Каталог статей |
Хуснуллова А.Р. Институциональное обеспечение формирования среднего класса в современных условияхФормирование российского среднего класса происходит на фоне фундаментальных институциональных сдвигов, поэтому проблему его становления следует рассматривать в контексте осуществляемых институциональных преобразований. В рамках современной экономической науки изучение институциональной природы экономических явлений характеризуется возрастающей комплексностью. Это обусловлено ростом взаимосвязанности и взаимозависимости всех уровней экономики и характером функционирования различных институтов, регулирующих их деятельность.В России еще недостаточно используются положения институциональной теории. Подобное положение дел неизбежно для переходного общества, в котором прежний институциональный каркас уже сломан, а новый еще не построен. Это означает, что не созданы институты, которые не существовали при социалистической системе в форме, адекватной рыночным отношениям: частная собственность, правовые институты, институты, определяющие ответственность за собственность других лиц, институты, структурирующие и делающие предсказуемым поведение партнеров по рыночным отношениям (контрактное право). Основным фактором, способным переломить ситуацию, является эффективное государство, выполняющее роль катализатора, инструмента, стимула и дополнения к частнопредпринимательской и индивидуальной деятельности. Без эффективного государства устойчивое экономическое и социальное развитие невозможно. Именно государство должно преобразовать слабую институциональную среду в сильную, но для этого оно должно само измениться. Изменения эти относятся к месту и роли государства в экономике, формам и методам воздействия на нее, государственной политике, проводимой руководством страны в экономической и социальной сферах; влиянию государства на институциональную основу общества и участие в ее формировании. Система экономических институтов, обуславливающих эффективность системы, включает в себя, помимо формального права, большое количество неформальных правил. Накопленный опыт реформ показывает, что поведение экономических субъектов формируется исходя из личных и групповых интересов, сложившихся порядков, национальных особенностей деловых отношений, адаптируясь к проводимой властными органами реформаторской деятельности и новой законодательно-нормативной базе. И далеко не всегда законодательные компоненты могут занять главенствующее место. Поэтому, рассматривая условия формирования институциональной среды в России, необходимо учитывать не только существующие социально-экономические и политические обстоятельства, но и предшествующий период проведения экономических реформ и их социально-экономические последствия. Модернизация российской экономики является ключевым условием обеспечения устойчивого развития нашей страны на обозримую перспективу. Это признается всеми ведущими социально-политическими силами российского общества. Вместе с тем в отношении путей обеспечения модернизации существуют весьма значимые расхождения, выражающиеся в разном отношении к возможным стратегиям социально-экономического развития РФ. Существенным моментом является невозможность перехода к модернизационному пути развития без осуществления целого ряда институциональных преобразований. Это не означает, что сначала должны быть произведены изменения в институтах, и только потом можно будет говорить о модернизации. Это означает, что успешные и эффективные, не связанные с чрезмерными и непродуктивными затратами, преобразования в экономике могут быть достигнуты только вместе с изменениями в институциональной структуре экономики и общества. Наиболее серьезными институциональными препятствиями росту функциональных групп российского среднего класса выступают: - совокупность правил, сложившихся в сфере образования, как общего, так и профессионального; - совокупность правил, сложившихся в сфере предпринимательства; - неразвитость институтов информационного общества. Взятые вместе, эти три группы правил обусловливают смещение предпочтений представителей среднего класса (образованной молодежи, выбирающей жизненную траекторию) в сторону тех групп внутри среднего класса, которые либо нейтральны по отношению к задачам модернизации российской экономики, либо дисфункциональны по отношению к ним, по крайней мере, с точки зрения реализации инновационной функции. Поскольку институциональные изменения не происходят сами по себе и связаны с действиями людей, вытекающими из их интересов, вопрос об осуществлении институциональных преобразований — это вопрос о тех социальных субъектах, которые предъявляют спрос на такие преобразования и способы быть их реальными действующими лицами. В современных экономиках роль действующих лиц в основном выполняет средний класс. Поэтому естественным представляется общественный интерес, проявляемый к российскому среднему классу.
|