Каталог статей

Шагиева Д.Т., Умарова Н,С.

Методы и принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности

В процессе реализации современной политики регулирования внешнеторгового обмена проявляется объективная потребность облегчении международного общения при повышении степени ин­тернационализации производства и капитала. Эта тенденция в об­ласти международных экономических отношений выражается, в ча­стности, в ослаблении ограничений внешнеторгового обмена, в стремлении к устранению препятствий на его пути. Такому курсу соответствует политика либерализации торговли и всестороннего развития интеграционных внешнеторговых связей между государ­ствами.

Внешнеторговая  деятельность - это предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами информацией, результатами интеллектуальной творческой деятельности.

          Внешнеторговая деятельность отличается от других видов деятельности следующими признаками:  1) это вид предпринимательской деятельности,2) осуществляется в сфере международного обмена товарами, работами, услугами и др. 3)  происходит вывоз объекта  соответствующей сделки за пределы таможенной территории.

          В качестве правовых форм внешнеэкономической деятельности частных лиц выступают внешнеэкономические договоры.   

Государственное регулирование занимает «верхний ярус» в моде­ли современного механизма рынка. Основной предпосылкой становле­ния этого процесса послужила высокая степень зрелости индустриаль­ной рыночной системы в странах Запада и необходимость ее регламен­тации с целью устранения монополизма, поскольку монополия кроме упорядоченности несет в себе консервативную, антисоциальную на­правленность, исключающую конкуренцию.

Государственное регулирование в международной практике имело место и до первой мировой войны, в период, когда конкурентоспо­собность национального капитала на мировом рынке обеспечивалась через налоговые льготы посредством мер внешнеторговой политики.

Также отмечается эпизодический характер государственного вмеша­тельства в сферу экономики по поводу регулирования потреблении сырья и продовольствия и введения трудовой повинности во время войны. Качественно новый этап в развитии механизма государственно­го регулирования в западных странах обозначился после второй мировой войны.       

В современной практике известно множество способов государственного регулирования:

1) долгосрочное прогнозирование;

2) среднесрочное индикативное планирование;

3) краткосрочное оперативное планирование.

Данные способы обеспечиваются с помощью экономических инструментов, мер кредитного и фискального характера, административных и организационно-правовых форм, демонополизации рыночной  конкуренции.

Долгосрочное государственное регулирование обеспечивается пути прогнозирования, экономики и преследует главным образом цели формирования стратегии и приоритетов в развитии национальных отраслей, способных обес­печить выпуск конкурентоспособной продукции и вписаться в мировой рынок; интенсификации экономического роста; структурной перестройки и модернизации национального хозяйства; решении социальных проблем.

Среднесрочное государственное регулирование реализуется через ин­дикативное планирование, направленное на координирование пози­ций государства и частного сектора. В его рамках правительство, опре­деляя цели по приоритетным отраслям, намечает на каждые 3—5 лет необходимые объемы промышленной продукции, размеры капитало­вложений и желаемые темпы роста.

Краткосрочное государственное регулирование имеет гибкий опе­ративный характер. Это меры государства, направленные на преодоле­ние кризисов, инфляции, а также на защиту интересов внутреннего Рынка и национальных товаропроизводителей. Основными инструмен­тами краткосрочного регулирования служат налоги, цены, а также Квоты, лицензии и тарифы.

Наряду с экономическими методами международной практике известно также прямое административное вмешательство в экономи­ку в рамках краткосрочного регулирования, основанное на нормативных актах правительства или управленческих решениях (исключающее отношения эквивалентности).

Помимо этого в отдельно взятых странах (с переходной экономи­кой) имеет место регулирование, основанное на командно-админисративной- распределительной системе хозяйствования. В основе его- использование контрольных цифр и заданий, госзаказов, лимитирование кредитов и депозитов, система государственного кредитования, том числе в иностранной валюте, использование льгот и фиксирован­ных цен на сырье и продовольствие. Правомерность действий вытекая из административных указов, решений и постановлений.

Таким образом, правовое регулирование  внешнеторговой деятельности охватывает международное публичное право, международное  частное  право и внутреннее законодательство отдельного государства

Литература:

1. Закон  о регулировании торговой деятельности  от 12.04. 2007 г. № 544 -11

2. Амирханова  И.В. Гражданско – правовое обеспечение развития предпринимательства в РК – Алматы :Каз ГУ ,2009.

3. Белых В.С.  Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. М.Проспект,2010.

4. Мороз С.П. Предпринимательское право  Бастау. Алматы, 2010.