Каталог статей

Валиуллина М.А.

Инновационные направления модернизации высшего профессионального образования в России

В послании Президента Российской Федерации к Федеральному собранию говорится: «В XXI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии. Вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, полезные людям» [3].

Необходимость модернизации образования в России остро назрела уже в конце 80-х — начале 90-х гг. ХХ в., так как образовательная система не отвечала запросам времени, утратила способность развиваться. Осуществление ряда реформ позволило России присоединиться к Болонскому процессу и вступить в единое европейское пространство высшего образовании.

Стремление адаптироваться к мировым стандартам в образовании вызывает необходимость первоочередного решения таких ключевых вопросов, как определение места ВУЗа в современном мире и изменение содержания высшего профессионального образования. Также необходимо рассматривать модернизацию образовательных структур, совершенствование методики преподавания, внедрение новейших технологий в образовательный процесс.

Процесс модернизации должен коснуться всех образовательных структур, в рамках двух основных   направлений:

– переход на многоуровневое образование, при котором будет успешно сочетаться  европейское двухуровневое образование (бакалавр-магистр) с отечественной традиционной подготовкой специалистов;

– создание образовательных комплексов (лицея, колледжа, университета, центра переподготовки и повышения квалификации, университетских комплексов, образовательных кластеров  и т.д.). По уровню такие образовательные структуры будут соответствовать международным требованиям и стандартам.

Существенным моментом, на котором следует акцентировать внимание, является фундаментальное образование. ВУЗ обязан обеспечить слушателям широкий круг системных знаний. В этом случае  необходимо начать с создания учебных планов, разработка которых должна осуществляться с учетом перспектив организации образования по конкретной специальности.

Подготовка будущего специалиста означает не только передачу профессиональных знаний, но и формирование профессионального мышления, способности решать прикладные задачи профессиональной направленности, навыков международного общения.  При этом личности должны быть свойственны такие качест­ва, как патриотизм, гражданская активность и ответственность, толерантность к проявлению национальных, региональных, индивидуальных особенностей культуры, к иному вероисповеданию.

Выпускники университета должны быть готовы к профессиональной деятельности в условиях международного сотрудничества и конкуренции. Для этого необходимо постоянно совершенствовать методику преподавания, применять элементы демократизма в образовании, ускорять процесс информатизации, внедряя инновационные технологии и новые методы обучения [1].

Под инновационными в образовании следует понимать продуманные во всех деталях технологии, направленные на достижение основных целей образования и, в первую очередь, на повышение качества обучения [2].

Среди новых технологий в образовании необходимо выделить:

– эффективно функционирующую систему менеджмента качества вуза;

– информационно-коммуникационные технологии;

– дистанционные образовательные технологии;

– технологии электронного обучения;

– смешанные технологии обучения;

– тестовые технологии для контроля качества знаний студентов;

– технологии использования инновационных методов в образовательном     процессе;

– педагогические технологии;

– информационные технологии компьютеризации инженерной

деятельности;

– технологию модульного обучения;

– трансферную технологию обучения.

В последние годы в качестве одной из новаций в системе образования принято считать введение системы менеджмента качества вуза. Согласно нормативным документам Минобрнауки РФ, эффективно работающая система обеспечения качества предоставления образовательных услуг, наличие которой является обязательным для всех стран-участниц Болонского процесса, позволяет вузу интегрировать в мировую образовательную систему.

На данном этапе следует отметить активизацию государственного стимулирования развития образования, науки, инноваций, подготовки высококвалифицированных кадров. Наиболее крупным проектом в системе профессионального образования является федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы. Постановлением Правительства РФ выделены средства из федерального бюджета на поддержку инновационной инфраструктуры ведущих вузов в объеме до 8 млрд. рублей в 2010-2012 гг. и проведен конкурс по отбору программ развития инновационной инфраструктуры вузов. В целях повышения эффективности использования бюджетных средств осуществлен переход на программно-целевое финансирование образовательных учреждений, как правило, распределяемое на конкурсной основе и предусматривающее наличие взаимных обязательств государства и конкурсанта, в том числе по софинансированию планируемых мероприятий. Кроме того, с 1 января 2011 года  произошли изменения механизма финансового обеспечения бюджетных учреждений с расширенным объемом прав путем перевода со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного заказа и предоставления права заниматься приносящей доходы деятельностью с поступлением доходов в самостоятельное распоряжение этих учреждений [4].

Безусловно, новые технологии ускоряют процесс понимания и усвоения массивов учебной информации. Однако главная роль в образовательном процессе остается за преподавателем. Ни одна, даже совершенная, технология не соотносима по результативности с живым общением. В первую очередь это касается общения преподавателя со студентом в рамках семинарских и практических занятий, которые должны моделировать реальные ситуации будущей работы с многочисленными вариациями, нацеливать на отбор ситуативного материала, требующего  профессионального решения [1].

