Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||
Рустамов О.М. Анализ тенденций, приоритетов и проблем развития сферы телекоммуникаций АзербайджанаРазвитию телекоммуникаций в Азербайджане уделяется приоритетное внимание. В конце 2005 года была утверждена, согласно решению президента Азербайджана Ильхама Алиева, «Государственная Программа по развитию связи и информационных технологий в Азербайджанской Республике на 2005-2008 годы» [1]. Программа ставит своей целью устранить имеющееся отставание в развитии связи в стране и сделать телекоммуникации и информационные технологии в Азербайджанской экономике самым развитым сектором после нефтяной сферы [2].В данном докладе автор представляет результаты выполненного исследования хода выполнения Государственной Программы. Исследование проведено путем анализа основных показателей, которые характеризуют работу телекоммуникаций за период 2003-2008 гг., опубликованных Госкомстатом республики [3]. В начале исследуемого периода наблюдалось существенное отставание в развитии телекоммуникаций Азербайджана. Количество линий фиксированной связи на 100 жителей в Азербайджане было равно 11, тогда как в среднем в мире этот показатель был равен 18, в среднем в развивающихся странах – 12, в Украине – 22. Количество мобильных телефонов на 100 жителей было равно 13, а в среднем в мире этот показатель был равен 23, в среднем в развивающихся странах – 14, в Украине – 10. Уровень развития телекоммуникаций был ниже, чем в среднем в развивающихся государствах и значительно ниже, чем в среднем в мире. Для ликвидации отставания в сфере телекоммуникаций в рамках программы была запланировано и реализовано: демонополизация предприятий телекоммуникаций, ускоренное развитие негосударственного сектора, предприятия которого в 2008 году предоставили населению и экономике более 80% объема услуг связи; повышение инвестиционной привлекательности сферы связи, что привело к ежегодному росту инвестиций в среднем на 30-40%, из них до 80% было направлено в негосударственный сектор; создание условий для независимой и свободной конкуренции на рынке связи и информационных технологий. Реализация Программы позволила обеспечить ежегодный рост доходов предприятий телекоммуникаций на 20-30% и, в основном, существенно уменьшить имеющееся отставание. В 2008 году количество линий фиксированной связи на 100 жителей в Азербайджане возросло до 15, сравнявшись по величине с аналогичным показателем для категории «в среднем в развивающихся странах»; количество мобильных телефонов на 100 жителей возросло до 75, превысив по величине аналогичный показатель как для категории «в среднем в развивающихся странах»; так и для категории «в среднем в мире». Уровень развития телекоммуникаций значительно приблизился к уровню, который соответствует категории «среднем в мире». Наиболее эффективно развивалась мобильная связь, где работают только негосударственные предприятия. Пока слабо развит сегмент, где работают предприятия, которые предоставляют услуги доступа к сети Интернет. Особое внимание было уделено развитию конкурентной среды на рынке телекоммуникационных услуг. Для исследования динамики развития конкурентной среды автором был разработан методический подход и выполнен, конкурентный анализ сферы телекоммуникации. Оценка и стабильность уровня конкуренции на рынке телекоммуникационных услуг Азербайджана было выполнена по методике Брюса Хендерсона (Bruce Henderson), основателя Boston Consulting Group, одной из крупнейших консалтинговых компаний мира, существующей с 1963 года, с годовым оборотом более миллиарда долларов, согласно «Правилу трех и четырех» [4]. Согласно этому правилу «на стабильном конкурентном рынке никогда не бывает больше трех значимых игроков, самый крупный из которых имеет долю, превышающую долю наименьшего игрока не более чем в четыре раза». В процессе конкурентного анализа была выполнена сегментация рынка телекоммуникационных ус луг Азербайджана, результаты которой приведены в табл. 1 Таблица 1 Динамика конкурентной среды на рынке телекоммуникационных услуг Азербайджана
Конкурентная среда на рынке телекоммуникационных услуг Азербайджана сформировалась в 2005 году: на рынке три значимых игрока (Azercell, Aztelekom и Bakcell); самый крупный из них оператор Azercell имеет долю, которая превышает долю наименьшего оператора Aztelekom в 3,33 раза в 2005 году и в 3,92 раза в 2007 году (менее чем в 4 раза). Таким образом, анализ тенденций, приоритетов и проблем развития сферы телекоммуникаций Азербайджана позволяет сделать следующие выводы. 1. Основными тенденциями развития телекоммуникаций Азербайджана являются: быстрый рост доходов предприятий телекоммуникаций, рост основных показателей, которые характеризуют состояние телекоммуникаций, развитие конкурентной среды. 2. Приоритетами развития телекоммуникаций Азербайджана выбрано: опережающее развитие мобильной связи, развитие негосударственного сектора, снижение уровня государственного регулирования рынка телекоммуникационных услуг. 3. Основными проблемами развития телекоммуникаций Азербайджана являются: низкий уровень развития сети Интернет, устаревшее оборудование сферы фиксированной телефонии. 4. Государственная Программа по развитию связи и информационных технологий в Азербайджанской Республике на 2005-2008 годы сферой телекоммуникации выполнена.
Литература:
| ||||||||||||||||||||||||||||||