Каталог статей

Крутова И. Н., Афанасьева Т., Евстифейкина А., Орлова А., Самаркина И.

Финансирование здравоохранения Венгрии

         Здравоохранение является социальной, жизненно важной для деятельности государства отраслью, цель функционирования которой - организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения, сохранение и повышение уровня здоровья. Именно поэтому политика любого государства должна быть направлена на повышение качества предоставляемых медицинских услуг, а ее финансовое обеспечение должно быть достаточным и эффективным. С этой точки зрения несомненный интерес представляет опыт Венгрии как страны финно-угорского региона. В статье рассмотрена система финансирования здравоохранения, изучены теория и практика вопроса, выявлены основные проблемы и слабые стороны в системе финансирования здравоохранения страны.

Существовавшая долгие годы система полного государственного финансирования здравоохранения была малодинамичной и не учитывала возрастающую роль инновационного развития экономики и повышающиеся потребности и запросы потребителей. Сложившейся ситуацией в отрасли  были недовольны практически все экономические контрагенты, задействованные в системе здравоохранения:

– пациенты – неудовлетворительным качеством и уровнем медицинского обслуживания;

– специалисты, предоставляющие медицинские услуги, – недостаточным финансированием и потерей отраслью былого престижа;

– общество и государство – низкой результативностью существующей системы здравоохранения.

Современная венгерская система здравоохранения в основном формировалась в период 1991-1993 годов на фоне коренных социальных и экономических преобразований в стране. Дифференциация источников финансирования здравоохранения отразилась в сочетании бюджетного финансирования, социального медицинского страхования и частных платежей населения (табл. 1). Основным источником финансирования системы здравоохранения осталось государственное финансирование.

Таблица 1 – Характеристика финансирования здравоохранения Венгрии

в период реформ [6].

1991

1992

1993

Общие расходы, % ВВП

7,0

7,6

7,6

Общие расходы на душу населения, долл. США

576

614

627

Государственные расходы, % общих расходов

89,1

88,0

87,4

Государственные расходы на душу населения, долл. США

513,5

540,3

547,9

Расходы населения, % общих расходов

10,9

12,0

12,6

Расходы населения на душу населения, долл. США

62,7

73,8

78,9

Расходы на лекарственные препараты, % общих расходов

27,6

26,5

28,4

Расходы на лекарственные препараты на душу населения, долл. США в год

158,8

162,8

177,9

С тех пор существенных изменений в структуре финансирования отрасли не происходило. В настоящее время Венгрия является частью ЕС, но один только факт вступления страны в Европейское Сообщество не стал гарантом высокого качества медицинского обслуживания и функционирования всех его организационно-финансовых составляющих.

Номинальные общие расходы на здравоохранение в Венгрии в 2009 г. составляли 7,4 % ВВП, что эквивалентно 1511 долл. США на душу населения в год, в то же время темпы роста реальных расходов, с поправкой на индекс инфляции существенно замедлились и приняли отрицательное значение (табл. 2).

Таблица 2 –Общие расходы на здравоохранение Венгрии [6].

Расходы, % от ВВП

Расходы, долл. США на душу населения

Темпы роста реальных расходов, %

2000

7,0

853,0

-

2001

7,1

970,0

5,8

2002

7,5

1114,0

10,3

2003

8,3

1283,0

15,0

2004

8,0

1305,0

0,7

2005

8,3

1411,0

7,7

2006

8,1

1486,0

1,0

2007

7,5

1433,0

-7,0

2008

7,2

1495,0

-2,3

2009

7,4

1511,0

-3,6

Конституция Венгрии гарантирует всем гражданам полное медицинское обслуживание, Центральное правительство определяет политику здравоохранения. В основе распределения бюджетных средств лежит принцип разделения капитальных и текущих затрат (двухканальное финансирование) как в стационарном, так и в амбулаторном секторах. Бюджет здравоохранения складывается из трех частей: бюджета Фонда медицинского страхования, средств государственного и местных бюджетов.

Основными поставщиками медицинских услуг являются местные органы власти, которым подведомственно большинство медицинских учреждений, включая финансирование больниц (32,3 % расходов), поликлиник (20,3 %), пунктов оказания первичной медицинской помощи.

Местные органы власти отвечают за финансирование и амортизационные расходы принадлежащих им медицинских учреждений и социальных служб. Правительство оказывает весьма существенную помощь, предоставляя целевые субсидии, осуществляет большую часть капитальных вложений, оплачивает некоторую часть текущих расходов и покрывает расходы, связанные с освобождением малоимущих от доплат; финансирует санитарное просвещение, медицинские исследования и разработки (табл. 3).