Образовательный процесс неотделим от воспитательного. Университет – это специфическое пространство, социально-культурная среда для воспитательной деятельности. Находясь в стенах университета, студенты формируют свой образ жизни, интеллект, мировоззрение. ВУЗ становится центром развития социально-человеческой базы общества. Отсюда и приоритетная роль воспитательного процесса в системе образования. Воспитательный процесс должен представлять собой единую систему, включающую:

– формирование условий для духовно-нравственного, патриотического, гражданского становления воспитания студенчества. Гражданско-патриотическое воспитание должно осуществляться как цельный, учитывающий современные требования гуманизации воспитательный процесс.

– пропаганду здорового образа жизни. При этом должно достигаться единство формирования профессиональной и социальной ориентации молодежи.

Преподаватель является ключевой  фигурой воспитания и формирования личности будущего специалиста. Эффективность формирования положительных качеств учащихся напрямую зависит от опыта, личного примера и гражданской позиции профессорско-преподавательского и учительского состава. Высокая профессиональная компетентность, творческий подход к делу, независимость суждений преподавателя вызывают уважение у студентов, помогают сформировать свое отношение к действительности, свою жизненную позицию.  Первостепенное внимание должно быть уделено освоению культурного наследия Востока и Запада в их взаимосвязи, тому, что развивающиеся в рамках Востока и Запада весьма различные культурные традиции не располагаются как ступени лестницы, не антиномичны, но взаимодополнительны по отношению друг к другу.

Центром университетской деятельности была и остается фундаментальная наука. Разобщенность между образованием и наукой, которая наблюдается сегодня в ВУЗе, следует преодолеть. Университет должен иметь свои научные корни, формировать свои исследовательские традиции, свой научный потенциал. Существенную роль в этом призваны сыграть интеграционные процессы, научное и культурное сотрудничество с другими ВУЗами страны и зарубежья. Направления такого сотрудничества весьма обширны: совместные научные проекты в рамках международных программ, конференции, симпозиумы, стажировки, курсы повышения квалификации персонала. Процесс интеграции позволяет налаживать международные связи и эффективно использовать их, прежде всего в образовательном процессе. Следствием интеграции должны стать конвертируемые программы, стандарты, дипломы. Нельзя игнорировать тот факт, что, как и в других сферах деятельности, в образовательной сфере сложился свой рынок услуг, которому, как и любому рынку, присуще соперничество и конкуренция. Сегодня требуются новые подходы к организации работы ВУЗа, гибкое управление, видение открывающихся перспектив.

 В условиях развивающейся рыночной экономики обеспечение конкурентного преимущества достигается с использованием такого инструмента, как стратегическое планирование, которое предполагает разработку комплекса организационных мероприятий, ориентированных на возможные изменения, прежде всего, внутренних и внешних условий работы в будущем, на определение места каждого ВУЗА в нестандартных условиях рынка образовательных услуг. Этот процесс основан на всестороннем анализе как уже сложившихся, так и прогнозируемых тенденций функционирования образовательных структур, с учетом таких важных трансформаций, как:

– изменение условий и порядка приема в ВУЗы;

– переход на качественно новые модели образования;

– возможность сокращения системы высшего образования вследствие надвигающегося демографического кризиса;

– возрастающая конкуренция на рынке образовательных услуг.

Таким образом, университетская структура должна быть гибкой в части образования и универсальной в части учета потребностей государства, общества и рынка.

Концепция модернизации российского образования на период до 2020 г. определяет в качестве основных целей развития образования повышение его качества, доступности и эффективности. Для достижения этих целей в соответствии с приоритетным национальным проектом «Образование» дан старт инновационным процессам в образовании, определены направления прорыва в ресурсном обеспечении, предложены новые содержание и подходы, технологии и методы в системе образования.

В связи с этим новая образовательная парадигма российской системы образования опирается на инновации и инновационные технологии, основанные на современных достижениях экономики, науки и педагогической мысли [2].

Иными словами, идет смена типов цивилизаций, которая была предсказана в 30-х годах XX столетия П. Сорокиным. Поиск путей и способов своей эволюции человечество видит в глобальном культивировании гуманистических начал личности. Одним из важнейших факторов выживания человечества, а также залогом успешного развития глобальной цивилизации в будущем является культивирование антропоцентрического мышления в области образования. Нужно отметить, что определяющими для переходного периода становится  качество человека и качество образования [4].

Следовательно, образование в XXI веке должно быть нацелено на формирование новой гуманистической парадигмы. Главное требование к новым образовательным программам должно состоять в том, чтобы они обеспечивали гуманизацию интеллекта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ильин И.А.. Избранные произведения. М, 1987.

2. Карпенко М.П. Состояние и стратегия развития дистанционного образования в условиях глобализации // Материалы Международной научно-практической конференции «Состояние и стратегия развития дистанционного образования в условиях глобализации». Астана, 2003.

3. Приоритеты профессионального образования // Высшее образование сегодня. – 2010. – №9. – С. 7-13.

4. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М, /2004.