Каталог статей

Котилко В. В. ,Грицюк Т.В.

Бюджетное регулирование финансов и финансовых стратегий бюджета России и СНГ

Аннотация. Сформулированы основные принципы и требования к составлению сбалансированных бюджетных прогнозов. Определены основные приоритеты цели бюджетных прогнозов страны зафиксированных в параметрах бюджета на среднесрочную перспективу. Определено основное назначение направлению финансового регулирования бюджета в системе финансового права.  Определено основное содержание и структура ветвей финансового права во взаимоотношениях с бюджетом разных уровней.

Ключевые слова. Бюджет. Полномочия бюджета. Финансовая сфера бюджета РФ. Финансовая ответственность. Финансовая ответственность сторон бюджета.  Прогноз развития. Капитальные инвестиционные расходы бюджета.  Инвестиции бюджета. Экономическое пространство.

Финансово-бюджетные прогнозы развития бюджета в бюджете развития СНГ

Основополагающим фактором в системе факторов бюджетного регулирования в РФ является то, что государство в своем собственном качестве все более активно участвует в экономических процессах и непосредственно как хозяйствующий субъект, и как  финансовый регулятор экономики через бюджетно-финансовую и денежно-кредитную политику, и как арбитр в хозяйственных спорах, и как заказчик и потребитель продукции частнопредпринимательского сектора экономики для удовлетворения государственных нужд и социальных потребностей населения. Сегодня во всех странах мира государство не только активно вступает в хозяйственные связи и влияет на макроэкономические процессы, но и законодательно определяет правила игры для участников практически всех правоотношений в сфере экономики и следит за их надлежащим соблюдением (таблица 1).

Таблица 1.

Структура расходов бюджета бюджетной системы (из прогноза ОРСЕ)

Страны

Общий уровень расходов, % ВВП

Непроцентные расходы

Потребление госсектора

Трансферты и субсидии

Процентные расходы

Гос. инвестиции

Расходы на образован.

Расходы на здравоохр.