Таблица 3 – Государственные расходы на здравоохранение Венгрии [6].

Госрасходы, % от совокупных расходов на здравоохранение

Госрасходы, долл. США на душу населения

Темпы роста реальных госрасходов, %

2000

70,7

603,1

-

2001

69,0

669,1

3,1

2002

70,2

782,0

12,2

2003

72,8

934,6

19,3

2004

72,4

944,5

0,1

2005

72,3

1020,3

7,6

2006

72,5

1077,9

1,3

2007

70,3

1007,4

-9,9

2008

71,0

1061,4

-1,4

2009

69,7

1053,1

-5,4

Доля государственных расходов на здравоохранение, финансируемая из фондов социального медицинского страхования составляет две третьих, а доля общих расходов на здравоохранение, финансируемая из налоговых поступлений – не более трети.

Основные решения относительно Фонда – размер отчислений, бюджет и его распределение по разделам, методы финансирования медицинских учреждений – принимаются централизованно однопалатным Парламентом (Государственным собранием), правительством и Министерством здравоохранения.

С 2001 года Министерство здравоохранения обязано покрывать дефицит в бюджете Фонда медицинского страхования из своего собственного бюджета. По данным Министерства национальных ресурсов Венгрии, просроченные обязательства перед больницами этой страны в 2010 году составили около 34,6 млрд. форинтов (126 млн. евро).

В Венгрии действует обязательное государственное медицинское страхование для всего населения. Работодатели отчисляют 11%, работники – 3% дохода. Взносы медико-социального страхования собирает Министерство здравоохранения. Кроме того, бюджету здравоохранения из госбюджета был передан небольшой налог с фиксированной суммой, позже дополненный налогом, взимаемым по единой ставке 11% с доходов, ранее освобожденных от взносов медико-социального страхования (например, доходы с недвижимости). Фонд медицинского страхования имеет местные (территориальные) отделения, которые заключают договоры с медицинскими учреждениями и возмещают их расходы в соответствии с едиными государственными расценками.

Для системы общественного здравоохранения Венгрии актуальными проблемами остаются дефицит финансовых средств и низкооплачиваемый труд медицинского персонала. Также характерной чертой системы общественного здравоохранения являются неудовлетворительные темпы развития инфраструктуры.

При действующей ныне системе общественного страхования обеспечивается тот, кто имеет идентификационный код общественного страхования (№ TAJ). Однако точно неизвестно, сколько оплачено за это страхование. Таким образом, граждане, оплачивающие начисления, могут нести бремя счетов уклоняющихся от оплаты.

Иностранцам предоставляется бесплатная скорая помощь только в случаях угрозы жизни или нанесения тяжелого вреда здоровью пациента. В результате несчастного случая им безвозмездно оказывают первую помощь, но в других случаях за медицинские услуги необходимо платить. Тарифы каждое учреждение устанавливает самостоятельно [2].

Следует обратить внимание на то, что в Венгрии происходит сокращение государственных расходов на нужды здравоохранения. Наличие долгов государственных учреждений здравоохранения Венгрии приводит к задержке поступлений необходимых инвестиций для государственных больниц страны. Ограниченное государственное финансирование и его постоянное сокращение способствуют развитию частных компаний на рынке здравоохранения [1].

Это приводит к увеличению внимания населения этой страны к медицинским услугам, предоставляемым частными медицинскими учреждениями. В связи с этим в 2011 году отрасль частного здравоохранения продолжает динамично развиваться, а частные компании продолжают вкладывать в нее инвестиции [5].

Частные источники финансирования – это преимущественно платежи населения, коммерческая медицина хорошо развита на уровне первичной медицинской помощи, где широко применяется схема функциональной приватизации (то есть получение платы за услуги из Фонда медицинского страхования при аренде помещения и оборудования у местных властей). Лицензированием и профессиональным саморегулированием занимается Венгерская медицинская палата [4].

Платежи населения складываются из неофициальных платежей (их величину можно оценить только приблизительно) и доплат. В Венгрии источником данных о неофициальных платежах служат опросы семей, осуществляемые государственными органами. Центральное статистическое управление Венгрии накапливает данные о неофициальных платежах в ходе подготовки общих обзоров. Ожидается, что в будущем эти обзоры станут главным источником подобных данных. Однако качество данных по стране низкое, по сравнению с другими обзорами они занижают долю неофициальных платежей в 3-10 раз [5].

