Каталог статей

Шаекина Ж.М., Тлеубердинова А.Т.

Маркетинговый анализ туристского спроса потребителей Карагандинского региона

Потребители туристских услуг весьма разнообразны. Различные категории туристов отличаются целью поездки, своими требованиями к туристским услугам, а также ценой, которцю они готовы заплатить. Каждому типу туристов соответствует определенный тип туристского рынка. Производители туристских услуг ориентируются на определенный тип отдыхв.щих. Их потребности они должны знатьхорошо, а удовлетворение этих потребностей должно приносить наибольший доход. На туритский спрос могут влиять различные факторы. В результате опроса мнения производителей туриских услуг Карагандинской области были выявлены следущие из них: возраст, социальные, психолого-поведенческие факторы.

Возраст туриста определяет долю сегмента спроса и основные требования тех или иных возрастных групп у туристским услугам. Например, по возрастному признаку сегодня актуальной целевой группой спроса является несемейная молодежь до 35 лет, которая характеризуется высоким уровнем образования, выраженным стремлением к успеху, материальной обеспеченностью, нежеланием связывать себя семейными узами и заботами.

По возрастной структуре наиболее часто обращающихся туристов распределение выглядит  следующим образом

· До 18 лет – 4 %;

· 18 – 25 лет – 11 %;

· 26 – 35 лет – 38 %;

· 36 –55 лет – 43 %;

·

56 – 65 лет – 4 %;

· более 65 лет – 0 %.

Опрос показал, что наиболее часто обращаются категория потребителей  26-55 лет. Наименее часто – потребители пенсионного возраста и дети. Как правило, пожилые и люди и дети редко путешествуют из-за различных трудностей, сопровождающих человека в пути и непригодности некоторых мест для данной категории населения.

Определенное влияние на спрос туристских услуг оказывают социальные факторы. Для туризма представляют важность следующие параметры: условия жизни и труда, уровень образования, наличие свободного времени.

Принадлежность к той или иной социальной группе во многом определяент основные параметры потребительского поведения. Человек с высоким статусом стремится соответствовать сложившимся в данной статусной группе стереотипам – в поведении, формах и местах отдыха и т.д. Как было замечено из исследования, по социальной группе наиболее часто обращающихся туристов распределение выглядит следующим образом:

· Предприниматель – 32 %;

· Служащий – 24 %;                

· Работник сферы бизнеса – 21 %;

· Госслужащий – 9%;

· Работник финансовой сферы – 7 %;

· Рабочий – 5 %;

· Пенсионеры – 2 %

· Сельский работник – 0%;

· Домохозяйка – 0 %;

· Не работающие – 0 %


Таким образом, наиболее часто обращаются в турфирмы предприниматели, служащие, работники сферы бизнеса. Наименее часто – сельские работники, домохозяйки и неработающие.

Очевидно, что туристским спросом становится потребность, на удовлетворение которой имеются средства. Уровень образования мотивирует обращение к услугам, имеющим компонент познания и изучения. Количество свободного времени, которым располагают субъекты туризма, соответственно влияет на выбор туристских услуг.

Психологическая сегментация рынка осуществляется на основе вычленения и группировки ведущих  мотивов потребления туристской услуги.

Распределение туристов по видам мотивов путешествий выглядит следующим образом:

· Познавательный – 40 %;

· Шоп – тур – 33 %;

· Лечебный – 19 %;

· Спортивный – 2 %;

· Экстремальный – 2 %;

· Паломнический – 2 %;

· Ностальгический – 2 %.

Т.о. клиенты, в основном, интересуются познавательным туризмом, шоп – турами и лечебным туризмом.



РИСУНОК 3

Из данных проведенного анкетного опроса были определелены предпочтения респондентов по возрастным категориям.

Возрастная

 категория

Характеристика

1

До 18 лет

Преимущественно не работающие со средним семейным доходом на человека 28500 тенге, любят путешествовать, причем наиболее популярная цель путешествия для данной возрастной группы это отдых в дальнем зарубежье. Данная возрастная категория отдает предпочтение познавательному и экстремальному туризму, выбирая в качестве мест отдых – горные районы и морские путешествия.

Желаемая частота путешествий – 1 раз в полгода, реальная – 1 раз в год.

Основным сдерживающим фактором путешествий является стоимость путевок.

В качестве недостатков отечественного турбизнеса отмечают высокие цены путевок и низкий уровень обслуживания. В то же время данная возрастная группа готова расходовать на путешествия внутри страны в среднем на 63750 тенге, а на выездной туризм – 1500 долларов.

