Каталог статей |
Шагиева Д.Т., Умарова Н,С. Методы и принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельностиВ процессе реализации современной политики регулирования внешнеторгового обмена проявляется объективная потребность облегчении международного общения при повышении степени интернационализации производства и капитала. Эта тенденция в области международных экономических отношений выражается, в частности, в ослаблении ограничений внешнеторгового обмена, в стремлении к устранению препятствий на его пути. Такому курсу соответствует политика либерализации торговли и всестороннего развития интеграционных внешнеторговых связей между государствами.Внешнеторговая деятельность - это предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами информацией, результатами интеллектуальной творческой деятельности. Внешнеторговая деятельность отличается от других видов деятельности следующими признаками: 1) это вид предпринимательской деятельности,2) осуществляется в сфере международного обмена товарами, работами, услугами и др. 3) происходит вывоз объекта соответствующей сделки за пределы таможенной территории. В качестве правовых форм внешнеэкономической деятельности частных лиц выступают внешнеэкономические договоры. Государственное регулирование занимает «верхний ярус» в модели современного механизма рынка. Основной предпосылкой становления этого процесса послужила высокая степень зрелости индустриальной рыночной системы в странах Запада и необходимость ее регламентации с целью устранения монополизма, поскольку монополия кроме упорядоченности несет в себе консервативную, антисоциальную направленность, исключающую конкуренцию. Государственное регулирование в международной практике имело место и до первой мировой войны, в период, когда конкурентоспособность национального капитала на мировом рынке обеспечивалась через налоговые льготы посредством мер внешнеторговой политики. Также отмечается эпизодический характер государственного вмешательства в сферу экономики по поводу регулирования потреблении сырья и продовольствия и введения трудовой повинности во время войны. Качественно новый этап в развитии механизма государственного регулирования в западных странах обозначился после второй мировой войны. В современной практике известно множество способов государственного регулирования: 1) долгосрочное прогнозирование; 2) среднесрочное индикативное планирование; 3) краткосрочное оперативное планирование. Данные способы обеспечиваются с помощью экономических инструментов, мер кредитного и фискального характера, административных и организационно-правовых форм, демонополизации рыночной конкуренции. Долгосрочное государственное регулирование обеспечивается пути прогнозирования, экономики и преследует главным образом цели формирования стратегии и приоритетов в развитии национальных отраслей, способных обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции и вписаться в мировой рынок; интенсификации экономического роста; структурной перестройки и модернизации национального хозяйства; решении социальных проблем. Среднесрочное государственное регулирование реализуется через индикативное планирование, направленное на координирование позиций государства и частного сектора. В его рамках правительство, определяя цели по приоритетным отраслям, намечает на каждые 3—5 лет необходимые объемы промышленной продукции, размеры капиталовложений и желаемые темпы роста. Краткосрочное государственное регулирование имеет гибкий оперативный характер. Это меры государства, направленные на преодоление кризисов, инфляции, а также на защиту интересов внутреннего Рынка и национальных товаропроизводителей. Основными инструментами краткосрочного регулирования служат налоги, цены, а также Квоты, лицензии и тарифы. Наряду с экономическими методами международной практике известно также прямое административное вмешательство в экономику в рамках краткосрочного регулирования, основанное на нормативных актах правительства или управленческих решениях (исключающее отношения эквивалентности). Помимо этого в отдельно взятых странах (с переходной экономикой) имеет место регулирование, основанное на командно-админисративной- распределительной системе хозяйствования. В основе его- использование контрольных цифр и заданий, госзаказов, лимитирование кредитов и депозитов, система государственного кредитования, том числе в иностранной валюте, использование льгот и фиксированных цен на сырье и продовольствие. Правомерность действий вытекая из административных указов, решений и постановлений. Таким образом, правовое регулирование внешнеторговой деятельности охватывает международное публичное право, международное частное право и внутреннее законодательство отдельного государства
Литература: 1. Закон о регулировании торговой деятельности от 12.04. 2007 г. № 544 -11 2. Амирханова И.В. Гражданско – правовое обеспечение развития предпринимательства в РК – Алматы :Каз ГУ ,2009. 3. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. М.Проспект,2010. 4. Мороз С.П. Предпринимательское право Бастау. Алматы, 2010. |