Большая часть доплат взимается за лекарственные средства - 32,6 % общих расходов на здравоохранение или 493,1 долл. США на душу населения в 2009 г. (табл. 4), протезы и другие медицинские приспособления; бальнеотерапию, уход за хроническими больными и дополнительные удобства при госпитализации. Кроме того, частичная оплата установлена за помощь специалистов, когда больной обращается в специализированные учреждения без направления врача общей практики. Полностью оплачиваются услуги, не входящие в основной набор, а также услуги врачей, занимающихся частной практикой (нередко по совместительству) и не заключивших договоров с администрацией Национального фонда медицинского страхования [4].

Таблица 4 – Официальные расходы населения на здравоохранение Венгрии [6].

Расходы населения, % от общих расходов на здравоохранение

Расходы населения, долл. США на душу населения

Общие расходы на лекарственные препараты, % от общих расходов на здравоохранение

Общие расходы на лекарственные препараты, долл. США на душу населения

2000

26,3

224,0

-

-

2001

27,7

268,6

28,5

276,7

2002

26,3

292,7

27,7

307,9

2003

23,7

303,7

27,5

352,5

2004

23,4

305,2

28,8

375,3

2005

23,8

335,9

31,1

439,2

2006

23,0

341,5

31,7

471,4

2007

24,3

347,7

31,1

445,8

2008

23,8

356,6

31,5

471,8

2009

23,7

358,5

32,6

493,1

По данным аналитической компании «PMR», общий объем рынка частного здравоохранения Польши, Венгрии, Чехии, Словакии, Болгарии и Румынии увеличился в 2007–2010 годах почти на 25%, с 4,7 до 5,9 млрд. евро. Это увеличение отмечали, несмотря на вызванное глобальным финансовым кризисом снижение стоимости евро в 2009 году и соответствующее сокращение покупательной способности потребителя [3].

На протяжении 2010–2011 годов в Венгрии усилился интерес к инвестированию в частное здравоохранение. В связи с возобновлением реализации отложенных во время экономического кризиса проектов, долгосрочные прогнозы развития частного здравоохранения являются оптимистичными. В 2011-2016 годах расходы на здравоохранение, как ожидается, будут иметь умеренные темпы роста и соответствовать темпам экономического развития в стране.

Но в связи с отсутствием последовательной политики на рынке частного здравоохранения в Венгрии прогнозировать краткосрочное развитие отрасли сложно. Учитывая уровень развития и планы по финансированию других сфер, к 2013 году объем частного здравоохранения в Венгрии уменьшится приблизительно на 300 млн. евро, в то время как в других странах Центральной Европы будет происходить увеличение данного показателя.

Результатом реформ, проведенных за последние 20 лет в Венгрии, является новая система здравоохранения, характеризующаяся более эффективным распределением и использованием ресурсов при сохранении доступности основных медицинских услуг. Первоочередной задачей правительства Венгрии является дальнейшее внедрение реформ здравоохранения. При этом актуальной перспективой остается финансирование здравоохранения населением. На систему частного финансирования здравоохранения приходится около четверти всех расходов, выделяемых на здравоохранение. В медицинском страховании увеличивается доля частного сектора, что происходит за счет роста доплат и объема добровольного медицинского страхования. Таким образом, венгерское здравоохранение столкнулось с неизбежностью перемен: весь этот сложный конгломерат социально-экономических факторов стал побудительным мотивом к проведению коренной реформы всей системы здравоохранения, и, прежде всего – поисков путей этого реформирования.

1. К вопросу о финансовой устойчивости в системах здравоохранения [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: [сылка более недоступна}

2. Опыт реформирования систем здравоохранения за рубежом [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: [сылка более недоступна}

3. Развитие фармрынков стран Центральной и Восточной Европы [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: [сылка более недоступна}

4. Система здравоохранения Венгрии – тернистый путь к европейскому совершенству [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: [сылка более недоступна}

5. Финансирование здравоохранения – альтернативы для Европы [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: [сылка более недоступна}

6. Health at a glance [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: [сылка более недоступна}


[1] Статья подготовлена по результатам научных исследований в рамках гранта РГНФ №12-12-13010 «Исследование финансового обеспечения развития финно-угорских территорий в условиях структурной модернизации экономики (на примере Республики Мордовия)».