Каталог статей | |||||||||||||||||||||||||
Дементьева Т.А. Модель организации малого и среднего бизнеса на основе кластерной структурыОдной из приоритетных задач, возлагаемых на кластерные объединения, можно считать активизацию механизма саморазвития предпринимательских устремлений на основе внутренних, потенциальных возможностей организационных кластерных принципов. Такие принципы общеизвестны, к ним относят: инновационность, вытекающую из соотношения внутренней конкуренции и кооперации участников кластера; наличие главенствующей цели в виде конкурентоспособной продукции или услуг на внутреннем и внешнем рынках; доверие и взаимодополнение в отношениях между участниками кластера; возможность объединившимся предприятиям эффективно отстаивать свои интересы в рыночных условиях и в отношениях с местной и региональной властью; коллегиальность и нежесткие формы управления. К устремлениям предпринимательских структур среднего и в бо'льшей степени малого бизнеса можно отнести следующие: устойчивое и стабильное развитие; чувство правовой защищенности от неблагоприятных внешних воздействий (к которым можно отнести конкурентное давление крупного бизнеса, контролирующие действия со стороны властей и т.п.); облегченный доступ к финансовым ресурсам (банки с бо'льшим доверием относятся к кластерам, нежели к каждому предприятию в отдельности); благоприятная деловая среда.На основе вышеприведенных принципов
кластерная структура организации малого и среднего бизнеса может выглядит
следующим образом (рис. 1.).
Производственный блок регионального промышленного кластера представлен ведущим предприятием по возрождению или дальнейшему развитию конкурентоспособной продукции. К этому блоку относятся множество профильных малых предприятий, обеспечивающих функции поставщиков сырья, комплектующих, реализующих продукцию, обслуживающих основное производство ведущего предприятия. В данном блоке присутствуют присущие кластеру принципы, как конкуренция среди малых предприятий, так и сотрудничество с ведущим предприятием на основе доверия и поддержки путем предоставления на взаимной выгоде товарных кредитов, авансовых или отсроченных платежей. Формальные кластерные рамки не ограничивают развитие каждого из малых предприятий, их дополнительные производственные возможности могут реализовываться с внешними партнерами. Конкуренция между малыми предприятиями является стимулирующим фактором к совершенствованию экономической деятельности на основе инноваций во взаимодействии с научно-исследовательскими подразделениями кластера. Инновационность кластера обеспечивает научно-исследовательский институт соответствующего профиля или филиал этого института, организованный совместными усилиями региональной власти и участников кластера. Объединяющим началом, способствующим кластеру приобретать структурные очертания, является группа правовой защиты, представленная юристами, аудиторами, адвокатами, которые обеспечивают правовое сопровождение хозяйственной деятельности каждого из участников кластера. Финансовое состояние кластера, как объединения субъектов хозяйствования, зависит в конечном счете от правильности выбранной маркетинговой политики, обеспечивающей позиции выпускаемой продукции на рынке. При поддержке местных властей на базе муниципальных учебных заведений осуществляется профессиональная кадровая подготовка для соответствующих направлений хозяйственной деятельности кластера. Присутствие и непосредственное участие банков в функционировании регионального промышленного кластера является необходимым условием жизнеспособности такого объединения предприятий. Совместными усилиями всех участников кластера может быть сформирован инновационный фонд развития, средства которого будут использоваться на проведение общекластерных мероприятий. Управление инновационным фондом осуществляет коллегиальный орган, к примеру, Наблюдательный Совет кластера, состоящий из участников. Одним из источников наполнения фонда могут быть взносы участников на уровне благотворительных отчислений (около 4% от полученной прибыли). Каждый из участников имеет право «финансового вето» в пределах перечисленных им средств в инновационный фонд на любое решение Наблюдательного Совета. Основополагающим началом создания жизнеспособного кластера является действующая целевая региональная программа развития конкретного направления, с соответствующим бюджетным финансированием, сроками исполнения, контролем, конкретными исполнителями. В рамках действующего законодательства участниками кластера создается координационный центр, включающий в себя представителей местной и региональной власти, науки, производственных предприятий. Функциями координационного центра является коллективное управление развитием вновь созданного объединения предприятий и организаций, представление кластера на региональном и национальном уровнях. Формы управления координационного центра являются нежесткими и имеют рекомендательный характер для всех участников кластера по осуществлению общей стратегической цели.
| |||||||||||||||||||||||||