Бразилия

46.6

38.4

19.5

17.1

8.2

1.9

4.6

3.3

Болгария

38.6

35.4

17.3

15.2

3.2

3.4

3.4

4

Чили

24.4

23.2

12.6

7.9

1.2

2.7

3.8

2.4

Украина

36.1

35.1

19,4

10.2

0.4

3,7

5,2

6.4

Кипр

40

36.7

18

11

3.3

3

5.6

2.5

Чехия

40.6

39.4

22.7

15

1.2

3.4

4

6.2

Эстония

36.4

36.1

19.7

10.7

0.3

4.1

6.2

4.4

Греция

48.6

41.4

16.8

17

7.2

3.8

3.7

5.1

Венгрия

50.2

45.6

22.4

15

4.6

3.8

4.8

5.3

Ирландия

33

31.3

14.8

9.3

1.7

3.8

4.4

4.9

Корея

24.4

24.4

12.7

5.4

3.8

2.4

Латвия

36.6

35.7

21.4

12.7

0.9

1.3

5.8

3.5

Литва

33.3

31.8

20.3

11.1

1.5

2.6

5.9

4.5

Мальта

45

41.2

20.7

14.5

3.8

4.4

4.8

6.2

Маврикий

24.7

20.9

12.9

3.8

7.5

3.8

2.1

Мексика

25.3

20.7

11.7

5.2

4.6

3.8

4.6

2.6

Польша

43.2

40.4

17.9

17.9

2.8

3.3

5.1

4.2

Португалия

46.2

43.1

20.7

14.3

3.1

3.7

5.7

6.2

Румыния

33.7

31.4

15.7

13.7

2.3

1.9

3.4

3.8

Сингапур

21

20.2

11.4

8.7

0.8

1.4

Словакия

43.8

40.3

20

14.2

3.5

2.9

4.1

5.2

Словения

42.1

39.8

20.2

18.6

2.3

2.9

6

Южная Африка

26.3

21.8

18.4

4.5

2.7

5.7

5.6

Таиланд

17.8

17.8

11.2

7.7

5.3

2.3

Турция

42.7

21.4

13.8

21.3

4.6

3.5

4

Среднее

36

32.1

17.2

13.1

3.9

3.7

4.6

4

Максимум

50.2

28.9

22.7

18.6

21.3

7.7

6.2

6.2

Минимум

17.8

17.5

11.2

5.2

0.3

1.3

3.4

1.4

Новые члены ЕС

41.1

38.7

20.3

14.1

2.4

3.2

5.2

4.8

Страны Балтии

35.4

34.5

20.5

11.5

0.9

2.7

6

4.1

Россия

33,7

33.2

17.3

12.9

0.5

4.1

4.1

3.5

Источник: По данным ОРСЕ. См. «Российский экономический журнал», №12, 2010г.

Процесс социализации экономической жизни объективно приводит к тому, что законодательство, ее регулирующее, приобретает все более публичный характер, а это меняет сущность и содержание традиционных отраслей права и правовых институтов, и только в этом случае услуги власти приобретают смысл публичного служения обществу.

Серьезно трансформируются также сущностные элементы административного права, что связано с ослаблением управляющей и усилением регулирующей ролей государства в экономике. Соответственно меняются и методы правового регулирования ¾ от прямых властных установлений к косвенному влиянию финансово-правовыми инструментами с усилением финансового контроля,  и  использованием финансовых методов, финансовых инструментов, финансовых рычагов,  финансовых регуляторов бюджета РФ, и административно-налоговых методов и изменений в Бюджетном кодексе РФ, и финансово-институциональных преобразований общества. Институциональные основы закреплены правовыми нормами общества, и юрискдально закреплены в нормах права первого и второго уровня по отношению к бюджету РФ. Одновременно в административном законодательстве увеличивается количество норм, связанных с финансовыми правонарушениями, а также названные нормы переходят в финансово-правовые документы (бюджетный кодекс РФ, налоговый кодекс РФ). В последние годы сформировалась достаточно стройная система финансового законодательства. Приняты и действуют  успешно Бюджетный кодекс Российской Федерации и Закон о бюджетной классификации, Налоговый кодекс Российской Федерации, основные законы по банковскому праву, валютно-правовому регулированию, правовому регулированию выпуска и обращения ценных бумаг, правовым основам государственного финансового контроля, бухгалтерского учета и аудита. Вместе с тем, как показала практика, требуется дальнейшее углубление и развитие законодательства, которым регулируются финансовые правоотношения и финансовое регулирование бюджета РФ (рисунок.1 бюджет). Финансовый прогноз представленный на рисунке 2 подтверждает основные тенденции развития бюджета инвестиций в РФ и основные прогнозы развития страны на  среднесрочный ожидаемый период.

Рисунок 1. Государственный расходы инвестиционного бюдежта РФ на 2010 год.

Источник:  Федеральный закон о бюджете на 2008 год и на период до 2010года.

Финансовое право как ветви права и область права в РФ

Основным направлением совершенствования финансового законодательства, на наш взгляд, является укрепление правового обеспечения обратных связей в реализации экономической политики через финансовую систему РФ. Принимаемые в последнее время законы и рассматриваемые Государственной Думой законопроекты демонстрируют, что руководство страны как раз ставит перед собой задачу отработки информационных потоков.  В то же время при реализации финансовых планов, исполнении бюджетов и программ экономического и социального развития следует исходить из фактически складывающихся условий, которые всегда отличаются от заданных. Для этого необходимо использовать бюджетные прогноза, планы – прогнозы стратегического развития бюджета РФ, Планы- прогнозы бюджета развития РФ, сводного консолидированного бюджета РФ, и бюджетные проектировки основных финансовых проектировок бюджета на очередной финансовый год.

Характеризуя финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.

Рисунок 2. План-прогноз инвестиционных расходов бюджета РФ на среднесрочный период до 2012 года.

Характеризуя финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.

Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов, страховых денежных фондов, финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий, ФАРП, ФФПР - фонда финансовой поддержки регионов, ФССР- фонда софинансирования социальных расходов). Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления Российской Федерации и субъектов Федерации (министерства, федеральные службы, федеральные агентства и т. д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.

