Каталог статей

Жураховский С. Н.

Некоторые особенности образовательной услуги как экономического продукта

Развитие мировой экономической системы наглядно проиллюстрировало, что не существует универсальных моделей глобального роста, мировой экономике присущ динамизм, значительная степень неопределенности, которые требуют от субъектов национальных экономик постоянного совершенствования, приспособления к изменяющимся рыночным условиям.

Одним из факторов, стимулирующих активное развитие национальной экономики, повышение ее сравнительной конкурентоспособности в глобальном экономическом пространстве, является сфера образования. При этом следует различать количественные и качественные характеристики образовательного процесса. Наиболее эффективной будет являться та экономическая система, в которой образовательные процессы сопряжены с процессами экономическими, где они взаимодействуют, повышая тем самым именно качественный уровень образования. В этой связи в настоящее время особенную актуальность приобретают вопросы, связанные с анализом содержания образовательного процесса, в частности, его основополагающей составляющей – образовательной услуги.

Как утверждают такие исследователи указанной проблемы, как В. П. Щетинин, Н. А. Хроменков и Б. Г. Рябушкин, образовательные услуги представляют собой «систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства»[1]. В отношении такого определения возникает ряд существенных замечаний. В частности, они касаются источников такой «образовательной информации». В современном мире человек черпает информацию из различных источник, как реальных – книги, учебники, так и из виртуальных – среда Интернет. Несмотря на это отнюдь не любой процесс получения интересующей информации можно назвать образовательным процессом, а получаемые знания – образовательной услугой. Чаще всего знания, навыки и умения, которые можно отнести к категории образовательных услуг носят специфический, узкоспециализированный характер. Это могут быть услуги по повышению существующей квалификации, по изучению иностранных языков, однако их содержание всегда имеет определенные рамки, связанные с особенностями специализации, принятыми в конкретной стране. Так, например, сложно назвать образовательными услуги по обучению людей танцам или игре на музыкальных инструментах, если в дальнейшем навыки, которые человек приобретает потребляя такие услуги, будут документально зафиксированы в соответствии с принятыми в стране или регионе стандартами. 

Структурные сдвиги в национальной экономике, обусловленные ее переходом на рыночные рельсы, возбудили интерес экономистов к рынку услуг, самому феномену услуг, в том числе образовательных, которые «выражаются в обучении потенциальных (будущих) и нынешних работников» [2].

В ряде работ в качестве специфических особенностей образовательных услуг отмечаются такие, как неотделимость от педагога, принадлежность к общественным благам. Для этого, по нашему мнению, нет достаточных оснований. Опредмеченная форма образовательной услуги, как было показано, естественно отделяется от педагога. Преобразованная социально-психологическая структура обучаемого — его неотъемлемая составляющая. Образование, и это подтверждается его платностью, — не общественное благо. В качестве заслуживающей упоминания особенности образовательных услуг является специфичность связи с правом собственности. В процессе обучения может постигаться и усваиваться чужая интеллектуальная собственность. Однако при этом не предполагается перехода к обучаемому каких-либо прав на нее. Другими словами, передача (получение) знаний не сопровождается передачей собственности на них, так как знание — действительно, общественное благо. Правда, вследствие образования могут возникать другие права, например потенциальное, на занятие определенной должности. Во всяком случае результаты (следствия) услуги, в какой бы форме они не проявлялись, принадлежат обучаемому.

Известные трудности в определении существа образовательной услуги обусловлены недостаточным осознанием педагогической наукой и практикой предмета образовательного труда, т.е. того аспекта обучаемого (как объекта этого труда), на которого направлено образовательное воздействие. Таким предметом является исходная социально-психологическая структура личности обучаемого, выражающаяся определенной совокупностью (набором) знаний, умений, навыков, предпочтений, интересов, мотивов, ценностных установок и т.д. Эта исходная структура вследствие успешного образовательного (информационного) воздействия чаще всего изменяется сообразно образовательным целям. Обучаемый в результате произведенных структурных изменений обладает новыми, ранее отсутствовавшими свойствами.

Таким образом, новая, целесообразно измененная образованием социально-психологическая структура личности и является продуктом образовательного труда.

Литература:

1. Рябушкин, Б. Г. Экономика образования: Учеб. пособ. / Б. Г. Рябушкин, Н. А. Хроменков, В. П. Щетинин. – М.: Рос. пед. агент., 1998. – С. 35.

2. Щетинин, В. П. Экономика образования: Учеб. пособ. / В. П. Щетинин, Н. А. Хроменков, Б. Г. Рябушкин. – М.: Рос. пед. агент., 1998. – С. 35.