Каталог статей | |||||||||||||||||||||||||||
Шаекина Ж.М., Тлеубердинова А.Т. Маркетинговый анализ туристского спроса потребителей Карагандинского регионаПотребители туристских услуг весьма разнообразны. Различные категории туристов отличаются целью поездки, своими требованиями к туристским услугам, а также ценой, которцю они готовы заплатить. Каждому типу туристов соответствует определенный тип туристского рынка. Производители туристских услуг ориентируются на определенный тип отдыхв.щих. Их потребности они должны знатьхорошо, а удовлетворение этих потребностей должно приносить наибольший доход. На туритский спрос могут влиять различные факторы. В результате опроса мнения производителей туриских услуг Карагандинской области были выявлены следущие из них: возраст, социальные, психолого-поведенческие факторы.Возраст туриста определяет долю сегмента спроса и основные требования тех или иных возрастных групп у туристским услугам. Например, по возрастному признаку сегодня актуальной целевой группой спроса является несемейная молодежь до 35 лет, которая характеризуется высоким уровнем образования, выраженным стремлением к успеху, материальной обеспеченностью, нежеланием связывать себя семейными узами и заботами. По возрастной структуре наиболее часто обращающихся туристов распределение выглядит следующим образом · До 18 лет – 4 %; · 18 – 25 лет – 11 %; · 26 – 35 лет – 38 %; · 36 –55 лет – 43 %; · 56 – 65 лет – 4 %; · более 65 лет – 0 %. Опрос показал, что наиболее часто обращаются категория потребителей 26-55 лет. Наименее часто – потребители пенсионного возраста и дети. Как правило, пожилые и люди и дети редко путешествуют из-за различных трудностей, сопровождающих человека в пути и непригодности некоторых мест для данной категории населения. Определенное влияние на спрос туристских услуг оказывают социальные факторы. Для туризма представляют важность следующие параметры: условия жизни и труда, уровень образования, наличие свободного времени. Принадлежность к той или иной социальной группе во многом определяент основные параметры потребительского поведения. Человек с высоким статусом стремится соответствовать сложившимся в данной статусной группе стереотипам – в поведении, формах и местах отдыха и т.д. Как было замечено из исследования, по социальной группе наиболее часто обращающихся туристов распределение выглядит следующим образом: · Предприниматель – 32 %; · Служащий – 24 %; · Работник сферы бизнеса – 21 %; · Госслужащий – 9%; · Работник финансовой сферы – 7 %; · Рабочий – 5 %; · Пенсионеры – 2 % · Сельский работник – 0%; · Домохозяйка – 0 %; · Не работающие – 0 %
Таким образом, наиболее часто обращаются в турфирмы предприниматели, служащие, работники сферы бизнеса. Наименее часто – сельские работники, домохозяйки и неработающие. Очевидно, что туристским спросом становится потребность, на удовлетворение которой имеются средства. Уровень образования мотивирует обращение к услугам, имеющим компонент познания и изучения. Количество свободного времени, которым располагают субъекты туризма, соответственно влияет на выбор туристских услуг. Психологическая сегментация рынка осуществляется на основе вычленения и группировки ведущих мотивов потребления туристской услуги. Распределение туристов по видам мотивов путешествий выглядит следующим образом: · Познавательный – 40 %; · Шоп – тур – 33 %; · Лечебный – 19 %; · Спортивный – 2 %; · Экстремальный – 2 %; · Паломнический – 2 %; · Ностальгический – 2 %. Т.о. клиенты, в основном, интересуются познавательным туризмом, шоп – турами и лечебным туризмом.
РИСУНОК 3
Из данных проведенного анкетного опроса были определелены предпочтения респондентов по возрастным категориям.
Анализ спроса по совокупности факторов позволяет дать экономический прогноз туристского рынка в целом и обосноватьперспективность того или иного его сегмента. Фирме важно определить, кто может стать конкурентом на выбранном сегменте в будущем, каковы его сильные и слабые стороны, имеет ли предприятие преимущества в конкурентной борьбе. Необходимо также решить, на каких направлениях следует сосредоточить усилия, развить свои сильные стороны и устранить недостатки и т.д. Окончательное решение о выборе того или иного сегмента принимается на основе всесторонней оценки того, насколько такое решение соответствует перечисленным выше требованиям.
Литература: 1. Скобкин С.С. Менеджмент в туризме: М.: Магистр, 2007. – 447 с. 2. Запесоцкий А.С. Стратегический маркетинг в туризме: теория и практика. – СПб.: СПбГУП, 2003. – 352 с. 3. Власова Т.И. Профессиональное и деловое общение в сыере туризма: М.: «Академия», 2008 . – 256 с. | |||||||||||||||||||||||||||