Принципы финансовой деятельности. Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления базируется на определенных принципах, т. е. основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ. Главными из них являются: федерализм, законность, гласность, плановость.

Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов о выполнении этих актов, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.

Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура, порядок составления, утверждения и исполнения которых закрепляются в соответствующих нормативных актах.

 Содержание и структура планов-прогнозов на долгосрочный период

Предметом финансового права являются общественные отношения, и финансовые правоотношения бюджета,  возникающие в процессе осуществления государством и местным самоуправлением финансовой деятельности, т. е. деятельности по образованию, распределению, распоряжению  и использованию фондов денежных средств.

Итак, предмет финансового права  - это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств и финансовых ресурсов государства в целях реализации функций и задач государства.

Основной метод финансово-правового регулирования заключается содержании и форме реализации  государственно-властных полномочий бюджета и предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства, и органов государственной власти и управления,  и наделенных ими в связи с этим соответствующими полномочиями. Такой метод свойственен и другим отраслям и ветвям права, например административному и процедурному процессуальному, колизионному, конверсионному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, и выражении отношений бюджета в ветвях власти и уровнях власти бюджета в территориальном разрезе, а также в круге органов власти  - исполнительных представительных, уполномоченных государством на властные действия в целом, и  властные полномочия в сфере бюджетных правоотношений, и процедурных норм бюджетного права.  Это выражается в конкретных формулировках бюджетного права на среднесрочную  перспективу, а также в уточненных формулировках бюджета РФ и параметрах проекта бюджета на тех  - семилетний период, принятых за основу в финансовых планах и прогнозах бюджета. Принятые за основу проекты и прогнозы федерального бюджета РФ обеспечивают его сбалансированность в текущем финансовом году и на среднесрочную перспективу (до семи лет).

Место финансового права в единой системе российского права имеет свои особенности специфику проявления на каждом конкретном этапе социально-экономического развития страны. Особенности финансового права раскрываются полнее при его сопоставлении и отграничении от других отраслей права.

Поскольку финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с государственным (конституционным) и административным правом, которым регулируются организация и деятельность государства в целом. Связь между этими отраслями права существует и по видам государственной деятельности, на которые распространяется их действие.

Таким образом, очевидно, что в современных условиях гражданин или предприниматель, не способен эффективно конкурировать в индивидуальном качестве с организованным капиталом, а поэтому реализует свои интересы и потребности через различные общественные институты на коллективной основе и с активным использованием государства. Кстати, именно поэтому во всех странах и во всех отраслях хозяйства ценятся работники любого уровня, способные работать в команде

Рисунок 3. Управление государственной федеральной собственностью РФ в разрезе главных распорядителей и администраторов бюджетных наведенных расходов и  средств из бюджета РФ.

Источник:   Федеральный закон о бюджете на 2010 год и на период до 2013 года.

Характер и тенденции распределения средств по главным получателям и администраторам средств наведенных расходов федерального бюджета РФ  в части  федеральной собственности РФ приведен и проанализирован в разрезе получателей средств из бюджета РФ на рисунке 3.

Решающий вклад в реализацию стратегических целей развития бюджета страны вносит федеральный бюджет России. Однако его основные параметры существенно влияют на уровень  инфляции, динамику валютного курса и динамику курса рубля по отношению к нефтедоллару, налоговую нагрузку и другие условия экономического развития.

Финансовое обеспечение деятельности государства в стратегических сферах деятельности и наиболее значимых социальных гарантий обществу осуществляется за счет средств федерального бюджета. Наконец из федерального бюджета предоставляются значительный объемы средств и трансфертов нижестоящим бюджетам и бюджетам другого уровня бюджетной системы РФ.

