Каталог статей

Ольховик И.В.

Развитие национальных систем образования

Пока из 157 стран – участниц ВТО лишь около сорока правительств приняли на себя обязательства по либерализации международного рынка образовательных услуг. Либерализация в сфере торговли услугами рассматривается как процесс предоставления иностранным поставщикам услуг в большей или меньшей степени тех же условий, что и национальным поставщикам. В настоящее время в процессе обсуждения ВТО находятся вопросы, связанные с разработкой ведущих принципов и нормативных положений, инициирующих свободную международную торговлю в высшем образовании. В итоге правительства большинства стран, желая уменьшить бюджетную нагрузку, а также следуя рекомендациям Всемирного банка и ВТО в финансировании высшего образования, с середины 90-х годов продолжают сокращать ассигнования на эту сферу.

Противники указанной позиции – Ассоциация европейских университетов (КРЕ), Ассоциация университетов Азиатского и Тихоокеанского регионов (АУ АТР) и ряд других неправительственных организаций считают, что если высшее образование подчинить жестким рыночным предписаниям ВТО, то идея служения благу общества отойдет на второй план, и университеты вынуждены будут подчиняться всем нормам рынка в соответствии с международными соглашениями. Сторонники данной точки зрения аргументируют свою позицию тем, что коммерциализация сделает высшее образование недоступным для малообеспеченной части населения, и необходимо сначала разработать жизнеспособную и эффективную схему студенческих займов. В конечном счете, по их мнению, государственные расходы в будущем возвращаются в казну в виде налогов при использовании прогрессивной шкалы налогообложения, так как заработки у вузовских выпускников значительно выше, чем у лиц без высшего образования.

Следует пояснить, что ускоренное развитие национальных систем высшего образования в большинстве технологически развитых стран обеспечивалось, прежде всего, за счет существенного увеличения государственного финансирования, которое за период с 1960 по 1993 годы в различных странах увеличилось в 2–8 раз. Так, в этот период доля государственных расходов на высшее образование от валового внутреннего продукта (ВВП) возросла в Германии – с 0,51 до 1,09%, Дании – с 0,35 до 2,12%, Финляндии – с 0,3 до 2,4%, Франции – с 0,28 до 0,8%. Высшее образование стало одной из самых дорогих социальных услуг, финансируемых государством [1].

Во всех странах рынок образовательных услуг является регулируемым, что является основой конкурентоспособности национальных образовательных систем стран – лидеров мировой экономики, где государство использует различные методы воздействия на рынок – от прямого административного вмешательства и финансовых рычагов до косвенного регулирования через налоги, льготы, государственные заказы. Причем степень влияния государства на данный рынок в разных странах различна, но в целом очень и очень высока. Так, в среднем по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) сегодня доля частного финансирования составляет 28% и государственного – 72%. Причину, согласно которой государство даже в странах с развитой рыночной экономикой предпочитает не доверяться рыночной стихии и активно регулирует деятельность системы высшего образования, весьма точно выразил профессор экономики Калифорнийского университета (США) П. Баумэнн, считающий, что: «Университет не может проводить поиски истины, если мотив извлечения прибыли становится для него доминирующим. Ничего плохого в том, чтобы делать деньги нет, но университет для этого – не место» [2, c. 39]. Таким образом, основным плательщиком на национальных рынках образовательных услуг, несмотря на приверженность рыночным принципам развития анализируемых стран, по-прежнему является государство.

В конечном счете, в сложившейся противоречивой ситуации в сфере высшего образования, когда участие в конкурентной борьбе на международном рынке образовательных услуг объективно требует коммерциализации и либерализации функционирования национальных систем образования, практически все страны начали искать новые методы смешанного финансирования высшего образования и стимулирования инновационной деятельности в вузах. Главная задача поиска оптимального соотношения государственного и частного финансирования состояла не только в том, чтобы государство своим вмешательством могло выправлять возникающие недостатки рынка образовательных услуг, но и сохранило доступность массового высшего образования. В конечном счете, в ответ на изменение политики правительств в отношении проблем финансирования высшей школы вузовский сектор начал активно искать и формировать новые источники и формы финансирования (стимулирования) образовательной и исследовательской деятельности, занялся поиском своего места в складывающейся системе новых рыночных отношений.

Немаловажным обстоятельством является и тот факт, что открытость образования для иностранных студентов может и должна стать весомой статьей дохода как для вуза, так и для государства в целом.

Литература:

1. Global education digest 2011: Comparing education statistics across the world / UNESCO Institute for Statistics. Montreal: 2011. 308 p.

2. Молчанов Н.Н. Инновационный процесс: организация и маркетинг: монография. СПб: СПбГУ, 1995. 144 с.