Каталог статей |
Курганова Е. П. Внедрение механизмов процессно-ориентированного подхода в управлении государственной целевой программойВ основе процессов реализации социально-экономической политики правительства в Украине активно используется программно-целевой метод. Проблемы развития страны на государственном уровне решаются с помощью целевых комплексных программ (ЦКП), которые реализуются через соответствующие региональные программы. Центральным моментом данной методологии является ориентация на конкретные цели, исходя из которых, осуществляется выделение соответствующих финансовых и других видов ресурсов на их достижение[2, 3].Успешная реализация поставленных целей в таких условиях возможно за счет ЦКП на региональном уровне и организации эффективной системы управления, в которой были бы реализованы механизмы планирования и распределения ограниченных ресурсов, выделяемых на реализацию данных программ, контроля их получения и освоения, а также оценки эффективности их использования. Создание такой системы управления, которая бы обеспечивала достижение целей ЦКП и как следствие целей продекларированной общегосударственной политики, является задачей высокой важности. Основная цель такого рода систем – это обеспечение управления бюджетными ресурсами, поиск и принятие оптимальных решений в рамках процесса реализации процесса бюджетирования, а также предупреждение появления критических отклонений от конечных показателей[2]. Несмотря на наличие научных трудов, затрагивающих вопросы разработки систем управления экономическими объектами, приходится констатировать, что примеров их успешной реализации в направлении управления государственными ЦКП не существует. Многочисленный отечественный и зарубежный опыт внедрения и использования систем управления экономическими системами свидетельствует о существенном повышении эффективности их функционирования при условии существования отлаженной и оптимизированной организационной структуры системы управления, которая направлена на достижение конкретных результатов[1, 2]. Исследования существующих организационных схем реализации ЦКП показывает, что среди них наиболее распространенной является функциональная структура управления. На сегодняшний день можно утверждать, что данный подход управления экономической системой исчерпал свои возможности. Главным недостатком функциональной структуры управления является функциональная иерархия, при которой верхний уровень, руководство, обладает всей полнотой власти, а нижний уровень, исполнитель, лишен всякой власти и возможности принятия решений. При этом в иерархической структуре предполагается, что наиболее важным потребителем всего, что делается, является непосредственный начальник отдельного работника или рассматриваемой группы работников. В реальном процессе реализации государственной ЦКП наиболее важным потребителем должен быть один из тех, кто воспринимает результаты труда, – население Украины[2]. Процессная организация работ открывает перед менеджментом ЦКП «новые горизонты». Она позволяет применять новые методы, такие как сбалансированная система показателей, принципы командной работы по проектам, системы мотивации и лидерства, а также многие системы измерений процессов[4]. Для решения задачи процессно-ориентированной организации системы управления в рамках проведенного исследования был предложена процедура перевода модели функционирования государственной целевой программы к процессно-ориентированному виду, а также стыковки функционально-ориентированных подсистем с процессно-ориентированными подсистемами. В ходе исследования была синтезирована бизнес-модель управления экономической системой, которая представляет ЦКП как модель, которая описывает внутреннюю архитектуру системы, необходимую для достижения целей программы и преобразующую входы в выходы. А также предложена процедура построения процессно-ориентированной бизнес-модели управления государственной ЦКП из существующей функциональной, включающая в себя целый комплекс задач, которые необходимо решить руководству ЦКП для построения новой системы управления. В рамках предложенной модели была разработана обобщенная модель сквозного процесса функционирования государственной ЦКП, которая может быть положена в основу функционирования системы управления. Данная модель строилась исходя из выделения в рамках процесса реализации государственной ЦКП административного, основного и вспомогательного бизнес-процессов. Переход к процессно-ориентированной структуре управления ЦКП позволяет избежать перечисленных выше проблем, которые присущи функциональной структуре управления, так как процессы связывают фрагментированную деятельность последовательным, ориентированным на заказчика способом, преодолевая (разрушая) функциональные и географические барьеры. «Жесткое» внедрение процессно-ориентированного подхода в управлении ЦКП решает проблему неэффективного взаимодействия рассредоточенных территориально центров ответственности различной функциональной подчиненности, фокус с иерархии смещается на потребителя результатов ЦКП посредством организации деятельности функциональных центров ответственности с ориентацией на конечный результат и удовлетворение требований потребителей. Таким образом, процессная структура дает государственной ЦКП улучшенную координацию деятельности персонала в рамках процесса, снижение затрат на выполнение операций и концентрацию на основных видах компетентности[4]. На основании проведенного анализа можно сказать, что система управления государственной целевой программой должна формироваться и совершенствоваться с учетом перечисленных выше требований, что является необходимым условием повышения действенности и эффективности управления ее реализацией. Она должна объединять все аспекты деятельности в рамках ЦКП, а не отдельные функциональные. Внедрение описанных рекомендаций по организации системы управления государственной целевой программой на основании процессного подхода приводит к сокращению издержек, снижению рисков и увеличению эффективности управления ЦКП. При процессном подходе сотрудники мотивированы точно исполнять процессы, так как несут ответственность за то, чтобы процесс вовремя перешел с этапа на этап. Появляется возможность собирать статистику об исполнении регламентов процессов. А анализ статистики позволяет выявить источники сокращения издержек и времени на исполнение процессов. Сокращается время принятия управленческих решений и возрастает эффективность реализации государственной ЦКП при снижении затрат, что актуально при нехватке их финансирования. Литература: 1. Ареф’єва О.В. Властивості економічних систем в контексті безпеки їх функціонування й розвитку / О.В.Ареф’єва, О.С.Шніпко // Формування ринкових відносин в Україні. – 2006. – №7. – С.17-22. 2. Геєць В.М., Александрова В.П., Амоша О.І. Державні цільові програми та упорядкування програмного процесу в бюджетній сфері / За редакцією акад. НАН Украйни В.М.Гейця. - К.: НАУ, ІЕП НАН України, 2008. -383 с. 3. Європейський вибір. Концептуальні засади стратегії економічного та соціального розвитку України на 2002–2011 роки. Послання Президента України до Верховної Ради України. – К.: Інформаційно-видавничий центр Держкомстату України, 2002. – 414 с. 4. Кононенко П.И. Стратегическое программно-целевое управление производственно-хозяйственной системой. Обобщение и практические рекомендации. / Под редакцией В.А. Трайнева. – М.: Издательская корпорация “Дашков и К”, 2003. – 272 с. |