Наиболее часто финансовые правоотношения пролангируются и уточнятся на постоянной основе и используются в процессе бюджетных корректировок уточненного прогноза бюджета на пяти- десятилетний  период  в следующих случаях:

- погашения финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа)  и использования повторного обязательства;

- выполнения задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам на длительной бюджетной основе в соответствии с регламентом  бюджетного права в конкретных формах его реализации на среднесрочную перспективу;

- использования выданных бюджетных ассигнований с использованием распорядителей бюджетных средств;

- реализации компетентными органами права взыскания недоимки по налогам, налоговым обязательствам бюджета и налоговым требованиям, отсроченным и длительно просроченным налоговым требованиям (например по –причине потери зарегистрированного налогоплательщика);

- достижения гражданином определенного возраста, предусмотренного законом, вызывает прекращение определенных действий финансового законодательства в бюджете, например,  в отношении налоговых платежей, например, в связи с переходом на пенсию, призывом в армию, призывом на действительную службу пожарной охране.

БЮЖЕТНЫЕ  ПОЛНОМОЧИЯ РФ В СООТВЕТСТВИИ С НОРМАМИ БЮДЕЖТНОГО КОДЕКСА РФ


                               


Рисунок 4. Государственное управление частью федеральной собственности обеспеченной наведенными расходами бюджета зафиксированными у главных распорядителей средств

Инвестиционный характер бюджета развития РФ на среднесрочную перспективу

Россия является мировым лидером во многих направлениях финансов, математики, финансовой математики, химии, медицине, машиностроении, высокоточном приборостроении, судостроении и речном пароходстве. ЕЕ вклад в области лазерной и криогенной техники, новых материалов, новых сплавов и принципиально новых сплавов из ранее не известных веществ и химических (тяжелая физика - физических) формул веществ, судоремнта, судостроения, средств связи и коммуникаций, известен не только в постсоветстком пространстве, но и в СНГ. В то же время очевидно. Что у нас большой удельный вес в стране нереализованных изобретений, слабо используется потенциал региональной науки. В этой связи следует изучить опыт применения науки и производства, который дает положительные результаты.

Инновационная составляющая является важнейшим аспектом  региональной политики. Из всех постсоветских стран Россия имеет достаточно высокий уровень науки, научные школы известны за рубежом, существенную долю составляют специалисты с высшим образованием.

Среди макроэкономических показателей, косвенно учитывающих создаваемый в стране спрос на инвестиции и инновации, важное значение имеет показатель роста  доли инвестиционной продукции  в валовом региональном продукте. Отсюда инвестиционный тип развития региона не может сводиться только к интенсификации. Он должен учитывать на уровне регионов такие  факторы, как  переориентация цели развития  регионов и предприятий  на социальные ценности,  технико-технологические измерения, судостроение и судоремонт в речном  пароходстве рек РФ,  экономико-финансовые предпосылки,  природно-экологические измерения,  затрагивающие весь комплекс отношений в системе «человек-окружающая среда», (включая образовательно-культурные  и психофизиологические измерения, в том числе повышение уровня регионализации экономики).

В России имеется опыт разработки региональных инновационных законов (например, в Калужской, Тверской областях и др.), концепций научно-технической и инновационной политики в регионах (Алтайский край, Тульская область, Буденовск и др.). Имеются научно-технические разработки, опирающиеся как на зарубежный, так на отечественный опыт, учитывающие нашу территориальную специфику и близость большинства субъектов к границе государства.

Инвестиции в основной капитал в 2010 году увеличились на 6%, при этом годовые темпы их роста почти все второе полугодие 2010 года были на уровне 10%. Росту инвестиционного спроса в 2010 году способствовало расширение кредитования реального сектора, которое в 2010 году увеличилось на 12,1% к 2009 году. Увеличилась и доступность кредитов. Процентные ставки по кредитам реальному сектору снизились с 15,3% в 2009 году до 10,8% в 2010 году. Рост кредитования произошел во многом благодаря улучшению ситуации в банковской сфере. По итогам 2010 года активы банковского сектора увеличились на 14,9% к 2009 году.

Рост инвестиций в основной капитал в январе-апреле 2011 года составил 0,1%. Во втором полугодии ожидается ускорение инвестиционного спроса, что приведет к росту инвестиций в основной капитал в 2011 году на 6% к 2010 году.

