Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Семенова Н.Н. Развитие инвестиционных процессов в АПК финно-угорских территорийРеспублика Мордовия представляет собой индустриально-аграрный регион. Сельское хозяйство является важнейшей отраслью экономики Республики Мордовия, создавая более 17% валового регионального продукта. Основными секторами специализации агропромышленного комплекса являются производство молочной (молока, сыров и молочных продуктов), мясной (развитие производства говядины, свинины), птицеводческой (производство яиц и мяса птицы) продукции, пищевая и перерабатывающая промышленность. Растениеводство специализируется на производстве зерновых культур, а также сахарной свеклы, картофеля, овощей и кормовых культур.Производство сельскохозяйственной продукции в РМ во всех категориях хозяйств за 2004-2010 гг. увеличилось в 1,3 раза (рис. 1).
Рис. 1. Динамика валовой продукции сельского хозяйства В Республике Мордовия в последние годы наблюдается рост инвестиций в основной капитал сельского хозяйства (табл. 2.1). Таблица 1 Инвестиций в основной капитал сельского хозяйства РМ (в фактически действовавших ценах)
Однако, несмотря на рост инвестиций в основной капитал сельского хозяйства одной из основных проблем в Республике Мордовия, как и в целом по России, является слабая оснащенность отрасли техникой. Так, в 2010 г. обеспеченность сельскохозяйственных организаций тракторами и комбайнами в регионе по сравнению с 1990 г. сократилась в 2,6 раза. Нагрузка на единицу техники выросла по комбайнам в 2,6 раза, по тракторам ‒ 3 раза (табл. 2). Таблица 2 Обеспеченность сельскохозяйственных организаций РМ тракторами и комбайнами
В настоящее время в составе технопарка сельскохозяйственных машин АПК РМ преобладает техника возрастом от 3 до 10 лет (в среднем 54,6%) и техника, возраст которой более 10 лет (в среднем 30,6%), что указывает на низкие темпы обновления оборудования и его техническую отсталость. Большая доля устаревшего оборудования и сравнительно низкие темпы его обновления свидетельствуют о необходимости активизации инновационно-инвестиционных процессов в аграрном секторе республики. Современное сельскохозяйственное производство неразрывно связано с использованием и интенсивной эксплуатацией новой сельскохозяйственной техники. Преимущества новинок неоспоримы: обеспечивается многократное повышение производительности, рентабельности сельскохозяйственного производства. Комплексная механизация сельскохозяйственных работ ведет к значительной экономии труда, соблюдению сроков выполнения всех агротехнических операций, в том числе своевременному и качественному сбору урожая. В связи с этим машинотракторный парк сельхозпредприятий необходимо оснащать высокоэффективной техникой. Устойчивое развитие АПК в настоящее время является одним из приоритетов экономической политики правительства Республики Мордовия. Государственная поддержка сельскохозяйственного производства осуществляется в рамках реализации целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы». За последние четыре года в рамках реализации Госпрограммы сельхозтоваропроизводителям Республики Мордовия было выделено более 528 млн руб., из них в 2008 г. – 8 338 млн руб., в 2009 г. – 6 345 млн руб., в 2010 г. – 1 352 млн руб. Только в 2010 г. сельхозтоваропроизводителями республики было привлечено более 9,4 млрд рублей кредитных средств. С начала реализации национального проекта «Развитие АПК» (2006 г.) в сельское хозяйство инвестировано более 23,8 млрд. руб. субсидируемых инвестиционных кредитов. Кроме того, в регионе реализуются отраслевые целевые республиканские программы «Развитие мясного скотоводства Республики Мордовия на 2009-2012 годы» и «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Мордовия на 2009-2012 годы». В рамках отраслевой целевой программы Минсельхоза России реализуется Программа «Развитие пилотных семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2009-2011 годы». С начала реализации проекта построено и введено 13 семейных молочных животноводческих ферм, в 2011 году ведется строительство еще 9 ферм. Реализация названных программ позволит существенно увеличить объемы производства продукции животноводства, будет способствовать развитию сельских территорий, повышению уровня жизни на селе, росту конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции. В настоящее время в республике реализуются 116 инвестиционных проектов: 72 – в молочном животноводстве, 19 – в свиноводстве, 12 – по откорму крупного рогатого скота, 7 – в птицеводстве. В 2010 году введено 10 животноводческих комплексов, в том числе 7 молочных, 1 –свиноводческий и 2 – по откорму крупного рогатого скота. В агропромышленном комплексе РМ активно внедряется современная энергонасыщенная техника и передовые технологии. В республике реализуется инвестиционный проект по строительству товарной свинофермы на 4800 свиноматок с объемом производства свинины более 12 тыс. тонн в год, являющейся одним из приоритетных инвестиционных проектов Республики Мордовия и поддерживаемый Минсельхозом России. В результате реализации данного проекта в