2

18-25 лет

Преимущественно предприниматели и не работающие. Средний доход семьи на человека – 30085 тенге. Как правило, любят путешествовать, основной целью путешествия является отдых. Фактор, побуждающий к путешествиям  - увидеть новые места. Предпочтения отдаются познавательному отдыху в дальнем зарубежье и по Казахстану. Привлекательными местами отдыха считают морские курорты, места с нетронутой природой, крупные города.

Желаемая частота путешествий – 1 раз в полгода, реальная – 1 раз в год.

В качестве наиболее сдерживающего фактора путешествий отмечают высокую стоимость путевок.  

В качестве недостатков отечественного турбизнеса отмечают высокие цены путевок и низкий уровень обслуживания.

Готовы тратить на внутренний туризм 53453 тенге, на выездной – 1800 долларов.

3

26-35 лет

Преимущественно работники сферы бизнеса и предприниматели со средним семейным доходом на человека – 44308 тенге. Любят отдыхать с целями - сменить обстановку, увидеть новое преимущественно в дальнем зарубежье. Предпочитают познавательный туризм, морские курорты.

Желаемая частота путешествий – 1 раз в полгода, и в год, реальная – 1 раз в год.

В качестве наиболее сдерживающего фактора путешествий отмечают нехватку времени.  

Основным недостатком отечественного турбизнеса считают низкий уровень сервиса.

Готовы тратить на отдых внутри страны 62532 тенге, выездной туризм – 1808 долларов.

4

36-55 лет

Преимущественно предприниматели и служащие с доходом на человека – 37423 тенге. Предпочитают отдых, чтобы сменить обстановку, увидеть новое. Любят отдыхать в дальнем зарубежье, в Казахстане, СНГ. Вид предпочитаемого туризма – познавательный и лечебный. Наиболее привлекательные места отдыха морские курорты, историко-культурные места.

Желаемая частота путешествий – 1 раз в полгода, реальная – 1 раз в год.

Сдерживающим фактором отмечают   нехватку времени и высокую стоимость путевок.  

В качестве недостатков отечественного турбизнеса отмечают высокие цены путевок и низкий уровень обслуживания.

Готовы тратить на внутренний туризм 65420 тенге, на выездной – 1987 долларов.

5

56-65 лет

Служащие, предприниматели, работники финансовой сферы, пенсионеры. Средний доход семьи на человека составляет 21897 тенге. Основная цель путешествий – отдых, с целью сменить обстановку, а также лечение. Предпочитают отдыхать по Казахстану и СНГ. Наиболее привлекательные места отдыха - места с нетронутой природой историко-культурные.

Желаемая частота путешествий – 1 раз в год, реальная – 1 раз в год, в 2 года.

Сдерживающими факторами путешествий является высокая стоимость путевок, плохое самочувствие.

В качестве недостатков отечественного турбизнеса отмечают высокие цены путевок и низкий уровень обслуживания.

Готовы тратить на внутренний туризм 61250 тенге, на выездной – 1700 долларов.

6

Более 65

Преимущественно пенсионеры, а также предприниматели со средним семейным доходом семьи на человека 18864 тенге. Основная цель путешествий – лечение, гостевые путешествия по СНГ. Привлекательными местами отдыха считают  историко-культурные.

Желаемая частота путешествий – 1 раз в год, реальная – 1 раз в 3 года.

Сдерживающими факторами путешествий является высокая стоимость путевок, плохое самочувствие.

В качестве недостатков отечественного турбизнеса отмечают высокие цены путевок и низкий уровень обслуживания.

Готовы тратить на внутренний туризм 70000 тенге, на выездной – 1900 долларов. 

Анализ спроса по совокупности факторов позволяет дать экономический прогноз туристского рынка в целом и обосноватьперспективность того или иного его сегмента.

Фирме важно определить, кто может стать конкурентом на выбранном сегменте в будущем, каковы его сильные и слабые стороны, имеет ли предприятие преимущества в конкурен­тной борьбе. Необходимо также решить, на каких направ­лениях следует сосредоточить усилия, развить свои силь­ные стороны и устранить недостатки и т.д.

Окончательное решение о выборе того или иного сегмента принимается на основе всесторонней оценки того, насколь­ко такое решение соответствует перечисленным выше тре­бованиям.

Литература:

1. Скобкин С.С. Менеджмент в туризме: М.: Магистр, 2007. – 447 с.

 2. Запесоцкий А.С. Стратегический маркетинг в туризме: теория и практика. – СПб.: СПбГУП, 2003. – 352 с.

3. Власова Т.И. Профессиональное и деловое общение в сыере туризма: М.: «Академия», 2008 . – 256 с.