Каталог статей

Доскеева Гулашар Жармагамбетовна,

Развитие финансового менеджмента в системе здравоохранения Казахстана

Сфера здравоохранения, являясь активным участником рыночных отношений, как и другие отрасли экономики, требует развитой и квалифицированной системы управления.

Финансовые отношения, напрямую влияющие на развитие всех звеньев экономической системы, активно способствуют совершенствованию деятельности отдельных предприятий и организаций. В этой связи особую роль играет финансовый менеджмент как система управления финансовыми отношениями между хозяйствующими субъектами. Успешные результаты деятельности любого хозяйствующего субъекта, в том числе и лечебно-профилактического учреждения, зависят от уровня развития финасового менеджмента того учреждения, а также степени квалификации финансовых менеджеров и их способности выполнять свои функции в рыночной среде.  Учреждения здравоохранения – это сложные социально-экономические предприятия, широко использующие финансовые, материальные, трудовые и другие ресурсы в целях удовлетворения потребностей общества в медицинских услугах. В условиях рыночной экономики формирование и развитие системы управления деятельностью лечебно-профилактических учреждений влияют не только на медицинскую и социальную эффективность  их деятельности, но и позволяют определить и повысить экономическую эффективность их деятельности с помощью анализа доходов и расходов этих организаций. Составной частью системы управления деятельностью лечебно-профилактических учреждений является управление финансовыми ресурсами.  Управление финансами лечебных учреждений – это комплекс взаимосвязанных действий, направленных на формирование и рациональное использование ресурсов лечебно-профилактических учреждений в целях достижения поставленных целей. Финансовый менеджмент в здравоохранении является сложной, полностью не использованной в лечебных учреждениях системой управления финансами. Однако, полное внедрение этой системы управления в сферу здравоохранения несомненно повысит жизнеспособность медицинских организаций в условиях рынка. Приоритетность управления финансовыми ресурсами подтверждается в процессе управления деятельностью лечебных организаций в целом. В этой связи можно выделить 3 основных уровня системы управления финансовыми ресурсами, такие как:

- стратегический;

- тактический;

- оперативный.

Стратегический уровень ориентируется на срок более одного года и определяет перспективные цели управления финансовыми ресурсами медицинского учреждения и возможные результаты его деятельности.

Тактический уровень основывается на определении, организации, выполнении конкретных задач, связанных с управлением финансовой деятельностью лечебной организации в течение текущего года и контроле результатов осуществления этих задач.  

Оперативный уровень обеспечивает эффективное исполнение медицинских процессов путем оптимального использования ресурсов лечебных учреждений. Данный уровень включает проведение расчетов, анализ и контроль за деятельностью организаций здравоохранения.

Как и любая другая система управления, финансовый менеджмент в сфере здравоохранения имеет свои управляющую (субъекты финансового менеджмента) и управляемую (объекты управления финансами) подсистемы.

К управляемой подсистеме финансового менджмента в здравоохранении, т.е. объектам управления относятся финансовые ресурсы лечебно-профилактических учреждений, поступающие из различных источников, финансовые отношения лечебных учреждений с различными субъектами рынка, а также финансовые показатели, возникающие в результате финансово-хозяйственной деятельности медицинских организаций.

К управляющей подсистеме финансового менеджмента в сфере здравоохранения, т.е. субъектам управления относятся финансовые менеджеры (финансовые работники) лечебных учреждений.

Финансовые менеджеры учреждений здравоохранения, являясь субъектами экономической системы управления, выполняют следующие функции:

1. Финансовое планирование. При осуществлении этой функции финансовые менеджеры всесторонне оценивают финансовое состояние лечебно-профилактических учреждений, выявляют возможности увеличения финансовых ресурсов и их рационального использования. В процессе финансового планирования составляется финансовый план лечебного учреждения. Финансовые планы организаций здравоохранения обычно составляются на 1 год в виде сметы расходов. Медицинские учреждения, имеющие другие источники доходов кроме государственного бюджета составляют бизнес-планы. В процессе составления финансового плана медицинские учреждения могут использовать различные методы планирования, в частности, метод коэффициентов, нормативный метод, балансовый метод и т.д.

2. Оперативное управление финансовыми ресурсами. Оно связано с подробной оценкой финансового состояния лечебного учреждения и рациональным распределением и перераспределением финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении медицинского учреждения. В этой связи имеет особую важность выбор метода использования финансовых ресурсов учреждений здравоохранения.