В 2012–2014 годах рост инвестиций в основной капитал в среднем прогнозируется на уровне 8,7% в год. В 2012 году рост инвестиций будет во многом обеспечен инвестиционными программами естественных монополий, в дальнейшем прогнозируется ускорение роста инвестиций в обрабатывающих отраслях. Ожидается, что на фоне улучшающегося инвестиционного климата будет расти инвестирование частного сектора.

Позитивным фактором роста в 2010 году являлось динамичное развитие промышленного производства (прирост за 2010 год по отношению к 2009 году составил 8,2%), особенно обрабатывающих производств (прирост – 11,8%). Наиболее высокими темпами роста характеризовалось производство транспортных средств и оборудования, электронного и оптического оборудования, производство машин и оборудования, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий. Рост обрабатывающих производств во многом был связан с ростом инвестиций.

В январе-мае 2011 года объем промышленного производства увеличился на 5,2%, по итогам года ожидается рост на уровне 5,4%, что позволит уже в 2011 году выйти на докризисный уровень. К 2014 году объем промышленного производства вырастет на 18,2% по отношению к 2010 году, при этом обрабатывающие производства вырастут на 25,4%. Лидерами роста среди ведущих отраслей обрабатывающих производств будут производство машин и оборудования, производство транспортных средств и оборудования.

Экспорт товаров в 2010 году составил 400,0 млрд. долл. США, что на 31,8% выше уровня 2009 года. Основной вклад в рост стоимостных объемов экспорта внес рост мировых цен на сырье. При этом в течение года темпы роста экспорта снижались в основном вследствие уменьшения эффекта базы.

В январе-апреле 2011 года экспорт товаров составил 159,6 млрд. долл. США, по итогам года ожидается, что его объем составит 503,8 млрд. долл. США. К 2014 году экспорт товаров достигнет 536,5 млрд. долл. США.

Импорт товаров в 2010 году составил 248,5 млрд. долл. США, что на 29,6% выше значения 2009 года. Рост был обусловлен увеличением реальных располагаемых доходов населения и увеличением инвестиционной активности, а также реальным укреплением рубля.

Импорт товаров в январе-апреле 2011 года составил 91,3 млрд. долл. США, ожидаемая оценка по итогам года – 308,7 млрд. долл. США, прогноз на  2014 год – 444,6 млрд. долл. США.

Таким образом, при замедлении темпов роста внешнеторгового оборота в принятых условиях прогноза цен на основные сырьевые товары российского экспорта прогнозируется сокращение положительного сальдо внешней торговли. Укрепляющийся рубль повысит экспортные доходы в прогнозируемый период, однако объем импорта будет расти более высокими темпами (таблица 2).

Таблица 2

Аналитическое распределение бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2011-2014 годы по направлениям государственных

программ  Российской Федерации*

млрд. рублей

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

Всего по государственным программам

(41 программа)

10 200,6

11 762,4

12 667,9

13 160,0

в %% к общему объему расходов

92,5

96,4

94,3

92,1

I Новое качество жизни

(13 программ)

4 588,1

5 623,8

5 847,4

5 841,2

II Инновационное развитие и модернизация экономики (17 программ)

1 781,6

1 837,8

1 832,6

1 844,9

III Обеспечение национальной безопасности

(2 программы)

1 876,0

1 977,3

2 438,5

2 758,4

IV Сбалансированное региональное развитие

(4 программы)

818,1

744,7

621,4

554,9

V Эффективное государство

(5 программ)

1 136,8

1 578,8

1 927,9

2 160,5

           

            * предварительные данные, подлежащие уточнению в соответствии с распределением предельных объемов бюджетных ассигнований по статьям классификации расходов бюджетов

Принятые поправки в бюджетный кодекс РФ имели следующий законодательный смысли следующий характер правопримения в бюджете России. Определяющее воздействие на бюджетную систему они будут иметь позднее.

1) Переход на всех уровнях бюджетной системы к среднесрочному финансовому планированию, в том числе для федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов российской Федерации – формированию бюджетов на трехлетний период ( в режиме «скользящей трехлетки»).

