Каталог статей

Сламбеккызы Динара

Использование активных инновационных методов обучения в процессе подготовки специалистов экономической направленностИ

В последнее время известно несколько видов активных методов обучения с вовлечением обучающихся. Краткая презентация,  демонстрация, обучение на примерах, обратный сигнал и список, ролевые игры, проигрывание реальных ситуаций, обсуждение в малых группах (групповое задание), кейс-стади, студенческие проекты и т.д. Преимущества методов в следующем:

· Предоставляется большая независимость студентам в изучении дисциплины

· Мотивируют и стимулируют студентов к более быстрому и эффективному приобретению новых знаний и навыков

· Создают атмосферу доверия и взаимного уважения, дают возможность каждому открыто озвучивать свои мысли

· Создают обстановку, в которой студенты не стыдятся друг друга, а, напротив, слушают разные мнения, перенимают чужой опыт

· Предоставляют студентам возможность саморазвития и самореализации

· Стимулируют преподавателя

Следует обратить внимание на некоторые интерактивные методы, применяемые при проведении практических занятий для студентов, изучающих бизнес и экономические дисциплины, в частности, банковское дело. Это следующие методы: триада, турнир, мозаика, обсуждение в малых группах.

Триада. Ее рекомендуется использовать как на лекциях, так и на практических занятиях. Группу делят на подгруппы по 3 человека. Каждый участник должен выбрать определенную роль: слушатель, рассказчик, рефери. Каждой подгруппе дается список контрольных вопросов по теме проводимого занятия, которые необходимо обсудить внутри подгруппы. На обсуждение каждого вопроса отводится определенное время (например, 3 минуты). Также  преподаватель каждой подгруппе раздает ролевые инструкции, в которых разъясняются обязанности каждого участника в зависимости от выбранной роли. «Слушатель» должен слушать внимательно, не перебивая и не критикуя рассказчика. Он может задавать вопросы. После выступления своими словами как можно точнее,  желательно в полном объеме, воспроизвести речь рассказчика. «Рассказчик» должен выбрать вопрос по  теме проводимого занятия и рассказать все, что  знает по существу вопроса слушателю, стараясь как можно полнее осветить тему. Также он должен ответить на дополнительные вопросы. «Рефери» должен следить за регламентом, а также внимательно слушать обоих участников триады, конспектируя выступления.

Турнир. Контроль усвоения пройденного материала на практическом занятии можно осуществить при помощи метода «Турнир». Необходимо использовать ТСО (графопроектор) и  наглядные пособия, флип-чарт, маркеры. Делим группу на команды. Ставиться цель. Например, решить задачу, которая заранее записывается на слайд. Преподаватель на флип-чарте отмечает поощрительным баллом ту команду, которая первой справилась с заданием. После выполнения первого задания переходим к выполнению следующего.

Мозаика. При проведении практических занятий по учебным дисциплинам можно использовать один из приемов коллективного обучения – «Мозаику». В начале занятия группа делится на подгруппы, число подгрупп должно соответствовать числу заданий. Например, если группу разделить на 4 подгруппы, то необходимо каждой подгруппе дать задание. На решение отводится определенное количество времени. Необходимо, чтобы каждый участник подгруппы хорошо усвоил учебный материал. Участники подгруппы идут «в гости» в другие полгруппы таким образом, чтобы в каждой были участники и других подгрупп (обмен членами групп). Таким образом, участники изучают материалы задания других подгрупп. Затем «гостившие» возвращаются «домой», т.е. подгруппы собираются в исходном варианте. Каждый участник рассказывает остальным то, что удалось узнать «в гостях». Другими словами, производится обмен полученными знаниями. Подгруппа должна отметить лучшего рассказчика.

Преимущества вышеперечисленных методик:

· Студенты осуществляют контроль над своим обучением

· Поощряется участие каждого студента в коллективной деятельности

· Учащиеся ощущают себя менее зависимыми от преподавателя

· Способствует закреплению знаний при помощи дискуссий [1].

Развитие у студента способности логического мышления и умения творчески применять полученный в процессе обучения  комплекс знаний при самостоятельном принятии решений на поставленную перед ним задачу – одна из главных целей обучения в ВУЗе. Хорошая методика преподавания обеспечивает единство интересов преподавателя и студентов на основе соединения необходимости изучения любой дисциплины с убеждением этой необходимости. В этом отношении методы активного обучения являются одним из наиболее перспективных путей совершенствования профессиональной подготовки специалистов.

Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность студентов. Они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Данные методы характеризуются высоким уровнем активности учащихся.

Как известно, существуют несколько форм активных методов обучения: проблемные лекции,  конференции по отдельным темам, анализ конкретных ситуаций, деловые игры, кроссворды, игровое проектирование и другие.

На занятиях студентам предлагаются конкретные ситуации,  помогающие закрепить теоретические и практические знания по данным дисциплинам. Будущие специалисты должны уметь проанализировать проблемные ситуации и найти правильное решение.  Разбор конкретной задачи проходит в игровом режиме и имитирует работу специалистов экономического отдела. Использование активных методов дает необходимые выпускникам практические навыки анализа ситуаций и оперативного нахождения решений, развивает способности аргументировать и четко излагать свои мысли. Особенность учебных занятий заключается в том, что они требуют активного участия обучающихся. При этом роль преподавателя сводится к оказанию помощи студенту по мере продвижения через процесс занятий. Компетентный преподаватель должен хорошо представлять себе, что происходит на каждой конкретной стадии учебного процесса, и делать обучение более эффективным для его участников. При использовании активных методов происходит взаимодействие преподавателя со студентом, направленное на воспитание и самовоспитание компетентного специалиста, профессионала. [2]

Литература:

1. Ермухамедова А. Применение активных методов обучения при изучении экономических дисциплин // «Основы экономики» // 2010 г, №1, 13-14 стр.

2. Леоненко Е.И., Заяц Т.И. Активные методы обучения в преподавании экономических дисциплин // www.sibupk.nsk.su/confer/doklad2.doc //