3. Финансовый контроль позволяет осуществить проверку состояния финансово-хозяйственной деятельности учреждений здравоохранения. Финансовый контроль в медицинских учреждениях можно подразделить на внутренний и внешний финансовый контроль. Внешний финансовый контроль в основном проводится государственными контролирующими органами, основная контрольная функция которых связана с наблюдением за правильным использованием средств государственного бюджета лечебными организациями. То есть государственные контролирующие органы (местные органы управления здравоохранения, органы финансового контроля, органы финансовой полиции и др.) осуществляют финансовый контроль в целях проверки правильного использования медицинскими организациями средств, выделенных из государственного бюджета на оказание населению бесплатного объема медицинской помощи. Внутренний финансовый контроль осуществляется финансовыми работниками (бухгалтеры, финансовые менеджеры) и руководством (главный врач и другие руководящие лица) лечебного учреждения. Их контрольная функция связана с постоянным наблюдением за всеми финансовыми операциями, проведенными лечебно-профилактическим учреждением.

Если лечебно-профилактическое учреждение рассмотреть в качестве предприятия, свободно действующего в условиях рынка, то финансовые менеджеры рассматриваются как субъекты органов управления, осуществляющие финансовую деятельность этого предприятия. В этой связи к основным функциональным обязанностям финансовых менеджеров лечебных учреждений можно отнести следующие:

- организация финансовой деятельности лечебного учреждения;

- составление краткосрочных и долгосрочных финансовых планов лечебных организаций;

- управление основным и оборотным капиталом медицинских учреждений, организация его формирования и рационального использования;

- анализ финансового состояния и финансовых показателей учреждений здравоохранения;

- организация финансовых расчетов лечебных учреждений с потребителями медицинских услуг и другими субъектами рынка медицинских услуг;

- осуществление финансовых расчетов учреждений здравоохранения с финансово-кредитной системой (государственный бюджет, страховые компании, коммерческие банки, налоговые органы, пенсионные фонды, лизинговые компании и т.д.);

- проведение кредитной политики лечебного учреждения;

- проведение инвестиционной политики, направленной на привлечение дополнительного капитала (в т.ч. иностранного) в развитие деятельности лечебной организации;

- ведение бухгалтерского учета лечебного учреждения и организация работы с финансовой документацией;

- осуществление постоянного финансового контроля за финансовой деятельностью учреждения здравоохранения.

Осуществление вышеназванных функциональных обязанностей требует высокого профессионализма и квалификации со стороны финансового менеджера медицинской организации. Для этого финансовый менеджер должен знать основы финансового менеджмента, особенности бухгалтерского учета в лечебных организациях, вопросы налогообложения в сфере здравоохранения, экономику здравоохранения, особенности медицинского страхования и банковского дела, законодательства в области инвестиционной деятельности, бюджетного финансирования, государственного заказа и государственной закупки, таможенного дела и т.д.

Субъекты финансового менеджмента, т.е. финансовые менеджеры в целях воздействия на объекты управления используют финансовый механизм, действующий с помощью определенных элементов. Основу финансового механизма образуют финансовые рычаги. Финансовые рычаги, используемые в учреждениях здравоохранения можно подразделить на 2 группы:

1) финансовые рычаги, возникающие при первичном распределении. К ним относятся амортизационные отчисления, образующие изношенную часть стоимости основных средств лечебно-профилактических учреждений, доходы от оказания медицинских услуг различным категориям потребителей и т.д.

2) финансовые рычаги, возникающие при перераспределении финансовых ресурсов. К ним относятся налоги, процентные платежи, лизинговые платежи и т.д.

В целях воздействия на объекты финансового менеджмента через финансовый механизм финансовые менеджеры используют различные финансовые методы. К основным из них относятся финансовое планирование, финансирование (бюджетное финансирование, финансирование с помощью добровольного медицинского страхования и оказания платных медицинских услуг), кредитование, инвестирование, налогообложение и т.д.

Для осуществления любого вида финансовой деятельности управленческие функции финансовых менеджеров должны быть обеспечены нормативно-правовыми и информационными базами. Нормативно-правовую базу финансовой деятельности  организаций здравоохранения составляют законы и указы Президента Республики Казахстан, регулирующие деятельность сферы здравоохранения, приказы, положения, нормы и нормативы Министерства здравоохранения Казахстана. Информационную базу составляют информации финансово-экономического, правового и другого направлений.

Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что в условиях формирования многоукладной, рыночной сферы здравоохранения, в первую очередь необходимо совершенствовать систему финансирования сферы. Для этого следует развивать систему управления финансами, т.е. финансовый менеджмент как на государственном, так и на уровне отдельных лечебных учреждений.

В условиях рынка профессиональное управление финансовыми учреждениями здравоохранения может обеспечить:

- привлечение дополнительных источников финансирования лечебных учреждений;

- эффективное использование финансовых ресурсов лечебно-профилактических учреждений;

- развитие других видов (инвестиционный, финансовый) деятельности учреждений здравоохранения;

- развитие в сфере здравоохранения различных видов финансовых операций;

- становление лечебно-профилактических учреждений в качестве свободного участника рынка ценных бумаг и т.д.

Использованная литература

1. Доскеева Г.Ж. Финансовый менеджмент. Учебное пособие. – Алматы. -2002. –с.5-9

2. Мельников В.Д., Ильясов К.К. Финансы Учебное пособие. –Алматы. -2001 –с.62-65