2) Выделение закрытого перечня форм бюджетный ассигнований, различающихся правовым статусом и отражением в бюджете.

3) Изменение порядка планирования и отражения в бюджете расходов на реализацию долгосрочных целевых программ и бюджетных инвестиций  в объекты государственной и муниципальной собственности.

4) Введение в бюджетный процесс государственных и муниципальных заданий и иных характеристик непосредственных результатов использования бюджетных средств, таких как обоснование бюджетных ассигнований.

5) Расширение полномочий органов власти всех уровней  в рамках единых, установленных Бюджетным кодексом , общих позиций  по детализации, интеграции бюджетной классификации и бюджетного учета,  и следовательно,  определению формата составления  и утверждения соответствующих бюджетов.

6) Обеспечение самостоятельности и ответственности  главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств при составлении исполнении бюджета.

7)    Создание условий для возникновения организаций новых организационно-правовых форм и проведения реструктиризации бюджетной сети.

8) Уточнение вопросов  регулирования государственного и муниципального долга, заимствований и гарантий.

Начиная с 2008 года федеральный бюджет формировался  на основе реестров  расходных обязательств  главных распорядителей и средств федерального бюджета. При подготовке, разработке и исполнению основных макроэкономических параметров бюджета на 2008 год, 2009 год, 2010 год и 2011год включительно использованы обоснования бюджетных ассигнований главных распорядителей бюджетных средств федерального бюджета,  содержащих информацию о непосредственных результатах деятельности, объеме и качестве оказанных государственных бюджетных услуг.

Основой формирования социальной бюджетной стратегии на среднесрочную перспективу является формулирование и согласование ряда приоритетных направлений, имеющих длительные цели стратегического развития на перспективу в масштабах  всей страны и отрасли тяжелое и особо-тяжолое машиностроения (например для судостроения и судоходства, речного и морского дальнего и среднего пароходства). Прикладное использования народохозяйственного значения этой практической проблемы судоходный туризм – въездной и выездной, туризм на пароходиках и малых формах яхт речного пароходства и флота с использованием элементов экстремального туризма. Справочник по туризму «Выходной день - два дня на реках и  поймах рек»).

Основа для решения  социальных проблем в стране и в отрасли тяжелое машиностроение для туризма, турагенств и туристических фирм в РФ и пределах СНГ  - высокие темпы устойчивого экономического роста, связанного с созданием новых рабочих мест в речном пароходстве и тяжелом машиностроении развивающем средства пароходства для отрасли туризм. В этих целях создано и сформировано Федеральное агентство по туризму на уровне аппарата Правительства Российской Федерации, задача которого трудоустройства занятых в сфере туризм и увеличение числе туроператоров на въездном туризме в РФ. Это способствует росту реальной заработной платы в реальном секторе экономики - сфере туризм и способствует увеличению доходов населения за Москвой (рисунок 5).

Расширение финансовых возможностей государства связанное с финансированием сферы пароходство, судостроение, судоремонт и судоходный туризм. Развитие отрасли судоремонт связано с особо тяжелым машиностроением и развитием комплектующих запчастей российского экспортно ориентированного производства в РФ и на экономическом пространстве СНГ. Производство стали и ремонтные сплавы, сплавов судоходства и судостроения в туризме является сопутствующей отраслью развития отрасли туризм и речное судостроение  и судоремонт. Для этого прежде всего необходимо поддерживать  финансовую стабильность  (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), определяющей степень доверия людей  к государству и готовность инвестировать в экономику страны. Цитата Путин из газета. Важное значение для развития сферы туризм

и сферы бизнеса в Российской Федерации в масштабах страны в целом имеет снижение налоговой нагрузки  на тяжелое машиностроение, на экономику машиностроения для туризма и судостроения и судоходства, и снижение административных барьеров на местах для реализации федерального туризма как въездной туризм в судоходстве (рисунок 6).

Рисунок 5. Федеральные фиксированные расходы на судоремонт, судостроение и гирометерологию в 2011 году.