республике практически удвоится поголовье свиней в общественном секторе. В ОАО «Ламзурь» ведется модернизация и расширение действующего производства, которая позволит обеспечить объем продаж кондитерской продукции до 50 тыс. тонн в год и 80 тыс. тонн на перспективу. С 2005 года в Республике Мордовия развивается деятельность по выращиванию роз. В настоящее время цветочный кластер республики входит в пятерку крупнейших российских производителей цветов и занимает 7,5% рынка. Построены две очереди тепличного комплекса в п. Кадошкино и первая очередь в п. Теньгушево по 3 га общей каждый максимальной производительностью 15,0 миллионов роз в год. Планируется дальнейшее строительство производственных площадей, при этом проектная мощность составит более 30 млн. штук роз. Количество занятых в цветочном производстве составит более 500 человек. В перспективе Республика Мордовия будет являться крупнейшим производителем срезанных цветов в России, занимая около 15% российского рынка. На наш взгляд, инвестиционная политика в АПК должна быть направлена на обновление производственного потенциала, повышение эффективности его использования на основе внедрения в практику достижений научно-технического прогресса, освоения ресурсосберегающих технологий, модернизации и реконструкции производства. При этом важная роль в активизации инвестиционной деятельности принадлежит государству. Основными инструментами государственного регулирования инвестиционного процесса в аграрном секторе экономики региона должны являться ценообразование; проведение гибкой кредитной, налоговой и амортизационной политики ; расширение возможностей лизинга; стимулирование предпринимательской деятельности и предоставление льгот инвесторам; целевое государственное финансирование инвестиционных проектов. В рамках совершенствования амортизационной политики целесообразно периодически проводить индексацию восстановительной стоимости основных фондов и амортизационных отчислений, активно применять ускоренную амортизацию, ввести режим специального хранения и расходования средств амортизационного фонда. В современных условиях государство должно осуществлять регулирование инвестиционной деятельности в АПК не только путем применения стимулирующих мер, но и прямого вложения капитала. Приоритетными направлениями государственных капитальных вложений в АПК являются: восстановление технического потенциала; строительство объектов, предусмотренных целевыми программами; укрепление материально-технической базы сельскохозяйственной науки, семеноводства, племенного дела; строительство жилья и социальной инфраструктуры на селе; поддержка малого бизнеса; создание объектов и систем, обеспечивающих экологическую безопасность сельскохозяйственного производства. В условиях ограниченности бюджетных средств модернизация АПК, осуществление крупных проектов по инновационному развитию аграрного сектора экономики возможно только с привлечением отечественного и международного капитала на базе государственно-частного партнерства. Государственно-частное партнерство может стать эффективным механизмом привлечения долгосрочных инвестиций, направленным на развитие инновационных проектов. Основная форма государственно-частного партнерства, которую целесообразно развивать в аграрном секторе экономики ‒ долевая форма – наиболее распространенная в настоящее время форма сотрудничества государства и бизнеса, которая заключается в инвестировании частных и публичных средств в уставные капиталы юридических лиц. Это наиболее простая и доступная форма организации партнерства. Данная форма государственно-частного партнерства должна реализовываться на основе дальнейшего развития государственно-частных предприятий. Участие частного сектора в капитале государственного предприятия должно обеспечиваться на основе дальнейшего развития акционирования (корпоратизации) и создания совместных предприятий. Необходимо развивать и другие формы государственно-частного партнерства. Например, разнообразные контракты, которые государство предоставляет частным компаниям: на выполнение работ и оказание общественных услуг, на научно-внедренческие работы, на управление, на поставку продукции для государственных нужд, контракты технической помощи и т. д. Система краткосрочных контрактов достаточно широко используется в хозяйственной практике органов государственной власти и за рубежом, и в современной России. Система краткосрочных контрактов наряду с другими формами государственно-частного партнерства должна стать важнейшим институциональным и организационным механизмом реализации масштабных и локальных проектов в области научно-исследовательских конструкторских работ и внедрения их результатов в агропромышленное производство. Таким образом инновационное развитие агарного сектора экономики Республики Мордовия невозможно без технического перевооружения и реконструкции животноводческих ферм и комплексов, а также обновления парка машинами качественно нового поколения.
[1] Статья подготовлена при финансовой поддержки РГНФ и Правительства РМ (проект №12-12-13010 а/В) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||