьи.

Необходимо отметить, что пополнение инфраструктуры АПК субъектами предпринимательской деятельности - выпускниками высших учебных заведений является вторым этапом широкомасштабной программы инновационного развития АПК конкретного региона на основе системы региональных кластеров. Первый этап заключается в инвентаризации ресурсов АПК. Третий этап – в создание советов местных производителей АПК, - которые будут определять меры взаимодействия местных органов власти по конкретным предпринимателям-выпускникам вуза, и создавать механизмы наибольшего благоприятствования работе каждого из субъектов на территории региона. А четвёртый этап заключается в создании международной аграрной биржи - со статусом свободной экономической зоны и объекта трансграничного сотрудничества России, Украины и Беларуси.

В связи со схожестью ситуаций в АПК Украины, России и Беларуси, реализация предложенного проекта даст возможность трём странам вывести сначала региональные, а затем и национальные сельские хозяйства на новый - инновационный путь развития своих экономик. Параллельно и концептуально идентично модернизируемые АПК трёх братских народов будут интенсивно продвигаться к созданию на стыке трёх государств интегрального агропромышленного кластера, размещённого на сопредельных территориях и выделенных в единую специальную экономическую зону для последующего развёртывания масштабного проекта по созданию евразийского регулятора продовольственной безопасности стран-участниц.

Литература:

1. Официальный сайт Министерства продовольствия и аграрной политики Украины. [Электронный ресурс]Режим доступа: [сылка более недоступна}

2. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. [Электронный ресурс] – Режим доступа: [сылка более недоступна}

3. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. [Электронный ресурс] – Режим доступа: [сылка более недоступна}