Источник: Федеральный закон о бюджете на 2010год и на период до 2013года.

Кроме этого координирующими мерами государственного воздействие на сферу туризм и судоходство, судостроение и судоремонт в стране и в туризме является защита  прав собственности в отрасли судостроение в рамках Российской Федерации и в стране в целом, обеспечение экономической свободы в сфере труизм и судостроение,  и условий равного высвобождения собственности вложенной в туризм. В целом на среднесрочный экономический период определенный в государственных федеральных прогнозах  необходимо зафиксировать и поддерживать развитие транспортной системы, транспортной, коммуникационной  и энергетической инфраструктуры в России и СНГ,  судостроения экспорта интеллектуальных услуг для  судостроительной отрасли,  способствующих целенаправленному развитию других стратегических отраслей экономики.

Рисунок 6. Федеральные целевые расходы бюджета капитального длительного развития на долгосрочно ожидаемую  перспективу ( в ценах и тарифах 2011 года).

Обеспечение обороноспособности и безопасности  -необходимое условие  для развитие страны. Социальный прогресс в стране и в отрасли  судостроение  и судостроение для туризм в масштабах отрасли невозможен  без управления конфликтами, управления кризисами с использованием риск-прогнозных методик защиты населения территории использования от тяжелых последствий и внешних угроз: от военных конфликтов, стихийных бедствий,  авиакатасроф. Разрушительный потенциал насилия, природных и техногенных катастроф, требуют разработки мер превентивного и предупредительного для катастроф характера с использованием системы управления кризисами. Предупреждение локальных конфликтов, предотвращение и ликвидация последствий техногенного характера для отрасли, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий  входят в число приоритетных  бюджетных расходов и бюджетной политики на федеральном уровне.

Создание условий для будущего развития общества в Российской Федерации

важнейшая миссия социально ответственного государства России. Люди должны быть уверены в завтрашнем дне, убеждены в том, что их  дети и внуки не  будут благодарны стране РФ, благодарны старшим поколениям, заложившим основы будущего процветания страны в целом,  а значит и каждой семьи в отдельности.   Развитие природного и научного потенциала, и научно-технического снижает вероятность техногенных катастроф и системы природного-техногенного баланса в обществе. Кроме того гражданскими приоритетами развития техноосферы являются развитие природного и ресурсного и научного потенциала, конкурентной и высокотехнологичной сферы образовательных услуг, формирование инновационной среды предпринимательства и государственной предприимчивости, поддержка передовых технологий, ноу-хау венчура, обеспечение прав и конституционно закрепленных свобод граждан,  развитие демократии, созидания в обществе, и гражданского общества, эффективной организации самого государства- необходимы предпосылки достижения этой цели. Непосредственный вклад в  решение данной проблемы  должно внести комплексное решение  демогоафической проблемы.

В заключение хотелось бы отметить и конкретизировать еще раз в отношении системы финансового регулированию бюджета РФ и отношений финансового права, реализующих финансовую сущность бюджета в системе восходящих и нисходящих финансовых потоков:

Финансовая экспертиза -  предварительная интегративная оценка принимаемых финансовых решений с целью определения последствий их экономической эффективности  и юридических последствий.

Президент Российской Федерации и финансовое управление государством в  части основных норм и правил бюджета РФ определяет основные стратегические и оперативно-тактические резервы в РФ, системы правовых норм и нормативов, принятых к использованию, смету бюджетных расходов подведомственных бюджетных учреждений и подотчетных бюджетных учреждений и казначейский счета исполнения наведенных расходов федерального бюджета и субъектов федерации.

Независимый финансовый контроль в Российской Федерации осуществляют финансовое управление Правительства Российской Федерации, в части конструкционных ном бюджета и их последующем закреплении и отражении в нормах бюджетного права, и нормах положенных в основу развития бюджетного права и зафиксированных в законодательных нормах бюджетного кодекса РФ. Основной областью государственного финансового контроля по расходам и доходам бюджета РФ, и в части исполнения смет бюджетными учреждениям  является исполнение федерального бюджета и казначейских смет бюджета.